Решение задач на проценты

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (73 кБ)

Загрузить презентацию (443 кБ)

Загрузить презентацию (184 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Пояснительная записка

Внедрение ФГОС, введение новых стандартов  ставят перед учителем ключевую задачу «научить учиться». Современность предъявляет к человеку свои требования: быть постоянно в развитии, заниматься самообразованием, быть коммуникативным, готовым принимать самостоятельные решения, быть творческой личностью, заботиться о своём здоровье, справляться с большим потоком информации.

Поэтому роль учителя должна измениться, из предметодателя он должен стать союзником, другом, наставником; помогать ученикам развитию их способностей, оказывать помощь в выборе дальнейшего пути, учить терпимости друг к другу, быть эталоном морально-нравственных ценностей, вести здоровый образ жизни: «В здоровом теле – здоровый дух».

На примере открытого урока в 5 классе «Проценты. Решение задач» хочу показать нашу совместную с учащимися работу. С большим энтузиазмом школьники готовили мини-презентации по темам, используя интернет-ресурсы и другие информационные возможности (Презентации 1, 2, 4). Среди практического материала к уроку есть задача из проекта «Математика и здоровье» выпускников 2010 года (Презентация 3, слайд 2). Для сильных учащихся подобрана задача из сборника А.В. Семёнов, А.С. Трепалин, И.Я. Ященко, П.И. Захаров. ГИА. Математика в новой форме (Презентация 3, слайд 3) из реальной математики. В систему построения урока вошли следующие позиции: самоконтроль и самооценка (учимся быть объективными, самокритичными), математические физкульт-паузы (Презентация 4)

Форма урока: комбинированный урок-практикум с использованием здоровьесберегающих компонентов, интернет-ресурсов, интеллект-возможностей учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний по изучаемой теме.

Оборудование и образовательные ресурсы:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентации.
  • ЦОР. Интернет-ресурсы.
  • Лист самоконтроля и самооценки.

Используемые программы: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word

Цели урока:

  • обобщение и систематизация пройденного материала;
  • практическое применение полученных знаний по теме «Проценты»;
  • повторение и дополнительная информация для интеллектуального развития учащихся.
  • развитие навыка общения, взаимопомощи и ответственности за результат. Культура речи.

УУД:

  • Применение знаний по теме «Проценты» при решении задач разного уровня.
  • Продолжать формирование умений учащихся решать текстовые задачи.
  • Развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса.
  • Развитие самостоятельности мышления учащихся.
  • Систематизация знаний и создание разноуровневых условий контроля (самоконтроля,   взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развитие умственных операций (обобщение, сравнение, анализ, синтез).
  • Развитие вычислительных навыков.
  • Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.
  • Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
  • Развитие умений организации учебного труда.
  • Становление субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.
  • Воспитание культуры взаимоотношений между детьми, бережного отношения к своему здоровью.

Этапы урока:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания (Презентация 1)
  • «Разминка» (Презентация 2)
  • Решение задач по теме (практикум) (Презентация 3, слайды 1-2)
  • Физкульт-пауза (Презентация 4. Слайды 1-7)
  • Самостоятельная работа (Презентация 3, слайды 3, 4)
  • Домашнее задание (Презентация 3, слайд 5)
  • Подведение итогов (Презентация 3, слайд 6 - лист самоконтроля)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Мобилизация внимания. Цель урока.

II. Проверка домашнего задания

Презентация 1. Слайды 1, 2

(с готовыми решениями подготовил ученик 5Б класса Колесников Артём)

Самоконтроль. Самооценка.

III. «Разминка» (программа MicrosoftOfficePowerPoint, с использованием здоровьесберегающего информационного компонента, интернет-ресурса).

Презентация 2. Слайды  1-9 (подготовила ученица 5Б класса Каххарова Рушана)

Решения задач ученики выполняют в рабочих тетрадях! В лист самоконтроля записывают ответы и баллы!

Слайд 4. «Задание от обезьянки»

Впиши в пустые квадраты пропущенные числа:

Слайд 5. «Задание от божьей коровки»

Установите соответствие между номером задания и буквой правильного ответа! Расшифруйте слово!

1 2 3 4 5 6
Л А Н Д Ы Ш

1) 530 : 100;   
3) 27 · 0,01; 
5) 5,6 : 10;
2) 0,19 · 100; 
4) 0,8 · 100; 
6) 12 : 30.

19 – А,  0,4 – Ш,  4 – Ж,  5,3 – Л,  0,56 – Ы,  56 – И,  80 – Д,  2,7 – К, 0,27 – Н.

Взаимопроверка

Задание на доске: А.Г. Мерзляк и др. Учебник (стр. 260)  №№ 6, 7, 1103*(с.261)

Слайд 6 (здоровьесберегающий компонент)

Ландыш опасен для жизни.
За что его любят: этот маленький и неприметный, но такой милый и душистый цветочек прекрасно растёт в тенистых уголках дачи, не только   в лесу. Смертельно опасные части: всё растение целиком, но в особенности листья. Будьте осторожны! Берегите здоровье!

Слайды 7, 8: «Задание от пчёлки»

Найдите среднее арифметическое чисел  1,5 и 7,1.

