Целевая аудитория: Обучающиеся 7- 8 классов
Цели:
- знакомство с одним из известнейших культурно-исторических музеев мира, создающее условия для формирования представлений о развитии мировой культуры;
- развитие ключевых компетентностей обучающихся (познавательных, социальных, коммуникативных, информационных).
Задачи:
- предоставить возможность визуально познакомиться с историей развития человечества через достижения духовной культуры, мотивировать их к изучению вопросов культуры; Результативность: формирование поликультурной компетентности.
- расширить интеллектуальный кругозор учащихся через знакомство с мировыми шедеврами, развитие умения приобретения новых знаний в работе с историческим источником; Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей и предметной компетентности – анализ исторического источника.
- вызвать эмоциональный отклик на уникальность Эрмитажа – музея, являющегося культурным лицом страны и нации;
- способствовать развитию познавательного
интереса учащихся, эстетического вкуса через
знакомство с творчеством художников и
скульпторов разных стран и эпох;
Результативность: формирование социальной и предметной компетентностей. - способствовать развитию культуры
представления учебного материала в форме
презентации, с использованием ИКТ;
Результативность: формирование предметной и информационной компетентностей. - воспитывать осознанное уважение к
произведениям искусства и гению человечества
через развитие личной позиции обучающихся,
опираясь на знание темы;
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности и саморазвития. - подвести обучающихся к выводу о необходимости
бережного отношения к достижениям культуры
через отработку умения делать выводы и
обобщения.
Результативность: формирование информационной компетентности.
Маршрут включает следующие остановки:
- Творение Франческо и Екатерины II
- Первобытная культура
- Античная культура
- Западноевропейская культура
- Культура стран Востока
- Русская культура
- Знаете ли вы?
Оборудование для экскурсии: Презентация, выполненная в программе MS Power Point 2007, с музыкальными и текстовым файлами, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы Microsoft Office 2007 и выше (Power Point, Word), Интернет.
Ход внеклассного мероприятия – экскурсии презентация
№ п/п Слайда |
Содержание экскурсии |
Навигация, примечания |
1 слайд – Титульный слайд | Титульный слайд, информация об авторе ресурса и эпиграф. Выразительное чтение высказывания Л.Н.Толстого: «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». | Музыка звучит автоматически, заканчивается на 3 слайде. Переход к слайду 2 автоматически |
2 слайд – Пролог | Знакомство с темой экскурсии. В прологе проходит видеоряд по залам музея Эрмитаж. Цитата из стихотворения Степановой и текст слайда вводят учащихся в мир музея и помогают понять название экскурсии. С XVIII века «эрмитаж» (от франц. – келья, жильё отшельника, место уединения), как место для конфиденциальных встреч был непременным «атрибутом» в любой крупной дворцовой усадьбе. «Эрмитажем» называла Екатерина II вначале свои покои внутри Зимнего дворца, куда приглашались приближённые и избранные особы, и где было основано собрание редкостей и драгоценностей при дворце. Происходит эмоциональный настрой на экскурсию. Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи занятия. | Слайд-шоу и песня звучат одновременно, настроен автоматически |
3 слайд – Маршрут | Маршрутный слайд Учащиеся смотрят, слушают вальс Ф.Шопена, который звучит до ухода экскурсанта с третьего слайда. С третьего слайда по гиперссылке переходим на 4 слайд (объект 1), это начало экскурсии. |
Анимация автоматическая. Гиперссылки на объекты экскурсии с флажков с номерами |
4 слайд – остановка 1 | «Творение Франческо и Екатерины II
(из истории)» Перед началом просмотра
учитель спрашивает у учащихся, что такое «музей»
и в чём его значение или напоминает об этом уже
при просмотре. (Музей – это учреждение
собирающее, хранящее и выставляющее на всеобщее
обозрение произведения искусства, научные
коллекции, предметы истории и быта.) Учащиеся
смотрят слайд-шоу и прослушивают историю
создания одного из самых знаменитых и крупных
музеев мира – музея «ЭРМИТАЖ». |
На слайде используется прием слайд-шоу,
анимация настроена автоматически с
одновременным сопровождением звукового
текстового файла возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой |
5 слайд – остановка 2 | «Первобытная культура» Большое
значение в экспозиции Эрмитажа имеет собрание
первобытного искусства и археологических
культур с территории бывшего СССР, особенно
богатейшая в мире коллекция «скифского золота»,
уникальные находки из курганов Пазырыка,
памятники других культур Великой Степи.
