Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становится очевидной необходимость формирования экологической культуры. Вопросы экологического характера неразрывно связаны с социальными и экономическими проблемами. Я, как учитель химии, провожу со своими учениками работу по формированию экологической культуры и нравственной экологической позиции личности школьников. Ведь, по мнению многих, именно химия является виновницей экологических бед. Прежде всего, на уроках химии при изучении отдельных тем уделяю большое внимание экологическим проблемам. Для формирования навыков решения расчетных задач использую задачи с экологическим содержанием. Провожу различные семинары, уроки-конференции, практические работы. Я считаю, что основной задачей химии является научить детей не только практическим навыкам работы с химическими реактивами по изучению свойств веществ, их распознаванию, но и профилактике вредных привычек, применения знаний в практической деятельности. Как отличить качественный мёд от продукта, в который добавлена мука, крахмал или мел. Как объяснить ребенку, что алкоголь, тяжелые металлы разрушают организм? С этой целью проводим на практических занятиях проблемные опыты. В 10 классе при изучении темы «Белки» учащиеся исследуют не только качественные реакции, но и влияние спирта этанола и соединений металлов на белки. Существует множество факторов, которые разрушают структуру белковых молекул, т.е. приводят к их денатурации. Хорошо известно, что загрязнение окружающей среды соединениями токсичных элементов – тяжелых металлов: ртути, свинца, никеля может приводить к отравлениям. Эти металлы образуют с белковыми соединениями устойчивые комплексы. В организме накапливаются соединения металлов. В результате нормальная жизнедеятельность нарушается, и начинается токсикоз. Аналогичная картина наблюдается при употреблении алкоголя и курении.
Ограниченные рамки учебного плана вынуждают меня вести экологическое воспитание и во внеурочное время. Учебный процесс во внеурочное время я стараюсь организовать таким образом, чтобы способствовать самостоятельной научно-исследовательской работе учащихся под моим руководством. Работы, которые проводят ребята, имеют интегрированный характер, и как правило, требуют знаний в различных областях: химии, биологии, экологии, медицины.
I. Методы формирования экологической культуры.
1. Экологическая тропа
Мой метод непрерывного экологического образования учащихся, которое осуществляется на основе принципов междисциплинарного подхода и проблемного обучения, представлен научно-исследовательским проектом «Экологическая тропа» (создан в 2008г. совместно с учителем географии и технологии Долженко М.В.), в котором предусмотрены: образовательные, исследовательские маршруты; оценка степени негативных изменений на изучаемых объектах; олимпиадные конкурсы экологического содержания; исследовательские и природоохранные акции.
Этапы экологической тропы:
1. Центральный парк с. Заброды (в районе улиц Калинина и Заброденская).
- Малый биоценоз
- Муравейник.
- Транспорт и городская среда.
2. Берег реки Подгорная (в районе улицы Свердлова).
- Обитатели береговой зоны.
- Свалка.
- Лекарственные растения и правила их сбора.
3. Стройка
4. Сосновый бор
- Сосна обыкновенная.
- Лишайники индикаторы чистоты воздуха
- Берегите лес от пожара.
Проводят экскурсию члены химического Научного общества учащихся «Интеллект». Возраст учащихся различен. В зависимости от возраста выбираются длина маршрута, остановочные пункты, продолжительность экскурсии. Главное правило для экскурсоводов: расскажи как можно больше интересного и полезного и ответь на любой вопрос.
2. Научно-исследовательская деятельность учащихся
Метод проектов, который я также использую для формирования экологической культуры, это технология, реализующая личностно-ориентированный подход в обучении. Все проекты носят экологическую направленность. Учащиеся под моим руководством изучают не только загрязнение биосферы, но влияние различных факторов на здоровье человека. Для этого мы обращаемся в различные медицинские учреждения за официальной статистикой и прослеживаем на протяжении нескольких лет динамику развития различных заболеваний у детей и взрослых, проживающих на той территории, на которой мы проводим экологический мониторинг. Обязательной ищем пути решения проблемы. Проводим просветительскую работу среди учащихся нашей школы, родителей и населения с. Заброды. Организуем экологические акции.
В рамках индивидуальной внеклассной работы по химии, имеющей экологическую направленность, учащимися выполнены различные научно-исследовательские проекты. Исследовательскую работу практической направленности, в основе которой лежит эксперимент, я вместе с учениками провожу в школьной лаборатории и использую внешние связи с городскими организациями, лабораториями ВУЗов города Воронежа. Некоторые внеклассные экологические мероприятия могут дополнять изучаемый на уроках химии материал. Использование активных форм внеклассной работы по химии позволяет мне сочетать в деятельности школьников познавательный, просветительский, исследовательский, природоохранный компоненты и, следовательно, эффективно формировать их экологическую культуру. Часто методика проведения научно-исследовательских работ выходит далеко за рамки школьной программы и требует изучения литературы, предназначенной для ВУЗов, например аналитическая химия или фармакология. Большинство исследовательских работ носят профориентационный характер. Учащиеся 9-11 классов, занимающиеся проектной деятельностью, как правило, определились с выбором профессии, и темы их работ говорят о будущей специальности.
