Целевая аудитория: учащиеся среднего звена общеобразовательных учреждений.
Форма использования ресурса: индивидуальная, групповая (командная) как на уроке, так и в качестве внеклассного мероприятия.
Цель ресурса: сформировать представление о Пьере де Кубертене как об основателе современного олимпийского движения.
Задачи ресурса:
- Познакомить учащихся с основателем современного олимпийского движения – Пьером де Кубертеном, его ролью и значением для современных Олимпийских игр.
- Воспитание патриотизма и уважения к спортивному наследию на основе расширения знаний учащихся об истоках олимпизма и его основателях.
- Содействовать воспитанию интереса к самостоятельному изучению истории Олимпийских игр.
Минимальные требования к аппаратным ресурсам: персональный компьютер, монитор, колонки.
Минимальные требования к программным ресурсам: MS PowerPoint 2007, проигрыватель WindowsMedia
Методика работы с ресурсом:
Данный ресурс представляет собой презентацию, содержащую познавательные ресурсы и викторины с заданиями. Форма его использования: индивидуальная или групповая (командная) как на уроке, так и в качестве внеклассного мероприятия.
Форма работы:познавательно-игровое мероприятие.
Эпиграф:
“Олимпийское движение предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, является движителем национальной жизни и очагом гражданственности”.
Пьер де Кубертен
Слайд 1. Название ресурса, авторство.
Слайд 2. Вводный. Учитель.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы начинаем с вами долгий разговор об истории Олимпийских игр. Я думаю всем известно, что проведение Олимпийских игр – вопрос престижа для любой страны. Все мы помним, с какой радостью россияне встретили новость о проведении зимней Олимпиады 2014 в Сочи. Давайте вспомним некоторые моменты этого события.
Слайд 3. Содержит задания викторины, связанные с Олимпийскими играми в Сочи. В случае выбора правильного ответа открывается часть рисунка талисманов олимпиады, в случае же неправильного - происходит отправка на слайд 4, где содержится совет подумать ещё (вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата). Перейти со слайда 3 можно нажав на картинку лыжника.
Слайд 5. Маршрутный (кликая по темам, переходим на слайды с различной информацией или видами заданий).
Ребята, все мы помним слезы побед и поражений спортсменов, судейские ошибки и допинговые скандалы. И всему этому многообразию эмоций мы обязаны одному человеку. И было бы неправильно сегодня не вспомнить о нем – о том, кто стоит у истоков современных Олимпийских игр. О человеке, которого называют основателем современного олимпийского движения. Речь сегодня пойдёт о французском общественном деятеле, педагоге, историке Пьере Де Кубертене.
Слайды 6,7. Содержатдокументальную информацию о детстве Пьера де Кубертена (вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата на слайде 7).
Ученик 1 (к слайду 6). 1 января 1863 года в Париже, в доме №20 по улице Удино, близ массивного здания Министерства по делам колоний, от брака Шарля-Луи де Фреди и Агаты-Габриэль де Гризенуа де Мирвилль родился третий ребенок, мальчик, нареченный по рождению Пьером. “Отец был доволен. Агата сделала ему отличный новогодний подарок. Традиция рода Фреди была соблюдена: мальчик продолжит фамилию. Отец уже видел его блестящим офицером, или, в крайнем случае, не менее блестящим дипломатом”.
Ученик 2 (к слайду 7). Пьер рос шустрым, любознательным мальчиком. Он рано научился читать, пробовал рисовать картины. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей. Большинство биографов Пьера де Кубертена отмечали, что “вместе с друзьями он любил взбираться на каменные обрывы, сурово обрамляющие морской берег. Особенно его тянуло к утесу, издавна прозванного “Девичьей кельей”. С этого места вид на море был неповторим. Шумливый, возбужденный, карабкаясь по камням, здесь Пьер вдруг затихал, становился неожиданно серьезным, даже взрослее своих лет.Юность, проведенная в Нормандии, не пропала для Пьера напрасно. Мечтатель со скал Этрета отправился в долгий жизненный путь, путь упорного труда и больших свершений.
Слайды 8,9. Содержат документальную информацию о юных годах Пьера де Кубертена (вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата на слайде 9).
