Класс 2
УМК “Школа России”
Тип урока: “Урок комплексного применения ЗУН учащихся”
Цели урока:
деятельностная:
- сформировать способность опознавать глаголы в речи;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
содержательная
- сформировать представление о глаголе как о части речи;
- Средства обучения: компьютер, учебник, блокнот для записи (рабочие тетради), карточки с тестами, удостоверения, конверты с письмом.
Ход урока
1. Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание
Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.
Ребята, а кто такой детектив?
Слайд 2
Какими качествами он должен обладать?
И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться
“Детективное агентство. Слайд 3
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Итак, в наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны Слайд 4 “ Грамматика” .
Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.
“ Дорогие детективы. В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное и Глагол. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому что без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Посмотрел старец и ничего не сказал. А части речи , чтобы выяснить кто важнее решили обратиться к детективам за помощью. Помогите , пожалуйста.
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны рассудить их спор? Срочно отправляемся в путь.
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Слайд 5
- Мы будем собирать информацию.
- Делать выводы.
- Принимать решения.
- Искать пути решения проблемы
Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Получите блокноты.
А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Нам необходимо записать , когда мы начали наше дело.
(Запись числа, классная работа). слайд 6
А своим девизом мы можем взять поговорку.
Слайд 7
Сделал дело, гуляй смело.
Объясните смысл пословицы.
Мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Ваша задача собрать и записать слова с непроверяемыми написаниями.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.
(Проверка на слайде записанных слов)
3.Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления, алгоритм правильного действия.
Нам необходимо собрать улики. Будем работать со словами. Посмотрите на них . Слайд 14
Лес, пролетела, птичка, свистеть, вьга, пушистые, гроза, попрятались, теплое, зарылись, красивый.
Мы должны улики и превратить в вещественные доказательства.
Слайд 15
Необходимо разобрать их и разложить правильно. Ваши предложения детективы.
Ответы
В желтый мешочек мы будем откладывать существительные, а в коричневый глагол. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики.
Проверка слайд 16
Что можете сказать о словах желтого мешочка? коричневого.
Устроим очную ставку вставим в предложения орфограммы. Слайд 17
Разбор предложения по членам
У детективов перерыва не бывает. Во время отведенное на перерыв Слайд 18
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цельэтапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Я приглашаю вас на следственный эксперимент. Слайд20
У вас на столах лежат листы. Запишите любой глагол и выйдете ко мне.
Детективы внутреннего круга стоят на месте, а внешнего начинают двигаться. Детективы внешнего круга определят в каком числе стоит глагол, у детективов внутреннего круга.
На столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается.
“Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, раскрою тайну спора между существительным и глаголом. Для этого необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта. Слайд 21
5. Закрепление изученного.
Цель этапа: выявить проблемы осмысления изученного материала, провести коррекцию.
(Тест)
Выбери верное утверждение:
1. Часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы кто? что?
А) Имя существительное.
Б) Имя прилагательное.
В) Глагол.
2. Глагол отвечает на вопросы *
- какой? какая? какое?
- кто? что?
- что делать? что сделать?
3. Глагол обозначает *
- действие предмета
- признак предмета
- предмет
4. Имя существительное обозначает
- Слово
- Действие предмета
- Признак предмета
- Предмет
5. Имя существительное отвечает на вопросы...
- Какой? Какая? Какое? Какие?
- Кто? Что?
- Что делать ? чо сделать?
- Почему? Зачем?
6. Глагол - это *
- часть слова
- часть речи
- член предложения
7. Глагол по числам *
- изменяется
- не изменяется
8. Какое слово является глаголом *
- сторож
- сторожит
- сторожевая
А что же вы скажете уважаемые детективы? Кто же из нас важнее.
И детективы сказали. Мнения детей
Все вы важны, все вы нужны, ответили детективы. Задумались глагол и существительное и перестали спорить. Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей. Дело закрыто и отправляется в архив. Слайд29
Какую работу мы выполняли?
– Кому было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что?
Что для этого нужно сделать?
6. Этап включения нового УУД в систему
Любое дело которое ведет детектив загадка. Ваша задача отгадать загадки и подобрать к отгадкам подходящий по смыслу глагол. Определить число.
Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трёх уровней.
1 уровень:
Составить кроссворд по теме “Глагол”.
2 уровень: Составить текст по данному началу: “Только что упали последние капли дождя…”.
3 уровень: Составить 6 словосочетаний употребив глаголы.
7. Этап рефлексии
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, вы видите числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10.
А так, как вы хорошо работали, то получаете удостоверение: “Настоящего детектива”.