Развитие критического мышления на уроках математики (на примере темы "Умножение положительных и отрицательных чисел")

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных и отрицательных чисел;
  • Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
  • Воспитывать  трудолюбие,  аккуратность,  умение  работать  коллективно, в парах, индивидуально.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Здравствуйте дети. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Начнём нашу работу. Дети приветствуют учителя.
На столе у каждого ученика файл с раздаточным материалом (Приложение 1), который на перемене раздают дежурные. Готовят табель активности (в дальнейшем, отмечают оценки в табеле).
2. Актуализация знаний Разминка:
  • Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
  • Врач прописал больному три укола, по одному уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы?
  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Фронтальный опрос:

  • Какие числа называются целыми?
  • Что такое модуль числа?
  • Чему равен модуль положительного числа?
  • Чему равен модуль отрицательного числа?
  • Как сложить числа с одинаковыми знаками?
  • Как сложить числа с разными знаками?

Устно:

1. Определите закономерность и продолжите ряд:

А) 2; 4; 8; 16; …
Б) – 2; – 4; – 8; – 16; …

2. Дан ряд чисел:

– 5; 3; 0; – 7; – 104; 104; 12; 19.
А) Назовите положительные числа.
Б) Назовите отрицательные числа.
В) Назовите все числа одним словом.

Ответы:

1 час.

1 час.

50 пальцев.

 

 

Обучающиеся отвечают определения и правила.

 

Обучающиеся отвечают.

1.

А) каждое последующее число больше предыдущего в 2 раза.
Б) каждое последующее число меньше предыдущего в 2 раза.

2.

А) 3; 104; 12; 19.
Б) –5; –7; –104.
В) целые.

3. Постановка проблемы. Стадия вызова Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока.

«Умножение положительных и отрицательных чисел».

Создание проблемной ситуации.

Вычислите:

1) 6 х 3 =
2) –3 х 5 =
3)  7 х ( – 2) =
4) –5 х (– 4) =

Вопросы:

1. Какое действие вы выполняли при решении этого задания?
2.Объясните, как вы рассуждали при решении каждого примера?
3. Как вы думаете, почему при решении 2, 3, 4 примеров, ответы получились разные?
4. Какие числа вы умеете умножать?
5. Знаете ли вы, как выполняется умножение чисел с разными знаками?
6. Знаете ли вы, как выполняется умножение двух отрицательных чисел?

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

 

 


18
(+ –)15
(+–)14
(+–)20

Обучающиеся отвечают.

 

 

 

Обучающиеся формулируют цель урока: научиться умножать положительные и отрицательные числа.

4. Открытие обучающимися нового знания. Стадия осмысления Работа с раздаточным материалом:

1. Игра «Верю – не верю». Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"?

Вопросы игры составляются по тексту, который,  в последствии самостоятельно изучается обучающимися. Для ответов отводится две графы. Первую графу обучающиеся заполняют после постановки цели урока и перед изучением текста. Вторую графу, после изучения текста. Данное задание обучающиеся могут выполнять индивидуально или в парах.
Вопросы учителя:
– Почему Вы так считаете? (Вопрос задаётся после работы в первой графе).
– Почему изменилось Ваше мнение?  (Вопрос задаётся после работы во второй графе).

2. Приём  «Работа с текстом»

В данном тексте три задания:
Задание1. Прочитайте текст и сформулируйте правила умножения положительных и отрицательных чисел.
Задание 2. Ответьте на вопросы игры «Верю – не верю», используя прочитанный текст.
Задание 3. На основе изученного материала выведите правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел, поставьте в скобках знаки «+» или «–».
Вопросы учителя:
– Какие вопросы у Вас возникли при изучении текста?
– Каким действием можно проверить действие умножения?
– Поясните это на примере –5*3=
– Используя правила умножения положительных и отрицательных чисел индийского математика Бхаскары, поясните решение примера –5*(–3)=
– Сравните свои ответы в игре «Верю – не верю» в обеих колонках. Объясните, почему в некоторых ответах Вы изменили мнение?
– Поясните получение результата в правилах знаков при умножении положительных и отрицательных чисел?
– Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
– Как умножить два числа с разными знаками?

3. Подведение итогов по игре и работе с текстом (объяснить выставление знаков в правилах знаков при умножении положительных и отрицательных чисел; объяснить решение и ответ в задании «Создание проблемной ситуации»).

1. Обучающиеся работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы игры в первой графе и объясняют, почему они так думают.

 

 

 

2. При выполнении заданий обучающиеся делают записи в тетради, пометки в самом тексте. При выполнении последнего задания, дети отмечают знаки в тексте, в скобках.

После работы с текстом учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

3.  Объясняют выставление знаков в правилах знаков при умножении положительных и отрицательных чисел.  Объясняют решение и ответ в задании «Создание проблемной ситуации».

5. Закрепление обучающимися нового материала 1. Выполнение самостоятельной работы по изученной теме с последующей взаимопроверкой. Выполняется после изучения текста. Выполняется индивидуально, решение записывается в тетради. После выполнения задания, учащиеся обмениваются своими работами и проверяют их. Для проверки ученику необходимо выполнить чужой вариант. Проверяющий выставляет оценку (критерии оценивания прилагаются) и пишет свою фамилию. В дальнейшем работу проверяет учитель. В одной работе можно выставить оценку тому,  кто решал, и тому, кто проверял.
2. Проверяем.
Какие у вас возникли затруднения?
Как вы думаете почему?
Над чем еще нужно работать, чтобы избежать ошибок?
Обучающиеся выполняют сам. раб., осуществляют взаимопроверку.
Сдают работу учителю.
6. Стадия рефлексии Приём «Синквейн».
Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн выступает в качестве средства творческого самовыражения.
1. Составить синквейн на тему «Умножение положительных и отрицательных чисел».
2. Слушаем.
Составляют синквейны по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел».
7. Итог урока 1. Какую цель ставили на уроке?
2. Достигли ли поставленной цели?
3. Как перемножить два числа с разными знаками?
4. Как перемножить два отрицательных числа?
5. Домашнее задание:
6. Урок окончен.
1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Записывают домашнее задание.