Ученик 3 (к слайду 8). Успешно окончив колледж, Пьер поступает в парижский университет Сорбонна на философский факультет. А это учебное заведение - одно из самых старых и одно из лучших в Европе. Пьер учится блестяще... Да, конечно, у него от природы были отличные способности. Но главное - он не щадя себя упорно работал! Ему интересно было трудиться, интересно было получать знания. Он увлекается многими науками. Но основные среди них - история, педагогика, философия, политика. Военную карьеру, которую предвидел ему отец, Пьер решительно отвергает.
Поначалу Пьер отдает предпочтение исключительно педагогике, а история, философия и политика - лишь подспорье. Но затем, и неожиданно для себя, Кубертен буквально заболевает историей, более точно - историей, культурой и литературой Древней Эллады. Изучавшаяся им педагогика неожиданно открывается Пьеру с новой стороны: педагогика спортивная, физическое воспитание, спорт, как понимает Пьер, могут стать средством духовного образования человека. Тем самым у Пьера крепнет мысль, что опыт древних на новой основе может быть перенесен в наши дни.
Ученик 4.(к слайду 9). В возрасте девятнадцати лет, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.
Трудно представить себе, что когда-то - а в сущности совсем недавно! - вообще не было детского спорта. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований.Уже только за одно это, имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!
Слайд 10. Задания викторины 1. Учащимся предлагается проверить свои знания ипроявить смекалку, чтобы отгадать интересные факты из жизни Кубертена.Кликая на стрелки определенного цвета, можно проверить свою догадку. Если клик попадает не на стрелку, происходит отправка на слайд 11. (Вернуться можно при помощи кнопки возврата).Неправильный ответ исчезнет, правильный – совершит круг. Нажав на него, можно получить положительную оценку на слайде 12. (Вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата). Вернуть все рамочки с ответами можно нажав на следующий ответ.
Слайд 13. Переходим на этот слайд по гиперссылке Ответ (слайд 10), который он и содержит. С него возвращаемся к слайду 5, чтобы продолжить знакомство с биографией Пьера де Кубертена.
Ученик 5. (к слайду 5 после возвращения со слайда 13). Кубертен изучил системы физического воспитания многих стран и пришел к мысли использовать идею возрождения Олимпийских игр для создания системы всемирных спортивных соревнований. Благоприятность обстановки Кубертен усматривал в двух факторах: в усиливающемся внимании педагогики к физическому воспитанию молодежи и в быстром развитии спорта в мире.
В различных странах стали создаваться различные спортивные лиги, клубы, объединения. Все чаще и чаще проводятся встречи между спортсменами разных стран. Начинают действовать Международные федерации по видам спорта. Все это явилось хорошей основой для фундамента современных олимпиад.Нажимаем “Изучение зарубежного опыта”.
Слайды 14, 15, 16 посвящены периоду жизни известного педагога, когда он занимается научной и исследовательской деятельностью в различных странах мира.(Вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата на слайде 16).
Ученик 6 (к слайду 14). Когда Кубертену было 26 лет, германо-французские отношения начинали стремительно ухудшаться. Опасения по поводу возможного нападения Германии на Францию вели к стремлению улучшить физическую подготовку французской молодежи. Интерес к физической культуре усиливался и благодаря проникновению английского спорта, который находил во Франции все более широкий отклик.Пьер де Кубертен разработал и внес рекомендации, направленные на кардинальное изменение и совершенствование французской системы образования и воспитания.Он предложил отказаться от воспитания французской молодежи на основе немецкой системы физического воспитания, как излишне грубой и военизированной, и перейти на усовершенствованный вариант более разносторонней английской системы, ориентированной на игры.
Ученик 7 (к слайду 15). В 1889 г. французское правительство поручает де Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Де Кубертен предпринимает поездку по Европе, где находит приверженцев олимпийской идеи. Поездка Кубертена в 1883 г. в Англию окончательно определила круг его интересов.Здесь, вблизи Виндзора, он познакомился с разнообразными спортивными увлечениями студентов, окунулся в атмосферу спортивной жизни Англии.
