Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) на тему "Труд садовника". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • развитие предметных и надпредметных компетенций;
  • повторение по теме “Причастие”;
  • воспитание уважительного отношения к труду (на примере труда садовника).

Домашнее задание, выполнявшееся до урока: Разгадайте кроссворд и вы узнаете, кто из русских писателей был врачом.

1. Значение слова врач, сохранившееся в некоторых диалектах, связанное с первоначальным значением этого слова. 2. В данном крылатом выражении, вышедшем из Библии, пропущено одно слово: ___________, исцелися сам. 3. Первоначальное значение слова врач. 4. _____________ труд – фразеологизм, обозначающий тяжелый, принудительный труд. 5. _____________ труд – фразеологизм (бесполезно, тщетно, не стоит и пытаться делать). 6. Фразеологизм, имеющий помету в словаре разг., пренебр. со значением “бесполезные усилия, действия”. 7. С ___________ – фразеологизм со значением “приложив усилия, насилу”. 8. Этот фразеологизм имеет помету книжн. Связан с именем царя из древнегреческой мифологии, который за оскорбление богов был вынужден вечно вкатывать огромный камень на гору, скатывавшийся всякий раз, когда до вершины оставалось несколько шагов.

Ответы: 1. Обманщик. 2. Врачу. 3. Колдун. 4. Египетский. 5. Напрасный. 6. Мартышкин. 7. Трудом. 8. Сизифов. Ключевое слово: Булгаков.

Ход урока

1. Актуализация домашнего задания. Определение темы урока.

– С какими фразеологизмами вы работали, выполняя домашнее задание? (Сизифов труд, египетский труд, мартышкин труд, с трудом, напрасный труд.) Какая тема объединяет перечисленные фразеологизмы? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (О труде.)

2. Работа с репродукциями.

– Уделить внимание всем профессиям невозможно. Мы попытаемся приблизиться только к одной.

Предъявляется репродукция картины Арчимбольдо “Садовник”. Проводится беседа по вопросам:

а) Как вы думаете, какая профессия представлена художником на этой картине?

б) Предъявляются картины других художников (О. Кипренский “Молодой садовник”, И.П. Похитонов “Садовник”, вологодский современный художник В. Седов “Садовник”).

в) Рассмотрите внимательно, чем заняты персонажи на картинах Похитонова и Седова? Какой инструмент держит в руке персонаж картины Кипренского? Что объединяет этих персонажей? Каким трудом они заняты в момент, изображенный на картине, или были заняты в момент, предшествующий изображенному на картине?

г) Как бы вы назвали каждую картину?

д) Какая картина вам кажется необычной? Почему?


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4

– Как мы конкретизируем тему урока? (Труд садовника.)

е) – Опираясь на свои знания о направлениях в искусстве и их временных рамках, предположите, в каком порядке были написаны эти картины. Аргументируйте свое мнение.

3. Эксперимент

Арчимбольдо нашел оригинальный способ изобразить садовника. Попробуйте определить, людей каких профессий он показал на следующих картинах. Напишите под каждой репродукцией ваши предположения.

Эксперимент. Переверните любую картину. Что вы увидели? Картина в каком жанре предстала перед вами?
– Опираясь на собственные наблюдения, сделайте выводы, занесите их в карточку: из каких элементов складываются портреты Арчимбольдо?

– Можно ли одну и ту же картину отнести к разным жанрам? (Это и портрет, и натюрморт – в этом проявляется двусмысленность.)

– Можно ли утверждать, что данные картины – изображения реальных людей? (Это причудливое соединение разнородных предметов, не встречается в жизни, придумано художником. Это картины-фантазии, капризы, как их называют.)


Рис. 5

В чем заключается двусмысленность картин
Арчимбольдо?

__________________
__________________


Рис. 6

Как можно определить жанр картин
Арчимбольдо?