Как уже было сказано, исследовательская работа имеет высокий научный уровень. Я считаю, что экологическое просвещение детей нужно начинать проводить как можно раньше. С учащимися 5 класса на уроках природоведения мы рассматриваем основные экологические проблемы. И вот мы уже делаем первые шаги в большую науку, но назвать их робкими нельзя. Очень важно, что эти малыши, сами определили темы своих научно-исследовательских работ, а я их немножко направила в нужное русло.
Очень важна экологическая просветительская работа для взрослого населения. Экологическое просвещение касается не только учащихся школы, но и их родителей. Члены химического научного общества на Дне открытых дверей школы, родительских собраниях рассказывают родителям учащихся об экологических проблемах нашего района и простейших путях их решения. Такие выступления получают положительные отзывы, и родители принимают участие в различных экологических акциях, которые организуют учащиеся школы, оказывают посильную помощь детям при проведении экологических научных исследований.
2.1. Методы мониторинга атмосферы в районе Заброденской школы и изучение влияния загрязнений на здоровье населения
Мониторинг загрязнения атмосферы мы проводим в условиях школы с использованием биоиндикационных, физических и химических методов исследования.
Из биоиндикационных методов экологического мониторинга мы использовали определение степени чистоты воздуха в районе нашей школы по состоянию хвоинок сосны обыкновенной и лишайникам (лихеноиндикация), ассиметрии листьев березы бородавчатой. В результате исследования было выявлено, что в непосредственной близости от дороги хвоинки на ветвях сосны были усохшими или с некротическими чёрными и жёлтыми пятнами, в том числе во всю ширину хвоинки. По мере удаления от автомобильной дороги % повреждённых хвоинок снижался. Состояние хвои в сосновом бору, расположенном у автомобильной дороги рядом со школой говорит об опасно грязном воздухе. По сравнению с 2005г наблюдается постепенное увеличение числа поврежденных хвоинок. По мере удаления от автодороги увеличивается видовой состав лишайников и степень покрытия. Что касается жизнеспособности каждого образца, то по мере приближения к автодороге слоевище лишайника становится толстым, компактным, и почти совсем утрачивает плодовое тело. Лопасти лишайника окрашиваются в беловатый или фиолетовый цвет, их таллом сморщивается, и растения погибают. Контрольные пробы были взяты в не загрязнённой лесной экосистеме (Петропавловский район). Основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений. Это свидетельствует о чистом воздухе. В березовой роще, также по мере удаления от автодороги наблюдаем уменьшение листьев с выраженной ассиметрией. Так же, чистоту воздуха определяли по химическому анализу снегового покрова. Исследовали органолептические и химические показатели талой воды. На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод: по мере удаления от автодороги уровень загрязнения талой воды физическими и химическими примесями уменьшается. Основными источниками загрязнения атмосферы в районе нашей школы является автомобильный транспорт. В районе школы в зависимости от времени года, суток поток автомобилей составляет 249-2248 (час пик) авт./час (в 2005г 150-800 (час пик) авт./час). В структуре заболеваемости среди детей и подростков на первом месте находятся болезни органов дыхания.
2.2. Исследование жесткости воды в с. Заброды и Калачеевском районе и её влияние на состояние здоровья населения
Основными рельефообразующими породами нашего района являются мело-мергельные отложения. Для определения жесткости воды была использована методика тетраметрического анализа, которая используется в ВУЗах на 1-2 курсе. Жесткость природной воды оказалась равной 5.60 – 6,50 ммоль/л. при норме 3,5. дождевая вода очень мягкая, её жесткость всего 0,15 ммоль/л. Было выяснено, что показатели жесткости воды в нашей местности из-за залежей известняка превышают норму в более чем в полтора раза, а в с. Скрипниково – более, чем в 2 раза. Это является причиной мочекаменных заболеваний у населения района.
Существует множество способов умягчения воды в домашних условиях. Более приемлемые способы – кипячение, добавление соды и использование фильтра. Необходимо ставить очистные фильтры, причем кувшинчики эту проблему не решают. Слегка снижают концентрацию ионов кальция. Фильтры должны быть с ионообменными смолами, тогда задерживаются ионы жесткости. Кипячение воды тоже не решает проблему.
2.3. Реакция организма человека на фармацевтические средства, используемые в современной стоматологии (местные анестетики)
Целью данной работы являлось выяснить механизм действия анестезирующих средств; виды анестезии, используемые в современной стоматологии, влияние современных анестезирующих средств на организм человека.