Ученик 8 (к слайду 16). Помимо Европы Пьер де Кубертен осуществил и поездку в США.На основе изучения того влияния, которое двигательная активность и спорт оказывают на здоровье, культуру и воспитание людей в разных странах, Пьер де Кубертен сформулировал свое собственное отношение к спорту как к средству образования и воспитания и как к важному фактору развития международного сотрудничества, укрепления мира и взаимопонимания между народами. При этом Пьер де Кубертен не ограничился изучением состояния физического воспитания и спорта в различных странах в конце XIX века, но и провел глубокие исторические исследования. Наиболее близкими к представлениям Пьера де Кубертена о месте спорта в обществе оказались взгляды древних греков, реализованные в их системе воспитания и спортивных соревнований, среди которых наиболее значительными были древнегреческие Олимпийские игры. Так, у Пьера де Кубертена возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях.
Слайд 17. Задание викторины 2. Соединив квадратики нужно цвета, участники получают слова, из которых необходимо составить высказывание, принадлежащее Кубертену. Ответ можно получить простым щелчком по слайду. (Вернуться на исходный слайд можно при помощи кнопки возврата).
Слайды 18,19 посвящены последней теме “Осуществление мечты”.
Ученик 9. (к слайду 18). С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма. Эта встреча состоялась в июне 1894 г. В актовом зале Сорбонны перед 72 делегатами из 12 стран с подробным проектом организации олимпийских игр и создания Международного олимпийского комитета (МОК) выступил Пьер де Кубертен.
Учредительный конгресс одобрил предложения Кубертена. Для руководства олимпийским движением и организацией игр 23 июня был создан Международный олимпийский комитет, в состав которого вошли 14 представителей от 12 стран.
Ученик 10 (к слайду 19. При нажатии картинки, она увеличивается.)Учредительный конгресс одобрил основные принципы, правила и положения олимпийских игр, названные Кубертеном Олимпийской хартией. Конгресс решил проводить олимпийские игры по античной традиции — один раз в четыре года. Кубертен предложил провести первые олимпийские игры современности в 1900г. в Париже. Это казалось заманчивым: новый, XX век должен был открыть новую олимпийскую эру. Делегаты конгресса были готовы проголосовать за предложение Кубертена, когда слова попросил представитель Греции Деметриос Викелас, известный поэт и переводчик. Он призвал конгресс не ждать олимпиаду целых шесть лет и провести первые олимпийские игры в 1896 г. “Пусть Париж станет ареной Игр в 1900 г., — заявил он. — Но разве земля эллинов, колыбель античных олимпиад, не заслуживает права провести олимпийские игры за четыре года до этого?”
Ученик 11. (к слайду 19 при нажатии картинки “Стадион”, она увеличивается). Так и решили. Годом Игр I Олимпиады современности был назван 1896-й. Местом проведения I Игр стала столица Греции.Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.
Слайд 20. Задания викторины 3. Кликая на картинки, участники выясняют, принадлежит ли эта идея Пьеру де Кубертену. Сразу же они могут узнать подробности, если нажмут на звездочку, на которой расположена картинка.(При помощи кнопки возврата мы переходим на 29 слайд).
Слайд 21. Рассказывает о символе Олимпийских игр.
Слайд 22. Рассказывает о Международном Олимпийском комитете.
Слайд 23. Рассказывает об “Оде спорту”, которую написал Кубертен.
Слайд 24. Рассказывает о девизе Олимпийских игр.
Слайд 25. Рассказывает об Олимпийском флаге.
Слайд 26. Рассказывает об Олимпийской Хартии.
Слайд 27. Рассказывает об Олимпийской клятве.
Слайд 28. Рассказывает о медали Пьера де Кубертена, авторство которой не принадлежала великому общественному деятелю.
Слайд 29. Завершающий.
Учитель: Игры состоялись летом 1896 года и имели большой успех. После их завершения Кубертен занял освободившееся место президента МОК. Он был президентом МОК в 1896—1916, 1919-25 годах и оставался Почетным Президентом МОК до концажизни (1937 г.).
Похоронен Пьер де Кубертен в Лозанне, а его сердце захоронено отдельно, в монументе возле руин древней Олимпии.
Благодаря его усилиям, после более чем полуторатысячелетнего забвения олимпийские игры были, наконец, возвращены человечеству. И с тех пор уже более 100 лет каждые четыре года на овеянном дыханием веков алтаре Олимпии зажигается олимпийский огонь.
Слайды 30-31. Использованные ресурсы.