__________________
__________________


Рис. 7

Отправные пункты живописи Арчимбольдо

__________________
__________________


Рис. 1

Термины, называющие средства выразительности
и применяемые
для характеристики картин Арчимбольдо

__________________
__________________

– Что является предметом изображения в картинах Арчимбольдо? Какими знакомыми вам терминами (литературоведения, лингвистики) можно обозначить особенность этих картин? (предмет изображения – не конкретный человек, а профессия, дело, поэтому картины можно назвать метафорами или аллегориями).
– Знания каких наук понадобились художнику, чтобы так точно составить лица и тела людей из неодушевленных предметов? (анатомии, медицины, а также философии, поскольку проблема человека активно обсуждалась во времена Арчимбольдо именно в философии)

(В качестве элементов, образующих портрет, использованы предметы, с которыми работает человек определенной профессии: библиотекарь с книгами, официант разносит бочонки и кружки, повар работает с посудой, в которой готовит пищу.)

– Из каких элементов состоит портрет садовника?

Портрет образован из овощей, фруктов, ягод, цветов, грибов и листьев. Сколько нужно приложить усилий, чтобы все это вырастить в саду. Садовник трудится круглый год. Конечно, самое напряженное время работы – с ранней весны до поздней осени. Только у внимательного, заботливого садовника созреют фрукты, распустятся цветы, появятся овощи, а плодовые деревья принесут свои плоды.

4. Задание на моделирование слов и словосочетаний.

Выполните следующее задание и вы узнаете, что должен уметь делать садовник.

Образуйте от данных глаголов существительные. Какие суффиксы вы при этом будете использовать? В чем заключается особенность образованных существительных с точки зрения грамматического значения?

опылять
опрыскивать
полить
подкормить
утеплить
стричь

Включите полученные существительные в словосочетания на тему: “Трудовые умения садовника”.

(Опыление, опрыскивание, поливка, подкормка, утепление, стрижка – с точки зрения частиречной принадлежности эти слова – существительные, их особенность в том, что обозначают они не предмет, а действие.)

5. Лексические загадки.

Какими орудиями труда должен уметь пользоваться садовник? Определите их по данным ниже лексическим значениям.

__________ – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой, и широким плоским отточенным концом.

__________ – ручное земледельческое орудие для рыхления, копки – металлический или каменный наконечник, насаженный под углом на длинную рукоятку.

__________ – сельскохозяйственное орудие – насаженная на длинную рукоять колодка с зубьями для сгребания сена, для рыхления земли.

(Ответы: лопата, мотыга, грабли.)

6. Составление текста в определенном жанре

Мы перечислили орудия труда, без которых садовнику не обойтись, составили далеко не полный перечень трудовых умений, которыми должен обладать садовник. Представьте, что вам срочно нужно найти садовника. Вы решили разместить объявление в разделе “Работа” на сайте в Интернете или в газете. Составьте текст объявления.

7. Работа с фразеологизмами.

Как в языке русский народ выразил отношение к людям, которые любят трудиться, и к тем, которые не любят трудиться? Вспомните фразеологизмы, характеризующие трудолюбивого человека, и фразеологизмы, характеризующие лентяя или небрежно относящегося к труду человека. Запишите их в два столбика. Какие термины из раздела “Лексика” обозначат отношения между фразеологизмами внутри каждого столбика? Между фразеологизмами из разных столбиков?

(+ мастер на все руки, золотые руки, не покладая рук, все горит в руках;
– палец о палец не ударит, пальцем не шевельнет, из рук вон плохо, как без рук, тяп ляп;
внутри каждой группы – синонимы; две группы между собой – антонимы.)

Какие фразеологизмы можно употребить, характеризуя труд ответственного, умелого садовника? Объясните свой выбор.

8. Работа с дополнительной информацией.

Труд садовника – это не только тяжелый физический труд, но и творческий. Садовник может создавать целые картины из цветов, как художник. Может быть, именно поэтому живописцы разных стран и эпох изобразили в своих картинах садовников.

