Цель:
- познакомить с понятиями “Конвенция о правах ребенка” “ООН – Организация Объединенных Наций”, “Права ребенка”, закрепить понятия: “семья”, “общество”, “государство”;
- развивать мышление, коммуникативные способности, расширять кругозор;
- воспитывать уважение к семье, как основе общества, чувства гордости, любви к своей семье, уважения к государству.
Оборудование:
- интерактивная доска, плакат “Права ребенка”: “Право на жилище” “Право на имя, отчество и фамилию”, “Право на защиту своих прав”, “Право на собственность”, “Право на выбор местожительства”, “Право ребенка на жизнь в семье со своими родителям”, надписи “Конвенция о правах ребенка”, “Семья – это маленькое общество”,
- цитата “Птенец, оперившись, повторяет то, чему научился в гнезде, сын, подрастая, повторяет то, чему научился в семье”,
- для проектной работы: цветы, голуби, “кирпичики дома” (А-4), “крыша дома”, надписи: “Президент”, “Парламент”, “Правительство”,
- для инсценировки: короны с изображениями ворона, воронят, ежа, ежат, костюм падишаха, карточки для игры “Домино”.
1. Орг.момент
Приветствие.
2. Проверка домашнего задания:
Игра “Домино”
коллективная работа
Все учащиеся получают карточки, у одних- вопросы, у других - ответы, учащиеся читают вопросы, отвечают на них учащиеся по карточкам -ответам.
- Модель Земли (Глобус)
- Огромные части суши, окруженные со всех сторон водой, называются (материками)
- Нижняя и верхняя точки воображаемой оси земного шара называются (полюсами)
- Сколько полюсов на Земном шаре, назови (два, Южный полюс, Северный полюс)
- Линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется (экватором)
- На какие два полушария делит экватор земной шар (Южное полушарие, Северное полушарие)
- Линии, параллельные экватору, называются (параллелями)
- Линии, соединяющие Южный и северный полюс, называются (меридианами)
- Какой меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию? (нулевой)
- На какие полушария делит нулевой меридиан Земной шар? (На Западное полушарие, Восточное полушарие)
- В каком полушарии находится Республика Казахстан? (Северном полушарии, Восточном полушарии)
- Длительность одного оборота Земли вокруг своей оси (сутки – 24 часа)
- Путь Земли, по которому она проходит вокруг Солнца, называется (орбитой)
- Время, необходимое для полного оборота земли вокруг Солнца, называется (годом, в котором 365 дней)
- Если в Северном полушарии лето, то в Южном (зима)
- Причина смен времен года (наклон земной оси к её орбите)
- В каком направлении наклонена ось Земли? (в точности на Полярную звезду)
3. Новый материал.
Объяснение с демонстрацией слайдов
фронтальная работа
Учитель: Отгадайте название темы урока, разгадав ребус 2 слайд
Учитель: Сегодня мы с вами еще лучше изучим понятия “семья”, “общество”, “государство”, выясним насколько наше государство зависит от состояния семьи, познакомимся с новыми понятиями “Конвенция о правах ребенка”, “Права ребенка”. Мы сегодня узнаем, как семья защищает права ребенка в обществе.
Беседа по вопросам:
- Что такое общество, семья?
- Кто такой ребенок?
Учитель:
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами. 3 слайд
Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. 4 слайд
Оно занимает определённую территорию 5 слайд
Его возглавляет всенародно избранный Президент 6 слайд
Для того, чтобы общество успешно развивалось, работают различные промышленные, научные, культурные, медицинские и другие предприятия и учреждения 7 слайд
Семья - это маленькое общество, его члены состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью ответственностью друг за друга. 8 слайд, 9 слайд
Глава семьи – организует всю работу, заботится о других членах семьи, объединяет их. 10 слайд
У семьи есть постоянное место жительства и своё хозяйство. 11 слайд
Каждый член семьи по возможности работает, учится или занимается домашним хозяйством.
Общая обязанность семьи – создавать условия для развития каждого её члена. В семье необходимо согласовывать свои действия.
У каждой семьи есть круг родственников. 12 слайд
У народов нашей страны принято, чтобы родственники помогали друг другу. Помощь бывает разной подготовка семейных торжеств 13 слайд
уход за престарелыми родственниками и т.д. 14 слайд
Если ты будешь доброжелателен к другим, то и к тебе в нужное время придут на помощь
Так семья выполняет роль маленького общества. 15 слайд
Физминутка “Буратино”
Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.
Учитель: Сегодня мы рассмотрим, как семья может защищать права ребенка?
Учитель: Посмотрите на схему и расскажите, кто защищает твои интересы? 16 слайд
(семья, государство, Организация Объединенных Наций)
Учитель: В 1945 году народы разных стран создали организацию, назвали её ООН – Организация Объединенных Наций, которая должна защищать интересы всех людей на земле. 17 слайд
Конвенция о правах ребенка принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году. В этом документе говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия (18 лет). Эти права важны для жизни и здоровья ребенка, для его развития. 18 слайд
- Права ребенка: право на жизнь,
- на получение образования,
- на отдых,
- на свободу слова и веры,
- на бесплатную медицинскую помощь,
- на собственное мнение. 19 слайд
Наше государство, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяло на себя обязательства обеспечить детям Казахстана все названные в ней права.
