Урок познания мира по теме «Ты, твоя семья и государство». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель:

  • познакомить с понятиями “Конвенция о правах ребенка” “ООН – Организация Объединенных Наций”, “Права ребенка”, закрепить понятия: “семья”, “общество”, “государство”;
  • развивать мышление, коммуникативные способности, расширять кругозор;
  • воспитывать уважение к семье, как основе общества, чувства гордости, любви к своей семье, уважения к государству.

Оборудование:

  • интерактивная доска, плакат “Права ребенка”: “Право на жилище” “Право на имя, отчество и фамилию”, “Право на защиту своих прав”, “Право на собственность”, “Право на выбор местожительства”, “Право ребенка на жизнь в семье со своими родителям”, надписи “Конвенция о правах ребенка”, “Семья – это маленькое общество”,
  • цитата “Птенец, оперившись, повторяет то, чему научился в гнезде, сын, подрастая, повторяет то, чему научился в семье”,
  • для проектной работы: цветы, голуби, “кирпичики дома” (А-4), “крыша дома”, надписи: “Президент”, “Парламент”, “Правительство”,
  • для инсценировки: короны с изображениями ворона, воронят, ежа, ежат, костюм падишаха, карточки для игры “Домино”.

1. Орг.момент

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания:

Игра “Домино”

коллективная работа

Все учащиеся получают карточки, у одних- вопросы, у других - ответы, учащиеся читают вопросы, отвечают на них учащиеся по карточкам -ответам.

  1. Модель Земли (Глобус)
  2. Огромные части суши, окруженные со всех сторон водой, называются (материками)
  3. Нижняя и верхняя точки воображаемой оси земного шара называются (полюсами)
  4. Сколько полюсов на Земном шаре, назови (два, Южный полюс, Северный полюс)
  5. Линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется (экватором)
  6. На какие два полушария делит экватор земной шар (Южное полушарие, Северное полушарие)
  7. Линии, параллельные экватору, называются (параллелями)
  8. Линии, соединяющие Южный и северный полюс, называются (меридианами)
  9. Какой меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию? (нулевой)
  10. На какие полушария делит нулевой меридиан Земной шар? (На Западное полушарие, Восточное полушарие)
  11. В каком полушарии находится Республика Казахстан? (Северном полушарии, Восточном полушарии)
  12. Длительность одного оборота Земли вокруг своей оси (сутки – 24 часа)
  13. Путь Земли, по которому она проходит вокруг Солнца, называется (орбитой)
  14. Время, необходимое для полного оборота земли вокруг Солнца, называется (годом, в котором 365 дней)
  15. Если в Северном полушарии лето, то в Южном (зима)
  16. Причина смен времен года (наклон земной оси к её орбите)
  17. В каком направлении наклонена ось Земли? (в точности на Полярную звезду)

3. Новый материал.

Объяснение с демонстрацией слайдов

фронтальная работа

Учитель: Отгадайте название темы урока, разгадав ребус 2 слайд

Учитель: Сегодня мы с вами еще лучше изучим понятия “семья”, “общество”, “государство”, выясним насколько наше государство зависит от состояния семьи, познакомимся с новыми понятиями “Конвенция о правах ребенка”, “Права ребенка”. Мы сегодня узнаем, как семья защищает права ребенка в обществе.

Беседа по вопросам:

  • Что такое общество, семья?
  • Кто такой ребенок?

Учитель:

Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами. 3 слайд

Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. 4 слайд

Оно занимает определённую территорию 5 слайд

Его возглавляет всенародно избранный Президент 6 слайд

Для того, чтобы общество успешно развивалось, работают различные промышленные, научные, культурные, медицинские и другие предприятия и учреждения 7 слайд

Семья - это маленькое общество, его члены состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью ответственностью друг за друга. 8 слайд, 9 слайд

Глава семьиорганизует всю работу, заботится о других членах семьи, объединяет их. 10 слайд

У семьи есть постоянное место жительства и своё хозяйство. 11 слайд

Каждый член семьи по возможности работает, учится или занимается домашним хозяйством.

Общая обязанность семьи – создавать условия для развития каждого её члена. В семье необходимо согласовывать свои действия.

У каждой семьи есть круг родственников. 12 слайд

У народов нашей страны принято, чтобы родственники помогали друг другу. Помощь бывает разной подготовка семейных торжеств 13 слайд

уход за престарелыми родственниками и т.д. 14 слайд

Если ты будешь доброжелателен к другим, то и к тебе в нужное время придут на помощь

Так семья выполняет роль маленького общества. 15 слайд

Физминутка “Буратино”

Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим, как семья может защищать права ребенка?

Учитель: Посмотрите на схему и расскажите, кто защищает твои интересы? 16 слайд

(семья, государство, Организация Объединенных Наций)

Учитель: В 1945 году народы разных стран создали организацию, назвали её ООН – Организация Объединенных Наций, которая должна защищать интересы всех людей на земле. 17 слайд

Конвенция о правах ребенка принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году. В этом документе говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия (18 лет). Эти права важны для жизни и здоровья ребенка, для его развития. 18 слайд

  • Права ребенка: право на жизнь,
  • на получение образования,
  • на отдых,
  • на свободу слова и веры,
  • на бесплатную медицинскую помощь,
  • на собственное мнение. 19 слайд

Наше государство, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяло на себя обязательства обеспечить детям Казахстана все названные в ней права.