Изображение садовника с течением времени изменялось: это и романтический садовник Ореста Кипренского, и реалистический Павла Похитонова, и аллегорический вологодского художника Виктора Седова. Сменяющие друг друга в истории живописи направления свидетельствуют о смене идеалов и ценностей в обществе и в культуре в целом.

Как изменения в жизни общества проникают в живопись, так они проникают и в язык.

История слова.

Слово садовник не всегда выглядело так, как в современности. Как же оно могло писаться, например, в конце XIX века и почему?

Ответ на этот вопрос можно искать разными путями.

Работа в группах: библиотекари, лингвисты, историки. Задача каждой группы – выдвинуть версию: как могло писаться слово в конце XIX века и объяснить, как и почему изменилось написание этого слова с позиции лингвистики, истории. Где будет искать ответ библиотекарь, если к нему обратятся за помощью ученики? .

(Для работ групп заранее приготовлен материал: различные словари и справочники, учебники русского языка и истории, ксерокопии фрагментов научных статей.)

(Слово садовник раньше писалось по-другому: садовникъ – до орфографической реформы 1919 года. Реформы были проведены в разных сферах. После революции изменился не только государственный строй. Пришедшие к власти строили новый мир, в том числе и новый язык)

– Вы попробовали свои силы в роли лингвистов, историков, библиотекарей. В своей деятельности трудолюбивый, ответственный ученик сочетает в себе качества и лингвиста, и историка, и библиотекаря. Как вы думаете, в чем сходство ученика и садовника? (Как и садовник, ученик взращивает свои знания и ухаживает за своими способностями.)

Чтобы закрепить свои знания по теме “Причастие”, выполните следующие задания.

9. Самостоятельная работа (по теме “Причастие”).

Каждый учащийся получает четыре карточки: две на орфограмму “Слитное или раздельное написание НЕ с причастиями”, две “Н или НН в суффиксах причастий”. Учащийся выбирает то правило, которое вызывает у него больше затруднений.

Карточки продолжают тему (труд садовника) и имеют форму разных овощей, фруктов, ягод.

10. Работа с текстом из рубрики “Знаменитые сады мира”.

– Труд садовника, кропотливый, упорный, с одной стороны, и труд, в который человек вкладывает свою душу, свое творчество, не пропадает бесследно. В мире существуют сады, которым исполнилось по пятьсот лет и более. Каждый из вас познакомится с таким садом.

Два варианта текстов. Задание одинаковое в обоих случаях: раскрыть скобки, правильно образовав и употребив причастный оборот, расставив знаки препинания при нем.

Вариант № 1.


Рисунок 8.

Средневековый ‘приятный уголок’, где находятся остатки 400-летнего сада (обнести декоративной каменной стеной с вырезными нишами) был недавно реконструирован как шотландский сад семнадцатого века (относить к эпохе Возрождения). Сад Замка Эдзел был, как следует из мемориальной доски в окружающей сад стене, разбит в 1604 году, когда замком и землями владели сэр Дэвид Линдсей, лорд Эдзел и его вторая жена, Изабелла Форбс. В исторических хрониках того времени содержится мало сведений (проливать свет на появление общего дизайна сада и посадок) но его наиболее потрясающая особенность, декоративная каменная стена с вырезными нишами, существует до сих пор и показывает, насколько тесно сэр Дэвид и его главный каменщик должны были сотрудничать при проектировании сада.

Вариант № 2.


Рисунок 9.

Сад Моттисфонтского аббатства окружает Большой особняк эпохи Тюдоров (передать Уильяму Сандису Генрихом VIII). История Моттисфонта уходит корнями во времена англосаксов, что следует уже из его названия. Моттисфонт – англосаксонское название собрания свободных граждан, или места, где проходили собрания. Величественный фасад особняка, который мы можем увидеть сегодня, был построен в восемнадцатом веке. Почти квадратный сад делится на четыре части, каждая часть содержит небольшую лужайку с пересекающимися дорожками (встречаться у центрального пруда) окруженного восьмью подстриженными тисами. Гравийные дорожки (ограждать самшитовой живой изгородью) идут параллельно старым кирпичным стенам, а центральная дорожка ведет прямо к калитке, которая ведет во второй розарий.