Каждый учебный год учащиеся нашей школы проходят стоматологическое обследование. При этом вы не найдёте ученика, который бы с удовольствием посещал стоматолога. Большинство отказывается от лечения, а тем, кто согласился, приходится терпеть боль. Почему при оказании стоматологических услуг в школе не применяется анестезия, и большинство детей отказывается от бесплатной, плановой санации? Дети боятся боли. Почему не применяются обезболивающие препараты? Какие последствия могут возникнуть при их применении? Возможно, причина кроется не в экономии средств на анестетики, а в их влиянии на организм. Чтобы ответить на этот вопрос учащемуся 10 класса пришлось изучить историю возникновения анестезирующих веществ фармакологическое действие анестетиков на клетки и ткани, различные виды анестетиков. Он изучил специальную медицинскую литературу, провёл беседы со стоматологами и анкетирование взрослых пациентов стоматологического кабинета. Эффективность местной анестезии в амбулаторной стоматологии во многом зависит от использования анестетика. На Российском стоматологическом рынке в настоящее время присутствует более 150 лекарственных форм современных местных анестетиков на основе лидокаина, мепивакаина, цитанеста, артикаина. Результаты анестезии зависят от индивидуальных особенностей организма человека. Необходимо помнить о том, что ряд осложнений не зависит от врача и не всегда их можно предвидеть. И может возникнуть аллергическая реакция как на любой препарат, в т.ч. и на прививку. Анестетики не являются вредными веществами. Многообразие препаратов для местной анестезии дают большие возможности для более корректного подхода к обезболиванию у пациентов разных групп. А их использование приводит к комфортным условиям лечения зубов. Таким образом, местные анестезирующие вещества, как и любые лекарственные препараты, могут вызвать аллергическую реакцию.
2.4. Влияние веществ, содержащихся в табачном дыме, на живые организмы
Актуальность нашей работы определило возрастающее количество подростков в нашей школе, страдающих табачной зависимостью. Методом исследования отношения учащихся МКОУ Заброденская СОШ к табакокурению и причин курения, был выбран метод анкетирования. Для получения табачного дыма (работа проводится в вытяжном шкафу) собрали курительную установку. Затем приготовили его раствор и изучили химический состав, влияния табачного дыма на живые организмы: (на семена (гороха и овса)) и взрослые растения (герань), а также на животных (муравьев, аквариумных рыбок). Семена гороха и овса, которые поливали водой, с добавлением табачного дыма, – не проросли, а контрольные пробы, поливавшиеся обычной водой, развивались нормально. Листья герани после первого полива слабым раствором табачного дыма начали желтеть. Рыбка, помещенная в разбавленный раствор дыма начала сразу вести себя очень беспокойно, на корм не обращала внимания, через минуту опустилась на дно и вскоре погибла. Муравьи прожили 1 час в колбе, в которую был добавлен табачный дым, а в такой же колбе, с нормальным по химическому составу воздухом, жили неделю. Затем были выпущены в природу.
Проведение открытых экспериментов показало, что табачный дым и никотин, содержащийся в одной сигарете, убивает живой организм, и даже фильтр недостаточно защищает от вредных веществ. Мы пытались раскрыть одну из причин потери здоровья – курение. Те задачи, которые мы ставили перед собой, считаем, что выполнили. Сравнили, как относятся ученики нашей школы к курению до и после открытых экспериментов и опытов. До экспериментов ученики не достаточно знали о составе табачного дыма, не осознавали, как влияет табачный дым на живой организм. После, проведенных нами, открытых опытов ребят возраста 11-13 лет резко отпало желание курить. А с подростками 15-17 лет и родителями было сложнее: они увидели, как влияет на организм никотин и узнали, из чего состоит табачный дым, но из-за того, что они уже втянулись в курение, им очень сложно отказаться от этой губительной привычки. Простой запрет курения не поможет решению этой проблемы, а наши эксперименты, мы считаем, оказали более сильное воздействие. Вместе с членами НОУ по химии мы решили такую работу нужно проводить уже с учащимися 1-4 классов, потому что дети начинают пробовать курить уже с 6–7 лет, не осознавая последствий этой пагубной привычки.
II. Результаты формирования экологической культуры
Учащиеся под моим руководством выступали на конференциях различного уровня, Дне открытых дверей школы перед родителями, гостями школы, руководителями различных организаций с целью довести до сведения о надвигающейся экологической катастрофе.
Идея озеленения привела не только к решению проблемы озеленения школы, нашего населённого пункта, но она объединит детей и взрослых одной целью. Школу построили на пустыре. Первым делом решили с помощью деревьев отгородить от дороги. Высадили саженцы березы и сосны. Одна из давних традиций школы – аллея выпускников. Каждую весну выпускники на территории школьного двора высаживают саженцы акации, липы, рябины и других деревьев. Так школьный двор становится всё уютнее. Саженцы деревьев бесплатно выделяет ОГУ «Калачеевское лесничество».
За активную работу по экологическому просвещению, сохранению и приумножению лесных богатств родного края наша школа была награждена Благодарственным письмом ОГУ «Калачеевское лесничество».
Результатом эколого-просветительской деятельности стала совместная деятельность детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. Будет решаться вопрос экологического состояния среды. Реализация проекта привела к созданию в школе добровольного экологического отряда по выращиванию и уходу за растениями и озеленению территории школы и родного села.