Совершенствование синтаксических грамматических навыков на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Every English poet should master the rules of grammar before he attempts to bend or break them.
Каждый английский поэт должен овладеть правилами грамматики, прежде чем пытаться изменить или нарушить их.

Роберт Грейвз

Английский – один из наиболее широко распространенных языков на Земле. 325 миллионов людей используют английский язык как родной и примерно 300 миллионов — как второй язык, для бизнеса и образования. Одной из главных задач обучения иностранному языку в школе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить, оперативно принимать самостоятельные решения.

Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика является также структурой языка и превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно при овладении иностранным языком. Но, в свою очередь, усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Все это обычно не вызывает восторга у большинства учащихся учебных заведений.

Согласно статье Ж. Л. Витлина “Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков” (ИЯШ,2000, № 5), ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Автор данной статьи [2], считает, что в понятие “грамматика” включаются разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии и стилистики.

Е. И. Пассов в своей книге “Основы методики обучения иностранным языкам” (Изд-во “Русский язык”, 1998), выделяет другое определение грамматики. Методист говорит, что грамматика – это строй языка и наука об этом строе.

В свою очередь, Р. К. Миньяр-Белоручев [5], считает, что грамматика является структурой языка и превращает его в речь.

Penny Ur в книге “A Course in Language Teaching” (CUP, 1996) определяет грамматику как способ постановки слов с целью получения правильного предложения. Это, как мы можем видеть, упрощенное определение, но оно является хорошим отправным пунктом и легким путем объяснить его учащимся. Таким о6раэом в английском языке предложение– I am a teacher является грамматически правильным, а предложение – I а teacher или I аге а teacher – нет.

Известно, что Penny Ur [11], раскрывает грамматическую структуру как специфический пример грамматики. Примером грамматической структуры будут: Past tense, the comparison of adjectives, nouns рluгаls (прошедшее время,степени сравнения прилагательных, множественное число существительных) и так далее. Не все языки, конечно, имеют одинаковые структуры: английский глагол имеет аспекты такие как, например – употребление в the progressive: (she is going),которые многие другие языки не имеют; в немецком, например, существуют мужской, женский и средний рода, которых нет в английском языке. Все эти расхождения вызывают много проблем у учащихся, хотя насколько тяжелы будут эти проблемы, достаточно трудно предсказать, даже если ты знаком с родным языком учащихся. Иногда структуры, которые на первый взгляд кажутся странными, на удивление легко осваиваются, и наоборот.

Согласно Penny Ur [11], грамматика влияет не только на то, как единицы языка сочетаются, чтобы быть правильными, но и на их грамматическое значение. Обучение грамматическому значению пренебрегается во многих учебниках по иностранному языку, внимание уделяется лишь правильности грамматической структуры. Необходимо не только знать и понимать, например, времена глаголов, но и знать какая разница в значении образуется при употреблении одного времени в разных ситуациях. У изучающих иностранный язык очень часто возникают трудности в изучении грамматического значения тех или иных грамматических структур.

Penny Ur [11]: “Очевидно, что новый язык отпечатывается в умах учеников в виде модели в течение долгого коммуникативного использования, которую преподаватели иностранного языка рассматривают как двойственный процесс приобретения и изучения. Грамматика, рассматриваемая как путешествие сквозь открытия в моделях языка, скинула с себя ярлык странного слова”.

Penny Ur [11] говорит: “Здесь автор пытается убедить в полезности грамматики для эффективного изучения языка. Он так же говорит о том, что грамматика может быть интересной сама по себе в противопоставлении традиционному пониманию грамматики, которая описывается как что-то странное. Penny Ur соглашается с этой точкой зрения, хотя не все ученики смогут найти грамматику таким уж интересным аспектом в изучении языка”.

В 1622 году Joseph Webb, [10] педагог и автор многих книг, написал: “Ни один человек не может выучить язык, который стеснен... грамматическими конструкциями”. Он утверждал, что грамматике можно научиться через простое общение – “Упражнения по чтению, письму и говорению, т. е. все грамматические правила и конструкции будут невольно запомнены нами”. Joseph Webb был одним из первых учителей, кто обратился к вопросу ценности грамматических инструкций, но, конечно же, не последний. Фактически ни одна другая тема не привлекла к себе столько теоретиков и практиков, как грамматический вопрос. История преподавания языка это, по существу, история борьбы “За” и “Против” преподавания грамматики. Различия в отношении к роли грамматики подкрепляются различиями в методах преподавания, учителями и учениками. Имеется огромное количество мнений, и эти мнения часто не идут на компромисс. Вот некоторые из них:

“Нет сомнений, что знание грамматических правил необходимо для освоения языка” (Penny Ur); “Эффект от преподавания грамматики проявляется во второстепенности и слабости” (Stephen Krashen); “Глубокое знание грамматики необходимо, детям, которые собираются использовать английский язык креативно” (Tom Hutchinson); “Грамматика не очень важна. В большинстве языков грамматика очень сложная. Английский же язык содержит мало грамматики и поэтому не слишком важно понимать ее” (Из публикаций Лондонской языковой школы).

