Занятие по коммуникации в старшей группе. Тема: "Откуда хлеб на стол пришел. Звуки "з" и "с""

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

Развивающие.

  • Совершенствовать внимание, память, мышление.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать графические навыки, мелкую моторику.
  • Формировать глагольный словарь детей.

Обучающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Закрепить знания детей о последовательности производства хлеба.
  • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным.
  • Отработка умений правильного использования предлогов – в, на, по, через, из.
  • Закрепить навык правильного произношения звуков “з” и “c”.
  • Продолжать дифференциацию звуков “з” и “c” в словах и фразах.

Воспитательные.

  • Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу заходят дети и садятся полукругом. Стук в дверь. Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости – Весёлый язычок с Машей. Посмотрите на них внимательно. Какие у нас гости? (Красивые, доброжелательные, весёлые)

2. Основная часть.

На столе воспитателя “Весёлый язычок”.

Воспитатель: “Дети, сегодня “Весёлый язычок” предлагает вам сделать вместе с ним зарядку.

  • Язычок проснулся, выбежал из домика – обежал вокруг домика (дети высовывают кончик языка изо рта, делают круговые движения кончиком языка по губам).
  • Запрыгнул в домик (обнимает верхнюю губу широким кончиком языка).
  • Спрятался за дверью (удерживают широкий кончик языка между верхними резцами и губой).
  • Медленно уполз за зубки (медленно втягивают язык в рот).
  • Сел пить чай из чашечки (выдвигают изо рта широкий язычок, кончик и боковые края которого подняты вверх).

1. Пока мы с вами делали зарядку для язычка, наша гостья Машенька загрустила.

Машенька: Ребята, у меня есть удивительное зёрнышко, помогите мне решить логическую задачу: вырастит ли что-нибудь из этого зёрнышка?

- Ребята, у меня на ладони лежит то, что самое дорогое на земле. Как вы думаете, что это? (Хлеб).

- Как хлеб приходит к нам на стол, мы вспомним, используя модели (выставляются модели).

- Что вначале выезжает на поле? (Трактор).

- Кто работает на тракторе? (Тракторист).

- Что делает тракторист? (Пашет землю и рыхлит).

- Зачем рыхлить землю? (Чтобы не было комков).

- Когда землю подготовили, какие машины выезжают? (Сеялки).

- Кто работает на сеялках? (Сеяльщицы). Что они делают? (Сеют).

- Что дальше происходит с зёрнами? (Они прорастают).

- Что надо чтобы всходы крепли? (Солнышко – греет землю, дождь поливает, человек – ухаживает, и защищает от вредителей колосья).

- Когда колосья поспели, какие машины выезжают на поля? (Комбайны).

- Кто работает на комбайне? (Комбайнёр).

- Что делает комбайн? (Убирает колосья, отделяет зёрна).

- Что делают дальше с зерном? (Везут на машине на мельницу).

- Что делают с зерном на мельнице? (Зерно молотят и получают муку).

- Куда везут муку? (На хлебозавод).

- Что делают с мукой на хлебозаводе? (Замешивают тесто, делают булки и пекут в печах).

- Кто печёт хлеб? (Пекарь).

- Куда поступает испечённый хлеб? (В магазины).

Физкультминутка

“Зёрнышко”.

Найдите на стенах и потолке колосья. Посчитайте колосья (до 10, один колос, два колоса…пять колосьев). Посчитайте зёрна в колосе (до 10, одно зерно, два зерна…пять зёрен). А сейчас выполним движения со словами:

“Быстро вертится крыло,
Мелет мельница зерно,
И из смолотой муки
Напечём вам пироги”.

2. Воспитатель: Машин папа тракторист, он попросил её, принести ему на поле обед. И вот Маша отправилась в путь, но путь был долгим (детям предлагается карта). Давайте вместе с Машей расскажем, как она добиралась до папы.

“Маша вышла из дома, пошла по дорожке, зашла в лес, вышла из леса, перешла через реку и пришла на поле. Там Маша встретилась с папой”.

- Какие маленькие слова – предлоги нам встретились?

- Но Маше надо возвращаться домой, давайте расскажем, как она шла обратно. Воспитатель показывает путь указкой, а дети говорят, используя предлоги.

3. Воспитатель: Какой звук слышите в слове колос “з” или “с”?

- А какой звук слышите в слове зерно?

- Назовите слова, в которых есть звук “з” или “с”.

- Из набора картинок надо отобрать те, в которых есть звук “з” и поместить к зернышку, а картинки, в названии которых есть звук “с”, поместить к колосу.

(Работа детей).

- Найдите в группе предметы в названии которых есть звуки “з” и “з”.

4. Маша: Дети, поиграйте со мной в “Добавлялки”. Я буду начинать, а вы добавлять.

За – за – за – вот идёт …коза.

Зу – зу – зу – зайку моем мы в …тазу.

Зе – зе – зе – дам траву …козе.

Зы – зы – зы – это новые …тазы.

Зи – зи – зи – сено …отвези.

Са – са – са – улетела вдруг …оса.

Су – су – су – домой сумочку …несу.

Сы – сы – сы – у вас выросли …усы.

Си – си – си – ты конфеты …принеси.

5. Маша: Дети, а сейчас мы поиграем в игру “Пшеница и комбайнёр”.

Дети колоски присели в два ряда. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно машут руками. “Комбайнёр” вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть. Кого задели – выбывает из игры.

Подведение итогов.

Наше занятие закончено. Как нам понравилось с вами играть, можно мы ещё придём к вам в гости и вместе с вами ещё поиграем в интересные игры?