Древние соборы. Святыни Клявлинского района

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: познакомить учащихся  с храмами Клявлинского района.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой – храмами, на основе краеведческого материала.
  • Закреплять знания о предназначении храма, его строении.
  • Совершенствовать навыки вырезания и наклеивания в создании коллективной работы
  • Воспитывать уважение к русским православным традициям, культуре и духовным ценностям русского народа, стремление охранять и восстанавливать историко-религиозные памятники России.

Формирование УУД:

  • Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
  • Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
  • Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, ставить уч.задачу.
  • Личностные: умения работать самостоятельно; умения самостоятельно и адекватно оценить правильность выполненного действия,  и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу реализации, так и в конце действия; умение адекватно реагировать на ситуацию успеха и неудач.

Предшествующая работа: занятие  на тему «Золотые купола России», дети готовят сообщения о "Святынях  Клявлинского района".

Материалы к занятию:  карточки для самостоятельной работы, ватман  для коллективной работы, детали храмов для коллективной работы, ножницы, клей, салфетки, аудиозапись духовной музыки, презентация.

Организация детей:  дети поделены на две группы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Учитель. Здравствуйте, ребята. у вас на столах лежат кружочки жёлтого цвета нарисуйте в них тот смайлик,  с каким настроение вы пришли на  урок, и положите их на край стола.

2. Повторение изученного на предыдущих занятиях

1) Беседа

Учитель: С тех пор как наша Русь приняла веру христианскую люди стали молиться Богу. Где можно молиться Богу?

Дети: В любом месте.

Учитель: Но есть места, где молитва особенно важна.

Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!..

Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...

(Н.А. Некрасов)

В сравнении с гражданскими постройками храм – это «место неба на земле». он освящён Божественной благодатью и предстаёт для окружающих как частица Царства Небесного, ведь  люди, посещающие церковные службы, приобщаются в храме к духовной жизни.
В  память о великих событиях было принято возводить храмы, соборы, часовни.
Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, а храм?

Дети: Есть купол, любой храм завершается крестом.

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое храм, собор, часовня?

Дети:

  • Храм  – это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. 
  • Собор – это главный храм города или монастыря, где богослужение проводит Высшее духовное лицо.
  • Часовня – это простейшее выражение храма, от него она отличается меньшими размерами и отсутствием алтаря.Эти культовые постройки были предназначены для богослужения без литургии. 

Учитель:  В память о чем или о ком строили храмы?

Дети: Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

2) Работа по карточкам (Приложение 1)

Учитель: А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма, на что похожи купола и что это значит.
Теперь давайте проверим по таблице (Слайды  2,3)

(Дети выполняют самопроверку)

– Скажите, ребята, сколько куполов бывает у храма? (Слайд 4)

Дети. Число их может быть различно:

  • одна глава – означает  Иисуса Христа,
  • две главы – означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; 
  • три главы – означают три Лица Святой Троицы; 
  • пять глав – означают  Иисуса Христа и четырех евангелистов; 
  • семь глав – означают семь Таинств и семь Вселенских Соборов; 
  • девять глав – означают девять чинов Ангельских; 
  • тринадцать глав – означают  Иисуса Христа и двенадцать апостолов (http://aktinoya.ru/)

Учитель: Назовите мне, пожалуйста, самые известные храмы и соборы России. (Ответы детей)

Учитель:  Молодцы, ребята, мы с вами уже много знаем о храмах, знаем названия известных в России храмов.

3. Сообщение темы занятия

Учитель:  А теперь посмотрите на экран и скажите что там изображено? (Слайд 5)

Дети: Фотографии храмов.

Учитель: Они вам знакомы? Как вы думаете о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Дети:  Это храмы нашего района.

Учитель: Правильно сегодня мы отправимся с вами на экскурсию и познакомимся с храмами , которые находятся совсем близко от нас , т.е. на территории нашего района.

4. Ознакомление с новым материалом

– А помогут мне ребята из вашего класса, которые будут нашими экскурсоводами.