В монографии Scott Thornbury “How to teach grammar” (Longman, 1999), рассматриваются аргументы постановки грамматики на передний план в изучении иностранного языка. Здесь приведены пять из них:

1. Аргумент конструкции предложения.
Изучение единиц языка, например, слов и фраз, должно входить в процесс изучения языка. Но существует лимит единиц, которые человек может сохранять в памяти и воспроизводить. Даже разговорник путешественника ограничен своей полезностью для трех недельного отдыха и тут возникает вопрос, что нам нужно подучить те или иные модели и правила, чтобы произвести новые предложения. Таким образом, грамматика обеспечивает, удовлетворяет потребность ученика в производстве новых предложений. Число предложений ограничивается только вокабуляром. Грамматика-это способ создания предложений.

2. Смысловой аргумент
Цель грамматики в том, чтобы более точно понять значение той или иной фразы.

3. Аргумент самостоятельного изучения языка.
Возможно, что высоко мотивированный ученик, особенно одаренный в языке, может достичь должного уровня, т. е. умения без какого-либо формального образования. Но чаще всего умение вырабатывается только тогда, когда ученика сопровождают.

Исследования показывают, что ученики, которых не сопровождают в овладении языком, часто теряются. Это совсем не значит, что нужно использовать формальные уроки – ученик, в принципе, сам может, изучать язык. Вот пример из автобиографической новеллы Christopher Ishеrwood “Christopher and his Кind”:
“Хамфрей вдруг произнес: “Твой немецкий – великолепен. Скажи мне. Почему ты не используешь сослагательное наклонение?” Кристофер должен был признать, что не знает, как построить такое предложение. В то время когда он изучал немецкий, он выпустил сослагательное наклонение из программы, чтобы разобраться с этим позже. Потом это стало абсолютно не важно. К тому времени он мог прыгать по языку как проворный мальчишка на одной ноге. Но сейчас Кристофер сделал себя просто мастером, в сослагательном наклонении. Вскоре он сказал так: “Я бы никогда не спросил себя, чтобы я сделал, если бы они были... и т. д. и т.п. Хамфрей был очень удивлен”

4. Аргумент грамматических единиц.
Scott Thornbury: “Язык, если смотреть на него со стороны, кажется гигантской, бесформенной массой, представленной огромной проблемой для учеников” [10]
Грамматика представляет собой огромные блоки правил. Приведя язык в порядок, и организовав его в категории (которые иногда называют единицами грамматики) грамматики делают язык адаптированным для учеников. Единица грамматики – это любая часть грамматической системы, которая достаточно узко определяет форму, фокус урока или упражнения, например: The Present Continuous, the definite article, possessive pronouns, глаголы или предложения... Эти единицы могут разбиваться на подкатегории.

5. Правило
Грамматика-это система изучаемых правил. Это придает ей свойство передачи знаний в форме правил и законов.
Передача знаний в форме правил необходима в университетах и в классах с трудными детьми.
Из вышеуказанных аргументов, можно сделать вывод, что процесс обучения и изучения грамматики – это очень сложный процесс

Для эффективного изучения грамматики, прежде всего, необходимо формирование грамматического навыка.
Согласно Е.И. Пассову [6], грамматический навык – синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах.

Г. В. Рогова в книге “Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе” (Изд-во “Просвещение”,1998) понимает под грамматическим навыком говорения стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи.

Как в действии синтезированном, в грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

  • выбор структуры, соответствующей данной ситуации;

  • оформление грамматических единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;

  • оценка правильности и адекватности этих действий. [7]

Е. И. Пассов[6] в грамматическом навыке выделяет два поднавыка:

а) поднавык выбора структуры,
б) поднавык оформления структуры.

Е. И. Пассов [6]утверждает, что структуры в нашем сознании связаны с определенными коммуникативными задачами: для каждой задачи – функциональное гнездо структур; гнезда эти пересекаются. То, что говорящий выбирает какую-то определенную структуру и является функциональной стороной навыка.

Оформление – является формальной стороной навыка. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи.

Е. И. Пассов[6] отмечает, что все системы обучения направлены на последовательное формирование указанных выше поднавыков, сначала оформление (в отрыве от речи), затем выбор (часто тоже неситуативный). Автор книги [6] также отмечает, что это очень логично, но неэффективно.

Согласно статье Ю. П. Шавель [12], стадиальность процесса формирования грамматического навыка имеет огромное значение для эффективности обучения. Чем адекватнее последовательность учебных действий стадиям становления навыка, тем успешнее работа.

Е. И. Пассов [6]и Г. В. Рогова [7] едины во мнении и выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка:

  1. Восприятие структуры. Происходит оно во время ее презентации, то есть функционирования структуры в речи.

  2. Имитация. Необходимая стадия любого усвоения речи. Имитативные действия, однако, должны совершаться в речевых условиях.