III. Решение задач по теме (Презентация 3.Слайды 1, 2)

Слайд  1: А.Г. Мерзляк и др. Учебник (стр. 260): №№ 6, 7, №1103*(с.261)

Слайд  2: Задача из проекта «Математика и здоровье» (Здоровьесберегающий компонент)

Подсчитано, что в классе в начале занятий находится примерно 450 тыс. микробов. А к концу занятий их количество увеличивается на 400%.
Сколько микробов заселяет класс к концу занятий, если его не проветривать на переменах? (Ответ: 2 млн. 250 тыс.)

IV.Физкульт-пауза (здоровьесберегающий компонент)

Презентация 4. Слайды  1-7 (подготовила ученица 5Б класса Королёва Анна)

«Весёлая зарядка» (под песню Владимира Высоцкого «Гимнастика», слайд 4)

V. Самостоятельная работа (Презентация 3)

Слайд  3

Этап урока

Рекомендации

УУД

РНО – 5-7мин.   Самостоятельная работа. Тест № 22.
Тестовые материалы для оценки качества обучения (В-1,с.48, В-2, с.49).
Время – 15 мин.
Сначала реши те задания, которые можешь решить! Проверь ответы!
Есть ошибки? Нерешённые задания?! Повтори теорию по учебнику или попроси помощи у консультанта или учителя!
– Применение знаний по теме «Проценты» при решении задач разного уровня.
– Формирование умений учащихся решать текстовые задачи.
– Развитие  самостоятельности мышления учащихся.
– Развитие умственных операций (обобщение, сравнение, анализ, синтез).
– Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать
и слышать.
– Развитие умения находить необходимую информацию с помощью различных источников.
Дополнительно

Задача (ГИА, 9 класс) (3 балла)

Магазин «Малыш» закупает на оптовой базе наборы погремушек. Стоимость одного набора 60 рублей. Если общая сумма превышает 1000 рублей, то на ту часть суммы, которая превышает 1000 руб., даётся скидка 45%. Сколько рублей магазин должен будет перечислить на счёт базы при заказе 20 наборов?

– Формирование умений учащихся решать текстовые задачи
из реальной математики.
– Развитие памяти, любознательности, познавательного интереса.
– Развитие  самостоятельности мышления учащихся.
– Развитие умений организации учебного труда.
Слайд  4    Ответы. Решение задачи.

Слайд  5

Домашнее задание:§37, §38 (Учебник А.Г. Мерзляк и др.); домашняя контрольная работа (д.к.р.) на карточках; файл в электронном дневнике с презентацией «Проценты» (ЦОР) и ответами на задания д.к.р.; тематические тесты на сайте http://www.matematika-na.ru/index.php

Итог урока: подсчёт баллов. Самооценка

Слайд  6. Рефлексия

Лист самоконтроля и самооценки  учени….. 5 «Б»  _______________________(Ф.И)

 Этапы урока

Указания

Баллы
«Разминка»

Установите соответствие между номером задания и буквой правильного ответа! Расшифруйте слово!

I. Вычислите:

Ответ:  1)_____ ;  2)______; 3)______;  4)_____;  5)______;  6)______.

Внесите соответствующие буквы в таблицу:

1 2 3 4 5 6
           

19 – А,  0,4 – Ш,  4 – Ж,  5,3 – Л,  0,56 – Ы, 56 – И,   80 – Д,  2,7 – К, 0,27 – Н 

 

 

за каждое верно выполненное задание – по 1 баллу

 
II.А.Г. Мерзляк и др. Учебник (стр.254), вопросы 1 – 5; (стр. 260) Решаем устно:  №№ 6, 7.
Ответ: 6.___________;7.___________

№1103*(с.261) Ответ:__________

Решение в рабочей тетради

Верный ответ на вопрос – 1 балл,
№6 – 1 балл,
№7 – 2 балла,
№ 1103* – 2 балла 
 
Тест №22 (с.48, 49)           Вариант____       
А1 А2 А3 А4 А5 В1
           

Решения: (с обратной стороны листа, если не хватит места)

За каждое верно выполненное задание А – по 1 баллу; за В1 – 2 балла  
Дополнительно. Задача (ГИА, 9 класс, 3 балла)

Магазин «Малыш» закупает на оптовой базе наборы погремушек. Стоимость одного набора 60 рублей. Если общая сумма превышает 1000 рублей, то на ту часть суммы, которая превышает 1000 руб., даётся скидка 45%.
Сколько рублей магазин должен будет перечислить на счёт базы при заказе 20 наборов? (Решение с обратной стороны листа)

Решение в рабочей тетради!

 
Итого баллов: (максимальное количество – 26)  

Оценка_______ («3»:  11 – 15 баллов; «4»: 16 – 22 балла, «5»: 23 – … баллов )

Литература:

  1. Мерзляк А.Г. и др. Математика. 5 класс. ФГОС. Алгоритм успеха: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 28-е изд. – М.: Мнемозина, 2011 г.
  3. Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Тестовые материалы для оценки качества обучения. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
  4. Семёнов А.В. и др. ГИА. Математика в новой форме. М.:  «Интеллект-Центр», 2013.
  5. Рудницкая Т.В. Тесты по математике: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. М.: Издательство «Экзамен», 2013.