Цель: совершенствование навыка распознавания глагола среди других частей речи, уточнение представлений о прямом и переносном значении глаголов в речи.
Формирование УУД.
- Личностные: – Осознание языка как основного средства человеческого общения. Коммуникативные: – Преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.
- Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
- Познавательные: – выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.
1. Каллиграфия, разминка. КА ли ру се мы кош
–Что вы видите на доске, прочитайте?
– Какое задание вы могли бы предложить? (Дополнить слоги до слов.)
– Что еще можно сделать с этими словами? (Разделить на слоги, поставить
ударение, выделить корень....)
2. Актуализация темы урока.
– Давайте прочитаем стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
– Ребята, а кто этот Я?
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
Открываю тему урока на доске:
ГЛАГОЛ. Значение глагола в речи.
– Все ли слова из темы вам понятны?
– Что ж, дайте разбираться, заполняя пробелы на доске, мы сегодня узнаем много
нового и интересного о ГЛАГОЛЕ!
– А что мы уже знаем о нем?
– Он о себе говорит: “Я приду – все действие придет”, что он имеет в виду? К
чему действия придут? (Предметам.)
– Какое же действие, какие предметы...
– А вы помните это изображение?
– Что вы можете рассказать по этой иллюстрации? (Части речи самостоятельные и
служебные.)
– Что же мы уже можем записать о глаголе на первую точку?
Поэтапная запись на доске:
- Самостоятельная часть речи.
3. Распознавание глаголов в речи.
– Давайте обратимся еще раз к стих. Что глагол сам говорит о себе, что он несет? (Действие.) *Поэтапная запись на доске:
- Самостоятельная часть речи.
- Обозначает действие предмета.
– А какое задание вы могли бы предложить к этому стихотворению, что можно сделать?
... А какая у нас цель на этом уроке? О чем мы хотели ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ? (О глаголе.)
– А как мы определим, что это именно слово – глагол? (Запись вопросов на
доске.)
– Какие глаголы встретились в стихотворении?
– Как вы узнали, что это глаголы? (Действие.)
Поэтапная запись на доске:
- Самостоятельная часть речи.
- Действие предмета.
4. Запишите, глаголы в тетради. Что необходимо помнить при записи слов? (Орфограммы.)
– Поставьте вопрос от существительного к его действию. Какие получились вопросы? (Записать на доске.)
Поэтапная запись на доске:
- Самостоятельная часть речи
- Действие предмета
- Что делать? Что сделать?
5. Выяснение роли глаголов в речи.
А как вы понимаете предложение: Летит ракета.
– А что или кто еще может лететь? ...
– Ага, значит: ЛЕТИТ РАКЕТА и ПТИЦА ЛЕТИТ. Обратите внимание на предметы, которые летят, заметили что-нибудь интересное? (Живой и неживой предметы.)
– Что же означает слово “Лететь”? (Передвигаться по воздуху, махать крыльями.)
– Вы когда-нибудь слышали выражение: Летит время.
– Как вы думаете, когда так говорят?
– А на самом деле время может лететь, размахивая крыльями? (Это переносное значение слова.)
– Ребята, а есть ли еще в стихотворении глагол, к которому можно подобрать как живой, так и неживой предмет? (Растет.)– Что растет в нашем стихотворении, а КТО тоже может расти?
– Молодцы, вот, мы уже можем заполнить еще один пробел.
– Что же мы там напишем? (Глагол имеет ЗНАЧЕНИЕ в речи прямое и переносное.
- Самостоятельная часть речи.
- Действие предмета.
- Что делать? Что сделать?
- Значение (прямое и переносное).
6. Работа в группах. (Альтернатива физ/мин.) – А давайте поиграем. Когда – то в моем детстве была игра “Дедушка Мазай и зайцы”. Правила: Водящий Мазай, к нему приходят благодарные, за спасение от наводнения, зайцы и предлагают свою помощь по хозяйству. Каждая группа задумывает дело, чем она может помочь (в доме или во дворе), помните, что дедушка живет в деревне, у нет водопровода и печное отопление.
Слава Зайцев: – Мазай, мы пришли тебе помочь!
Дед: – А что вы умеете делать?
Зайцы: – Мы не скажем, а покажем! (Действия зайцев.)
Дед: – Ваша помощь хороша, очень мне она нужна.
Группа, чье дело угадает Мазай, прыжками направляется к своим партам.
7. Работа над лексическим значением глагола.
– Давайте вернемся к теме урока. Может, вы уже сможете объяснить ее до конца. Что же означают слова “Значение глагола в речи”? (Глагол можно использовать для обозначения действий предметов, как живых, так .и неживых, в прямом и переносном значении.)
Задание:
– Выберите глагол (по рядам), составьте и запишите по два предложения так, чтобы в первом предложении глагол обозначал действие живого предмета, а во втором – действие неживого предмета.
– Проверка.
– А у кого из ребят получилось прямое и переносное значение?
– А вы заметили, когда чаще получается переносное значение? (Когда действия живых предметов переносят на неживые.)
Бегут (дети, ручьи, облака, годы), гуляет (ребенок, ветер, вирус, сквозняк), шумит (человек, ребенок, водопад, машина).
8. Итоги урока.
– Сегодня вы раскрыли много тайн глагола, но справитесь ли с этой его загадкой – шуткой.
– Про кого же была загадка?
– Помогли ли вам те знания, которые вы сегодня приобрели? Если да, то, какие?
– Что вам понравилось на уроке, какое задание показалось более интересным, а трудным?
– Что вы сможете рассказать дома о глаголе?
– Выставление оценок.
– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.
Домашнее задание: Составить и записать не менее 3-х предложений, в которых глагол употребляется с живыми и неживыми предметами, а может у кого – получится и переносное значение.
Спасибо всем. Уро закончен.