  3. Подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления. Зарождается осознание обобщенной модели речевого образца.

  4. Трансформация. Поднавык оформления укрепляется. Зарождается механизм самостоятельного вызова структуры.

  5. Целенаправленное изолированное употребление. Здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры.

  6. Переключение. На этой стадии формируется механизм выбора. Именно здесь проверяется владение структурой, устойчивость навыка.

Все вышеперечисленные навыки имеют место на этапе формирования навыков.

По мнению автора [4], в процессе усвоения грамматических структур большое место должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом и эта работа должна быть управляемой.

Е. А. Маслыко в книге “Настольная книга преподавателя иностранного языка” (Изд-во “Вышэйшая школа”) рассматривает другую структуру формирования грамматических навыков и выделяет три основных этапа:

  1. Ознакомление и первичное закрепление. Целью является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях. На этом этапе необходимо раскрыть значения, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление.

  2. Тренировка. Формирование грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования ситуациях.

  3. Применение. Используются реальные ситуации, позволяющие не только использовать новую грамматическую структуру, но и повторять лексику.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что изучение грамматики невозможно без усвоения грамматических структур, изучения грамматического значения и формирования речевого грамматического навыка, что, в свою очередь, является очень сложным процессом.

Прежде всего, необходимо поставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Например: Guessing game – может иметь цель тренировки вопросов, а также содержательную цель, угадывание ответов.

Следующее что нужно учесть – это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Выполнение однотипных заданий быстро утомляет учащихся, и они теряют интерес к их выполнению.

Не менее важное в грамматике – это наглядность. Детям необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое быстро укладывается в уме учащегося.

Игры также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться и при этом, каждое такое задание может иметь четкую цель.

Также здесь необходимо подумать о самом уроке, то есть о его первой и основной части – Presentation. Только хорошо продуманная презентация нового материала не оттолкнет ребенка, а наоборот вовлечет его в дальнейшее изучение грамматики.

Нужно понимать, что все, что учитель должен сделать на уроке английского языка – это показать учащимся примеры в такой форме, чтобы они смогли понять и использовать их на практике, говорит Jim Scrivener [9].

Согласно Penny Ur [10], целью практики грамматики является то, что учащиеся должны усвоить структуру так тщательно, чтобы воспроизводить потом эту структуру без раздумий.

Прочитав статьи российских методистов [1, 2, 8], можно сделать вывод о том, что в настоящее время наряду с традиционными методами обучения широко распространены игровые приемы обучения грамматике.

В своей практике работа над грамматической структурой предложения в разных временах английской грамматики более эффективной оказалось использование синтаксического подхода: выделение членов в предложении как в русском языке и их перестановка при изменение типа предложения, включая все виды вопросов в любом времени. Например She lives in the garden. При построении отрицательного предложения появляется вспомогательный глагол его выделяем как отдельный смысловой элемент в круг и смотрим за его перемещением между подлежащим и сказуемым в процессе изменения предложения по всем вида вопросов и за перестановкой остальных членов предложения и формоизменением глагола (см. приложение 1)

В дальнейшем при изучении прошедшего времени и будущего, синтаксическая акцентуация происходит на смысловых элементах, возможным становится трансформация из одного времени в другое, что еще более совершенствует и формирует синтаксический навык видо-временного преобразования английских предложений. Данный прием в значительной мере помогает младшим школьникам ориентироваться в сложных синтаксических перестановках в данных грамматических явлениях.

Английская грамматика — это та величина, которой можно пренебречь. Английское произношение — камень преткновения на пути к прогрессу. Английское правописание специально, кажется, было придумано только для того, чтобы слова читались неправильно. Ясно, что делается это с целью сбить спесь с иностранца, в противном случае он выучил бы английский за год.

Джером Клапка Джером. Трое на четырёх колёсах (Трое на велосипедах)

  1. Алексеева И. В.Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – с. 29-32
  2. Витлин Ж. Л.Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – с. 22-26.
  3. Курбатова М. Ю.Игровые приемы обучения грамматике английского языка // Иностранные языки в школе. – 2006 г.
  4. Логунова С. В.Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. – с. 4-9
  5. Миньяр-Белоручев Р. К. “Примитивная” грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе. – 2000 – № 4– с. 27-29
  6. Пассов Е. И.Основы методики обучения иностранным языкам. – Изд-во “Русский язык”. – 1998.
  7. Рогова Г. В.Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Изд-во “Просвещение”. – 1998.
    8. Чернина Л. Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике //Иностранные языки в школе. – 1999.—№ 4.— с. 43-49
  8. Scrivener Jim. Teaching grammar. – Oxford basics. Oxford University Press. – 65 p.
  9. Thornbury Scott. How to teach grammar. – Longman. – 1999. – 182 p.
  10. Ur Penny. A Course in Language Teaching. – Cambridge University Press. – 1996. –375 p.
  11. http://www.bankreferatov.ru