Открытый урок по литературному чтению на тему "С.Козлов "Если меня совсем нет". Поход в "Музейный дом": О.Ренуар "Портрет Жанны Самари"

Разделы: Начальная школа


Цели:

дать представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство);

показать связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями;

учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои;

учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных;

определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией.

Материал: учебник (стр.170-176). Иллюстрация Огюста Ренуара “Портрет Жанны Самари”. Тетрадь для самостоятельной работы.

Оборудование:

  • учебники по Литературному чтению 1 часть, по Русскому языку 2 часть;
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • толковый словарь;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

– Здравствуйте ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места.

II. Актуализация.

1. Проверка домашнего задания.

– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?

2. Вам знаком автор следующего произведения?

– Какие его рассказы вы помните?

– Какие герои этих произведений вам запомнились? Что можете о них сказать? Чему они учат?

– Уточните их названия, пользуясь “Содержанием”.

III. Постановка темы и целей урока.

– С каким произведением мы познакомимся сегодня?

(Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.)

– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?

(Узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.)

IV. Работа по теме урока

– Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. (“Если меня совсем нет”)

1. Первичное восприятие текста.

(Чтение сказки детьми по цепочке).

2. Словарная работа

– Какое слово нам встретилось? (Диалог)

– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значение этого слова.)

Ребята найдут значение этого слова в словарях из учебника. (Ученики работают со словарями, один из учеников читает значение слова вслух.)

3. Проверка первичного восприятия.

– Какое впечатление произвела на вас сказка?

– А на Машу и Мишу?

4. Повторное чтение текста. Групповая работа.

Чтение диалога на стр.172-173 учебника и выполнение задания

Чтение текста по ролям.

5. Работа по вопросам учебника

– Начнем работать по заданиям учебника! (Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения. Доказывают свое мнение строчками из текста.)

– Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику? (Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.)

– Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Для Ёжика смерть – не просто состояние, когда лично его нет, но ещё и состояние другого – его друга, который не представляет себе жизни без него)

– Можно ли сказать, что медвежонок глупый? Почему он никак не может понять, о чём ему говорит Ёжик? (медвежонок очень наивный; он не может представить себе то, о чём его просит Ёжик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.)

– Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его “непонимание”? Найдите их в тексте. (“Если тебя нет, то и меня нет”).

– Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать их в качестве названия сказки?

– А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. (“Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!”)

– А они могут быть названием сказки?

6. Обобщение.

Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на стр.174 учебника.

– А вы чьё мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос?

– Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?

V. Самостоятельной работа. Работа в паре.

Работа в тетрадях для самостоятельной работы. Чтение и выполнение заданий цветными карандашами (упр. 23). Взаимопроверка.

VI. Физкульминутка

VII. Поход в “Музейный Дом”.

– Молодцы! А сейчас смотрим на пиктограмму.

– Какое задание предлагают нам авторы учебника? (Поход в “Музейный Дом”).

– Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
Какую картину найдём в “Музейном Доме?”.

(Картину Огюста Ренуара “Портрет Жанны Самари”).

1. Краткая биография Пьера Огюста Ренуара.

(Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, график и скульптор. Он известен как мастер портрета. Ренуар создаёт три портрета Жанны Самари, причём каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он почувствовал в её внешности, в её характере что-то привлекательное – то, что можно передать только при помощи кисти.)

2. Работа по картине с лупой и рамкой (ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения.)

– А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поёт, танцует.)

– Представьте, как она смеётся: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и заразительно смеётся.)

– Как можно охарактеризовать её взгляд? (Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, доброе и чувственное отношение к людям.)

– А как думают Маша, Миша и Костя? Чтение текста.

– Вы согласны с мнением ребят? Жанна тонко чувствующий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться секретом? Посоветоваться? Она способна заступиться за человека? (Сама поза Жанны – одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей то длинный рассказ, её внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать человека в сложной ситуации.)

– А как ответите вы? (Портрет передаёт атмосферу молодости, красоты праздника, и одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.)

VIII. Слушание музыкального произведения

– Маша предложила послушать какую-нибудь необыкновенную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна включила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”.

(Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатлениями).

IX. Рефлексия

(“Коврик настроений”: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов.

Зелёный – я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось.

Жёлтый – есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ.

Красный – мне было трудно.

Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

X. Подведение итогов урока

– С какими произведениями мы познакомились?

– Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)

XI. Домашнее задание.

1. Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник стр. 170-172).

Приложение1

Приложение 2