Цель урока: сформировать понятие "анализатор", развивать его на примере зрительного анализатора, сформировать знания о строении глаза и механизме восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
Ход урока
1) Организационный момент
2) Сообщение темы и цели урока
3) Изучение нового материала
Анализатор - это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации )зрительной, слуховой и т.д.)
Части анализатора:
- периферический отдел (рецепторы)
- проводниковый отдел (чувствительные нервы)
- центральный отдел (зоны в К.Б.П.)
Виды анализаторов:
1) зрительный (глаза)
2) слуховой (уши)
3) обонятельный (нос)
4) осязательный (руки)
5) вкусовой (язык)
Благодаря им человек получает полную и реальную картину окружающего мира.
Зрительный анализатор (бинокулярное зрение)
"Глаз смотрит, а мозг видит"
Орган зрения - глаз, 70% всей информации мы получаем с помощью зрения.
Орган зрения
- глазное яблоко (брови, ресницы, веки, слезная железа, гл.мышцы их 6)
- вспомогательный аппарат (глаз)
Элемент органа зрения | Строение | Функции |
Веки | Кожные складки | Защищают глаза от пыли и яркого света |
Ресницы | Волосы по краям век | |
Брови | Волосы, растущие над глазом от его внутреннего угла. | отводят от глаз пот со лба. |
Слёзный аппарат | Слёзная железа и слезный проток. Слеза - 99%вода, 1%-соли. В сутки - 1гр.слез. |
Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз |
Глазное яблоко | ||
1) Фиброзная оболочка а) Белочная или СКЛЕРА (задняя непрозрачная) б) Роговица (передняя прозрачная) |
Наружная плотная оболочка из
соединительной ткани.
Выпукло - вогнутая линза |
Защитная
Свет проникает внутрь глаза. |
2) Сосудистая оболочка а) Радужка б) Зрачок (диаметр 2-8 мм) в) Хрусталик |
Содержит кровеносные сосуды и черный
пигмент Передняя часть сосудистой оболочки с пигментами и мышцами. Отверстие в радужной оболочке. Двояковыпуклый |
Питает глаз и поглощает световые лучи. Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка. Расширяется и сужается, регулирует количество света поступающего в глаз. Изменяя кривизну, фокусирует изображение на сетчатке. |
3)Сетчатка (внутренняя оболочка) Пигмент - иодопсин а) Желтое пятно б) Слепое пятно в) Зрительный нерв |
Фоторецепторы: палочки (сумеречного
света их 130 млн.) колбочки (раздражаются только ярким светом, различие цвета их 7 млн.) Цветное зрение из-за 3 -х типов колбочек: красные, синие, зеленые. Место на сетчатке напротив зрачка, где только колбочки. участок сетчатки не имеющий рецепторов, здесь выход зрительного места. Длинные отростки нейронов |
Обеспечивает восприятие света и формы
предмета.
Воспринимает возбуждение и передает его в зрительную зону К.Б.П. |
Стекловидное тело | Прозрачная полужидкая масса | Пропускает свет, упругость глаза. |
Адаптация - приспособление глаза к видению в разной освещенности.
Аккомодация - приспособление глаза к видению предметов на различном расстоянии.
Восприятие зрительных раздражений:
Свет - через зрачок - ( хрусталик и стекловидное тело служат для проведения свет) - сетчатка - желтое пятно - фоторецепторы - нервный импульс - зрительный нерв - головной мозг (средний - промежуточный ) - зрительная зона К.Б.П. - анализ и представление предмета.
Нарушения зрения:
Дальнозоркость - (хрусталик теряет эластичность) плохо видят близко расположенные предметы. Изображение фокусируется позади сетчатки.
Близорукость - плохо видят удаленные предметы (при длительном напряжении, плохом освещении)
Изображение фокусируется перед сетчаткой.
Катаракта - помутнение хрусталика.
Глаукома - повышенное внутриглазное давление с повреждение зрительного нерва.
Дальтонизм - не умение отличить красный от зеленого (красный мячик в зеленой траве не увидят)
Афакия - отсутствие хрусталика.
Рассматривание:
1) близко (хрусталик более выпуклый)
2) далеко (хрусталик менее выпуклый)
Домашнее задание: стр.77-83, конспект. рис на стр.79 "Строение глаза"
Доклады на тему: "Нарушение и гигиена зрения"