Урок географии по теме "Чудо природы во всех отношениях" (по теме "Байкал"). 8−9-й класс

Разделы: География


Цели:

  • построение знаний о физико-географических особенностях Байкала;
  • расширение знаний учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК;
  • продолжить формирование навыков обработки географической информации,  умения обобщать, делать выводы из полученных результатов;
  • формирование коммуникативных навыков.

I. Индуктор (индукция – наведение).

– Продолжите фразу: «Чудо природы – это…..»   Само-социоконструкция. Социализация.
(Самоконструкция – индивидуальное решение, социоконструкция –построение в группе, социализация – обнародование всем)
Предлагаются фотографии  Байкала (не озвучивается то, что на фотографиях).
Вопросы: Можно ли сказать, что на фотографиях чудо природы?
Докажите, используя свои записи по 1 фразе урока.  Социализация.
– Запишите ваши варианты: какие объекты в РФ можно считать чудом природы. Есть ли среди них тот объект, который показан на фотографиях (подчеркните ваш вариант, если нет, то допишите.)
– Определяется учащимися тема урока, сопоставляется с фразой Л.С. Берга, написанной на доске.

II. Построение знаний

1. Мастер (учитель) читает отрывок Н. Дамдинова

«Ваши сверстники в странах далеких
Устремляют к Байкалу мечты
И грустят — в Аргентине ль, в Марокко,—
Что не видят его красоты...» 

Со всего света люди летят, едут, идут к Байкалу, чтобы прикоснуться к этому нерукотворному озеру-морю далекой Сибири. Итак,  добро пожаловать!

Мастер предлагает прочитать в группе стихи и определить, какие особенности Байкала хотят увидеть люди из разных стран. Запишите себе в тетради, добавьте собственные знания. (Приложение 1)

Социоконструкция. Социализация. Афиширование – вывешивание  работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух .

2. Мастер предлагает вспомнить план характеристики ПК, запись на доске и в тетрадях,слева.

1. ГП. 2. Происхождение котловины. 3. Климат. 4. Вода в Байкале. 5. Живые организмы. 6.Проблемы. Используя этот план, определите особенности Байкала – как уникального ПК. Используйте материал учебника + раздаточный материал. Записи делать справа.

На группу по одному пункту плана (п.6 не обсуждается на данном этапе). Само – социоконструкция. Социализация. Афиширование. Приложение 2. (Если урок проводится 90 минут, можно все пункты плана рассматривать каждой группе).

3. Мастер предлагает прочитать мнения туристов « Байкал глазами гостей». Приложение 3.

–  Ребята, вспомните в начале урока, мы читали высказывания тех, кто желает увидеть это чудо природы. Сейчас мы видим, что не все отзывы такие положительные. Странно. У ребят появляется желание разобраться в причинах этого. Чаще всего говорят, экологические проблемы.
Мастер дает задание найти соответствие между источниками загрязнения и текстом, раскрывающим это загрязнение. Приложение 4.

Мастер: Предложите меры, которые необходимы для сохранения озера. Для проверки смотри Приложение 5. Социализация.

III. Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской).

Напишите отличительные черты Байкала на его контуре, после изучения данной темы.

Социоконструкция. Афиширование (вывешивается рядом с предыдущей афишой).

Закончите предложение: «Я понял, что….» Или « Меня удивило то, что….»

Пожелания Байкалу можно выразить словами А. Твардовского:

Но эти царственные воды,
но горы в сизой полумгле –
Байкал – священный дар природы,
Да будет вечен на земле.

Домашнее задание на выбор: Напишите в стихотворной форме пожелания Байкалу. Или. Если вам захотелось побывать на Байкале составьте памятку, отправившемуся на Байкал.

Приложения представлены в краткой форме.

Использованы материалы: Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах — 1989. Бухаров А. А. Байкал в цифрах. Иркутск:  «Макаров С. Е.», 2001. сайты Интернет: ru.wikipedia.org, http: // pribajkal.ru