  • Интересы ребенка защищает его семья 20 слайд
  • Право на жилище
  • Право на собственность
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Право за защиту своих прав,
  • Право на местожительства
  • Право ребенка на жизнь в семье со своими родителями закреплено Конвенцией о правах ребенка. 21 слайд

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту прав и интересов.

Инсценировка сказки “Ворона считает своего детеныша беленьким, а еж – мягоньким” малое КТД

коллективная работа

Властелин мира пророк Сулейман приказал ежу и вороне:

- Ты, ворона, облети за ночь весь мир, да найди мне хорошую певчую птицу! Посади её в клетку возле дома, чтобы она по утрам будила меня своим пением! А ты, ёж, обыщи весь мир и найди для меня самую мягкую вещь! Положи её на мою подушку, поближе к моему лицу, чтоб моё лицо касалась этой мягкой вещи, когда я проснусь от пения птицы. Не зная отдыха, облетала ворона много земель, никто из птиц ей не понравился.

Усталая и изнурённая, вернулась она к утру в гнездо, чтобы повидать своих воронят. Завидев свою мать, птенцы закаркали и загалдели.

Их карканье показалось вороне таким нежным, что она очень обрадовалась и привела своих детёнышей к Сулейману и посадили их в клетку.Ёж тоже обшарил за ночь всё вокруг в поисках мягкой вещи.

Но как ни искал, не нашёл её. Усталый, в изнеможении допёлся он до своей норы. Уведя отца, ежата вышли навстречу и прижалась к нему. Ежу показалась, что мех его детёнышей самый мягкий на земле.

Не долго думая, ёж взял да принёс своих ежат к Сулейману и положил их на него подушку. Наступила утро, закаркали из загалдели воронята.

Только хотел Сулейман повернуться, как в лицо его вонзились иглы ежат. Смотрит – в клетке сидят воронята, а на подушке лежит ежат.

Разгневался Сулейман, вызвал ворону и ежа и велел отрубить им головы.

Взмолились провинившиеся ёж и ворона, и Сулейман разрешил им высказаться. Они рассказали всё, как было. Задумался пророк.

- для каждого своё дитя слаще мёда, жарче огня, ярче солнце, мягче пуха, - сказала он и отпустил ворону и ежа на волю.

Беседа:

  • Как ты думаешь, о чем эта сказка? фронтальная работа
  • Почему у сказки такое название?
  • Почему пророк Сулейман отменил казнь вороны и ежа и отпустил их?
  • Какой вывод можно сделать из содержания сказки?

Учитель: Здесь говорится о праве ребенка жить в семье со своими родителями.

Право ребенка на жизнь в семье со своими родителями закреплено Конвенцией о правах ребенка. 21 слайд

Самое большое счастье для ребенка жить в семье. Если у вас есть семья и родители – цените это, отвечайте на их заботу вниманием и любовью. 22 слайд

4. Защита проектов

фронтальная работа

Учитель: Ребята, расскажите о своей семье по плану:

моя семья – это..., традиции моей семьи – это...

(с помощью учителя на доске составляется интерактивный проект “Государство – это семья”: строится дом из кирпичиков, цветы, голуби, солнце. Во главе государства Президент, Парламент, Правительство )

5. Закрепление.

Чтение материала учебника (1-2 группа) самостоятельная работа

Составление правил для детей в семье (3 группа) самостоятельная работа у доски

(учащиеся составляют правила для детей в семье из готовых карточек, готовят устные дополнения)

Правила для детей в семье

  • Уважай право родителей на личную жизнь
  • Береги доверенные тебе тайны.
  • Рассказывай о своих личных успехах.
  • Дари открытки и подарки по случаю праздников.
  • Обращайся к родителям за советом по личным вопросам.
  • Рассказывай родителям о своих личных планах.
  • Верь своим родителям.
  • Не критикуй родителей в присутствии других.

Проверка: пересказа материала учебника. Фронтальная работа

Проверка: задания “Правила для детей в семье”

Учитель: Ребята, что вы еще можете добавить?

(учащиеся дополняют устно)

Задание: Записать пословицу “ Глядя на отца растет сын, глядя на мать растет дочь”, объяснить смысл, выучить, рассказать.

6. Обобщение.

Учитель: Ребята мы видим, что основа государства – это семья, если наши семьи будут крепкие, богатые, в них будут царить добрые традиции, то и государство будет крепким, богатым с добрыми традициями.(цветы, голуби, солнце), тогда в государстве будет процветать мир и согласие.

Повторим, что необходимо запомнить: фронтальная работа

  • Что такое общество? Слайд 23
  • Что такое семья? Слайд 24
  • В чем роль родителей? Слайд 25
  • Какие права ребенка защищает семья? Слайд 26
  • Как называется документ о защите прав детей? Слайд 27
  • Какие правила для детей в семье вы знаете? Слайд 28

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: пересказ материала учебника, написать правила для детей в семье.

Литература.

  1. “Правоведение для маленьких” И.В. Коровайко, Б.К. Жумабекова.Алматы “Бiлiм”, 2000г.
  2. “Познание мира” К. Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетов, И. Нугуманов, К. Жукешев. Алматы “Атамра” 2011г.

На уроке использована презентация.