Цели:
- построение знаний о физико-географических особенностях Байкала;
- расширение знаний учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК;
- продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать, делать выводы из полученных результатов;
- формирование коммуникативных навыков.
I. Индуктор (индукция – наведение).
– Продолжите фразу: «Чудо природы –
это…..» Само-социоконструкция.
Социализация.
(Самоконструкция – индивидуальное решение,
социоконструкция –построение в группе,
социализация – обнародование всем)
Предлагаются фотографии Байкала (не
озвучивается то, что на фотографиях).
Вопросы: Можно ли сказать, что на фотографиях
чудо природы?
Докажите, используя свои записи по 1 фразе
урока. Социализация.
– Запишите ваши варианты: какие объекты в РФ
можно считать чудом природы. Есть ли среди них
тот объект, который показан на фотографиях
(подчеркните ваш вариант, если нет, то допишите.)
– Определяется учащимися тема урока,
сопоставляется с фразой Л.С. Берга, написанной на
доске.
II. Построение знаний
1. Мастер (учитель) читает отрывок Н. Дамдинова
«Ваши сверстники в странах далеких
Устремляют к Байкалу мечты
И грустят — в Аргентине ль, в Марокко,—
Что не видят его красоты...»
Со всего света люди летят, едут, идут к Байкалу, чтобы прикоснуться к этому нерукотворному озеру-морю далекой Сибири. Итак, добро пожаловать!
Мастер предлагает прочитать в группе стихи и определить, какие особенности Байкала хотят увидеть люди из разных стран. Запишите себе в тетради, добавьте собственные знания. (Приложение 1)
Социоконструкция. Социализация. Афиширование – вывешивание работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух .
2. Мастер предлагает вспомнить план характеристики ПК, запись на доске и в тетрадях,слева.
1. ГП. 2. Происхождение котловины. 3. Климат. 4. Вода в Байкале. 5. Живые организмы. 6.Проблемы. Используя этот план, определите особенности Байкала – как уникального ПК. Используйте материал учебника + раздаточный материал. Записи делать справа.
На группу по одному пункту плана (п.6 не обсуждается на данном этапе). Само – социоконструкция. Социализация. Афиширование. Приложение 2. (Если урок проводится 90 минут, можно все пункты плана рассматривать каждой группе).
3. Мастер предлагает прочитать мнения туристов « Байкал глазами гостей». Приложение 3.
– Ребята, вспомните в начале урока,
мы читали высказывания тех, кто желает увидеть
это чудо природы. Сейчас мы видим, что не все
отзывы такие положительные. Странно. У ребят
появляется желание разобраться в причинах этого.
Чаще всего говорят, экологические проблемы.
Мастер дает задание найти соответствие
между источниками загрязнения и текстом,
раскрывающим это загрязнение. Приложение
4.
Мастер: Предложите меры, которые необходимы для сохранения озера. Для проверки смотри Приложение 5. Социализация.
III. Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской).
Напишите отличительные черты Байкала на его контуре, после изучения данной темы.
Социоконструкция. Афиширование (вывешивается рядом с предыдущей афишой).
Закончите предложение: «Я понял, что….» Или « Меня удивило то, что….»
Пожелания Байкалу можно выразить словами А. Твардовского:
Но эти царственные воды,
но горы в сизой полумгле –
Байкал – священный дар природы,
Да будет вечен на земле.
Домашнее задание на выбор: Напишите в стихотворной форме пожелания Байкалу. Или. Если вам захотелось побывать на Байкале составьте памятку, отправившемуся на Байкал.
Приложения представлены в краткой форме.
Использованы материалы: Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах — 1989. Бухаров А. А. Байкал в цифрах. Иркутск: «Макаров С. Е.», 2001. сайты Интернет: ru.wikipedia.org, http: // pribajkal.ru