Сообщения детей. (Приложение 2)

1. Храм в честь бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в с. Борискино-Игар. (Слайд 6)
2. Храм в честь святого Михаила, Архистратига Божия в с. Старые Сосны (Слайды 7, 8)
3. Храм в честь святого Великомученика Димитрия Солунского в с. Клявлино (Слайды 9-10)
4. Храм во имя святого преподобного Александра Свирского в с. Степное Дурасово (Слайды 11-14)
5. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца на ж.-д. ст. Клявлино (Слайд 15)
6. Храм в честь Рождества Христова в с. Старый Маклауш (Слайд 16)
7. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Ерыкла (Слайд 17)
8. Храм в с. Сходнево (Слайд 18)
9. Казанская церковь в с. Иваново-Подбельское  (Слайд 19)

2) Беседа

Учитель: Ребята,  мы с вами рассмотрели действующие храмы нашего района и  два разрушенных храма . Скажите вам бы хотелось, чтобы и эти храмы были восстановлены? (Ответы детей)

Учитель: А кто занимается восстановлением храмов? (Архитекторы, строители и художники-реставраторы)

5. Практическая работа детей

Учитель: Сейчас, ребята,  представьте себя в роли художника -реставратора, и попробуете реставрировать один из разрушенных храмов нашего района

  • 1 группа работает над храмом в с. Сходнево
  • 2 группа над храмом в с. Иваново-Подбельское.

Весь рисунок будущего храма разделён на части. Каждый  из вас вырежет  свою частичку храма, и подумает к какой части храма она подходит, чем можно ее украсить, где расположить на общем панно, а в конце урока  каждая группа соберёт части в единое целое,  и  мы  все вместе увидим,  каким может быть этот храм после реставрации и отгадаем, что это за храм.

(Практическая работа  детей сопровождается  аудиозаписью духовной музыки).
По окончании работы дети приклеивают свои части и получается храм.

Учитель: Вот мы и закончили работу. Давайте полюбуемся красотой и величием Храма. Как называется этот храм? Кому посвящен Храм? Где он находится? Как догадались?

6. Итог занятия

– А теперь давайте представим себя в роли новой профессии картографа и составим карту-план туристического маршрута "Святыни Клявлинского района".У каждой группы на столе есть карта района, отметьте  на ней зелёным цветом  действующие храмы, а  красным разрушенные. 
Давайте проверим. (Слайд 20)

Учитель: Как называются эти храмы? (Ответы детей)

7. Домашнее задание

–  нарисовать храм вашей мечты;
–  подобрать и выучить стихотворение о храме.

8. Рефлексия

Учитель: Ребята, возьмите кружочки с которыми работали в начале урока переверните их обратной стороной и на зеленом фоне нарисуйте своё настроение после урока.

Источники:

  1. Куликов А.И. «Клявлино и клявлинцы», 2000г.
  2. Куликов А.И. «Сердцу милый край», Клявлино, 2002г.
  3. Куликов А.И. «У истоков Большого Черемшана», Клявлино, 2007г.
  4. Куликов А.И. «Край наш Клявлинский», Клявлино, 1998 г.
  5. Православна газета «Благовест», «Бог любит наш край!»07.02.2007 г.
  6. Журнал "Русский дом"  ноябрь 2007 г.
  7. Православна газета «Благовест», «Мы потеряли доброго пастыря… » 27 сентября 2013.
  8. Газета "Самарские известия" «Бог любит наш край" № 22 (5250) от 07.02.08.
  9. http://sobory.ru/photo/?photo=52337
  10. http://sobory.ru/photo/?photo=52339
  11. http://www.etoretro.ru/city1598.htm
  12. http://www.riasamara.ru/rus/news/region/society/article19705.shtml
  13. http://images.esosedi.ru/hram_v_s_klyavlino/53844500/index.html
  14. http://images.esosedi.ru/hram_v_r_ts_klyavlino/53841357/index.html
  15. http://samarskieizvestia.ru/page-3854.html
  16. http://www.regent-decor.ru/netcat_files/Image/glava.jpg
  17. http://aktinoya.ru/