Представлены так называемые «палеолитические
Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы
керамики, бронзовое литье, каменные плиты с
петроглифами. |
Использован приём «Интерактивная
лента» для прокрутки клик по кнопке – триггеру в виде пятиугольной стрелочки возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой |
6 слайд – остановка 3 | «Культура античного мира» Коллекция
античных древностей в Эрмитаже насчитывает
свыше 106000 памятников, представляющих культуру и
искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима,
античных колоний Северного Причерноморья. Самые
ранние из них восходят к III тыс. до н.э., самые
поздние датируются IV в. н.э.. Большинство из
предметов коллекций найдено во время
археологических раскопок в XIX—XX веках на
северном побережье Черного моря на месте
античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея,
Феодосии, Херсонеса (Крым), Ольвии (Николаевская
область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а
также приобретено в Италии и других странах для
эрмитажного собрания. |
Использован приём «Интерактивная
лента» для прокрутки нужно кликнуть по кнопке – триггеру в виде пятиугольной стрелочки возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой |
7 слайд – остановка 4 | «Западноевропейская культура» Перед
движением по четвёртой остановке маршрута
учитель делает вступительное слово, а при
просмотре даёт краткие комментарии при
необходимости. |
Анимация и звуковое оформление
осуществляются автоматически возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой |
8 слайд – остановка 5 | «Культура стран Востока» Отдел археологии Восточной Европы и Сибири. Фонды отдела насчитывают почти 500 000 памятников в 33 залах. Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила систематического характера и не давала полного представления об огромном вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры. Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч памятников. Это памятники культуры и искусства народов Средней Азии, Византии, Ирана. |
Использован приём «Листание» листание книги осуществляется кликом мышки в любой части слайда возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой |
9 слайд – остановка 6 | «Русская культура» Отдел
истории русской культуры занимает свыше 50 залов.
Он создан в Эрмитаже сравнительно недавно, в 1941
году. Однако многие памятники, входящие в состав
его собрания, находились здесь с давних пор.
Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов,
составляющих ныне фонды отдела, с большой
полнотой характеризуют важные этапы истории,
культуры и быта России, а также отдельные стороны
развития ее искусства (главным образом
прикладного). |
Знакомство с теоретическим материалом
объекта возможно по гипперссылке перехода в
Интернет «О русской культуре» в левом нижнем
углу слайда. Поворот куба с видеорядом слева на право осуществляется кликом мышки в любой части слайда. Возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей управляющей кнопке со стрелочкой. |
10 слайд – остановка 7 | «Знаете ли вы?» Сохранился
документ, относящийся к периоду правления
императрицы Елизаветы I от 1745 года –
«Генерал-губернатору Казанской губернии Артемию
Григорьевичу Загряжскому. Сыскать и прислать в
Санкт-Петербург тридцать самых лучших и больших
котов». Зачем?
Итог экскурсии. |
Вопрос появляется автоматически, ответ по клику мышкой. Далее вся анимация осуществляется автоматически. С данного объекта с помощью двух появляющихся управляющих кнопок со стрелочкой возможен возврат на слайд маршрута или переход к слайду с информационными источниками. |
12-15 слайды – Информационные источники | «Информационные источники»:
|
Переход к следующему слайду настроен по щелчку |
Рекомендации по использованию ресурса:
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы в 7 – 8 классах, направленные на
эстетическое воспитание и творческое развитие
учащихся «Келья шедевров» (1 час) или, например,
«Ведущие музеи мира», «Культура народов мира».
2. Индивидуальный просмотр в домашних условиях.
В рамках урочной деятельности:
1. Весь ресурс, как виртуальную экскурсию,
можно использовать на уроке по истории России в 7
классе при изучении темы «Художественная
культура» (1 час) (к учебнику История России. Конец
XVI – XVIII век. 7 класс./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.:
Просвещение);
2. Элементы ресурса, связанные с культурой
зарубежных стран, возможно включать в
изучение соответствующих тем по Всеобщей
истории (5-8 класс).