- Интересы ребенка защищает его семья 20 слайд
- Право на жилище
- Право на собственность
- Право на имя, отчество и фамилию
- Право за защиту своих прав,
- Право на местожительства
- Право ребенка на жизнь в семье со своими родителями закреплено Конвенцией о правах ребенка. 21 слайд
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту прав и интересов.
Инсценировка сказки “Ворона считает своего детеныша беленьким, а еж – мягоньким” малое КТД
коллективная работа
Властелин мира пророк Сулейман приказал ежу и вороне:
- Ты, ворона, облети за ночь весь мир, да найди мне хорошую певчую птицу! Посади её в клетку возле дома, чтобы она по утрам будила меня своим пением! А ты, ёж, обыщи весь мир и найди для меня самую мягкую вещь! Положи её на мою подушку, поближе к моему лицу, чтоб моё лицо касалась этой мягкой вещи, когда я проснусь от пения птицы. Не зная отдыха, облетала ворона много земель, никто из птиц ей не понравился.
Усталая и изнурённая, вернулась она к утру в гнездо, чтобы повидать своих воронят. Завидев свою мать, птенцы закаркали и загалдели.
Их карканье показалось вороне таким нежным, что она очень обрадовалась и привела своих детёнышей к Сулейману и посадили их в клетку.Ёж тоже обшарил за ночь всё вокруг в поисках мягкой вещи.
Но как ни искал, не нашёл её. Усталый, в изнеможении допёлся он до своей норы. Уведя отца, ежата вышли навстречу и прижалась к нему. Ежу показалась, что мех его детёнышей самый мягкий на земле.
Не долго думая, ёж взял да принёс своих ежат к Сулейману и положил их на него подушку. Наступила утро, закаркали из загалдели воронята.
Только хотел Сулейман повернуться, как в лицо его вонзились иглы ежат. Смотрит – в клетке сидят воронята, а на подушке лежит ежат.
Разгневался Сулейман, вызвал ворону и ежа и велел отрубить им головы.
Взмолились провинившиеся ёж и ворона, и Сулейман разрешил им высказаться. Они рассказали всё, как было. Задумался пророк.
- для каждого своё дитя слаще мёда, жарче огня, ярче солнце, мягче пуха, - сказала он и отпустил ворону и ежа на волю.
Беседа:
- Как ты думаешь, о чем эта сказка? фронтальная работа
- Почему у сказки такое название?
- Почему пророк Сулейман отменил казнь вороны и ежа и отпустил их?
- Какой вывод можно сделать из содержания сказки?
Учитель: Здесь говорится о праве ребенка жить в семье со своими родителями.
Право ребенка на жизнь в семье со своими родителями закреплено Конвенцией о правах ребенка. 21 слайд
Самое большое счастье для ребенка жить в семье. Если у вас есть семья и родители – цените это, отвечайте на их заботу вниманием и любовью. 22 слайд
4. Защита проектов
фронтальная работа
Учитель: Ребята, расскажите о своей семье по плану:
моя семья – это..., традиции моей семьи – это...
(с помощью учителя на доске составляется интерактивный проект “Государство – это семья”: строится дом из кирпичиков, цветы, голуби, солнце. Во главе государства Президент, Парламент, Правительство )
5. Закрепление.
Чтение материала учебника (1-2 группа) самостоятельная работа
Составление правил для детей в семье (3 группа) самостоятельная работа у доски
(учащиеся составляют правила для детей в семье из готовых карточек, готовят устные дополнения)
Правила для детей в семье
- Уважай право родителей на личную жизнь
- Береги доверенные тебе тайны.
- Рассказывай о своих личных успехах.
- Дари открытки и подарки по случаю праздников.
- Обращайся к родителям за советом по личным вопросам.
- Рассказывай родителям о своих личных планах.
- Верь своим родителям.
- Не критикуй родителей в присутствии других.
Проверка: пересказа материала учебника. Фронтальная работа
Проверка: задания “Правила для детей в семье”
Учитель: Ребята, что вы еще можете добавить?
(учащиеся дополняют устно)
Задание: Записать пословицу “ Глядя на отца растет сын, глядя на мать растет дочь”, объяснить смысл, выучить, рассказать.
6. Обобщение.
Учитель: Ребята мы видим, что основа государства – это семья, если наши семьи будут крепкие, богатые, в них будут царить добрые традиции, то и государство будет крепким, богатым с добрыми традициями.(цветы, голуби, солнце), тогда в государстве будет процветать мир и согласие.
Повторим, что необходимо запомнить: фронтальная работа
- Что такое общество? Слайд 23
- Что такое семья? Слайд 24
- В чем роль родителей? Слайд 25
- Какие права ребенка защищает семья? Слайд 26
- Как называется документ о защите прав детей? Слайд 27
- Какие правила для детей в семье вы знаете? Слайд 28
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание: пересказ материала учебника, написать правила для детей в семье.
Литература.
- “Правоведение для маленьких” И.В. Коровайко, Б.К. Жумабекова.Алматы “Бiлiм”, 2000г.
- “Познание мира” К. Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетов, И. Нугуманов, К. Жукешев. Алматы “Атамра” 2011г.
На уроке использована презентация.