Цели:
дать представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство);
показать связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями;
учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои;
учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных;
определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией.
Материал: учебник (стр.170-176). Иллюстрация Огюста Ренуара “Портрет Жанны Самари”. Тетрадь для самостоятельной работы.
Оборудование:
- учебники по Литературному чтению 1 часть, по Русскому языку 2 часть;
- инструменты (лупа, рамка);
- тетрадь для самостоятельной работы;
- цветные карандаши;
- толковый словарь;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
– Здравствуйте ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места.
II. Актуализация.
1. Проверка домашнего задания.
– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?
2. Вам знаком автор следующего произведения?
– Какие его рассказы вы помните?
– Какие герои этих произведений вам запомнились? Что можете о них сказать? Чему они учат?
– Уточните их названия, пользуясь “Содержанием”.
III. Постановка темы и целей урока.
– С каким произведением мы познакомимся сегодня?
(Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.)
– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?
(Узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.)
IV. Работа по теме урока
– Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. (“Если меня совсем нет”)
1. Первичное восприятие текста.
(Чтение сказки детьми по цепочке).
2. Словарная работа
– Какое слово нам встретилось? (Диалог)
– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значение
этого слова.)
Ребята найдут значение этого слова в словарях из учебника. (Ученики работают со словарями, один из учеников читает значение слова вслух.)
3. Проверка первичного восприятия.
– Какое впечатление произвела на вас сказка?
– А на Машу и Мишу?
4. Повторное чтение текста. Групповая работа.
Чтение диалога на стр.172-173 учебника и выполнение задания
Чтение текста по ролям.
5. Работа по вопросам учебника
– Начнем работать по заданиям учебника! (Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения. Доказывают свое мнение строчками из текста.)
– Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику? (Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.)
– Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Для Ёжика смерть – не просто состояние, когда лично его нет, но ещё и состояние другого – его друга, который не представляет себе жизни без него)
– Можно ли сказать, что медвежонок глупый? Почему он никак не может понять, о чём ему говорит Ёжик? (медвежонок очень наивный; он не может представить себе то, о чём его просит Ёжик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.)
– Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его “непонимание”? Найдите их в тексте. (“Если тебя нет, то и меня нет”).
– Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать их в качестве названия сказки?
– А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. (“Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!”)
– А они могут быть названием сказки?
6. Обобщение.
Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на стр.174 учебника.
– А вы чьё мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос?
– Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?
V. Самостоятельной работа. Работа в паре.
Работа в тетрадях для самостоятельной работы. Чтение и выполнение заданий цветными карандашами (упр. 23). Взаимопроверка.
VI. Физкульминутка
VII. Поход в “Музейный Дом”.
– Молодцы! А сейчас смотрим на пиктограмму.
– Какое задание предлагают нам авторы учебника? (Поход в “Музейный Дом”).
– Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые
инструменты (лупа, рамка).
– Какую картину найдём в “Музейном Доме?”.
(Картину Огюста Ренуара “Портрет Жанны Самари”).
1. Краткая биография Пьера Огюста Ренуара.
(Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, график и скульптор. Он известен как мастер портрета. Ренуар создаёт три портрета Жанны Самари, причём каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он почувствовал в её внешности, в её характере что-то привлекательное – то, что можно передать только при помощи кисти.)
2. Работа по картине с лупой и рамкой (ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения.)
– А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поёт, танцует.)
– Представьте, как она смеётся: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и заразительно смеётся.)
– Как можно охарактеризовать её взгляд? (Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, доброе и чувственное отношение к людям.)
– А как думают Маша, Миша и Костя? Чтение текста.
– Вы согласны с мнением ребят? Жанна тонко чувствующий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться секретом? Посоветоваться? Она способна заступиться за человека? (Сама поза Жанны – одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей – то длинный рассказ, её внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать человека в сложной ситуации.)
– А как ответите вы? (Портрет передаёт атмосферу молодости, красоты праздника, и одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.)
VIII. Слушание музыкального произведения
– Маша предложила послушать какую-нибудь необыкновенную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна включила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”.
(Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатлениями).
IX. Рефлексия
(“Коврик настроений”: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов.
Зелёный – я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось.
Жёлтый – есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ.
Красный – мне было трудно.
Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
X. Подведение итогов урока
– С какими произведениями мы познакомились?
– Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)
XI. Домашнее задание.
1. Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник стр. 170-172).