11. Дискуссия.

Как вы думаете, где в России могли расти сады, чем-то похожие на те, что описаны в текстах предыдущего задания? Содержать сад, покупать для него дорогие цветы и кусты, деревья, нанять нескольких садовников для того, чтобы они ухаживали за всем этим богатством, могли только очень обеспеченные люди (в дворянских усадьбах).

Сады часто разбивались по моде (на английский или французский манер) в дворянских усадьбах. Как вы понимаете слово усадьба?

Вопрос для дискуссии: является ли слово усадьба однокоренным к слову садовник?

– Какая профессия в современном мире предусматривает знание основ труда садовника?

(Садовник в классическом понимании – это специалист, владеющий многолетними традициями ухода за садом, и узкоспециализированными энциклопедическими знаниями в этой сфере, заботящийся о каждом растении, и тяжелым, физическим трудом создающий неземную красоту райского уголка на земле. Современный ландшафтный дизайнер тоже должен быть немного садовником, ведь, формируя ландшафтную недвижимость, он использует и живые строительные материалы: деревья, кустарники, цветы, травы.)

12. Творческое задание

– Каждый из вас сейчас попробует свои силы одновременно и в качестве садовника и в качестве художника. Составьте автопортрет или портрет своего друга, знакомого из предложенных фруктов, овощей, цветов (ученикам предлагается набор: цветные вырезанные по контуру изображения фруктов, овощей и цветов, каждый в 2–3 экземплярах).

13. Эпилог.

– Сегодняшний урок мне хотелось бы завершить словами писателя и педагога К.Д. Ушинского: “Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь… ”

14. Рефлексия. Выполняется каждым учеником на отдельном листе.

Сегодня на уроке я задумался над тем, что ____________________________________

_________________________________________________________________________

Мне кажется, лучше всего мне удалось _______________________________________

Затруднение вызвало _____________________________________________________

15. Домашнее задание:

1) обязательное: напишите небольшое сочинение на тему: “Легко ли быть садовником?”, используя предложения с причастными оборотами;

2) для желающих поупражняться в художественном переводе (фрагмент сказки о садовнике Г.Х. Андерсена):

About four miles from the city stood an old manor house with thick walls, towers, and pointed gables. Here lived, but only in the summer season, a rich and noble family. Of all the different estates they owned, this was the best and the most beautiful; on the outside it looked as if it had just been cast in a foundry, and the inside was made for comfort and ease. The family coat of arms was carved in stone over the gate; beautiful roses climbed about the arms and the balconies; the courtyard was covered with grass; there were red thorn and white thorn, and many rare flowers even outside the greenhouse.

The owners of the manor house also had a very skillful gardener. It was a pleasure to see the flower garden, the orchard, and the vegetable garden. A part of the manor's original old garden was still there, consisting of a few box-tree hedges cut so that they formed crowns and pyramids. Behind these stood two old, mighty trees, almost always without leaves, and one might easily think that a storm or a waterspout had scattered great lumps of dirt on their branches, but each lump was a bird's nest. Here, from time immemorial, a screaming swarm of crows and rooks had built their nests; it was a regular bird town, and the birds were the owners, the manor's oldest family – the real lordship! The people below meant nothing to them; they tolerated these crawling creatures, even if every now and then they shot with their guns, making the birds' backbones shiver, so that every bird flew up in fear and cried, "Rak! Rak!"

The gardener often spoke to the noble family about cutting down the old trees; they did not look well, and by taking them away they might also get rid of the shrieking birds, which then would probably look for another place. But the family did not want to give up either the trees or the swarm of birds; that was something the manor could not lose, something from the olden times, which should never be forgotten.

3) для желающих поразмышлять – прокомментируйте притчу о садовнике:

Старый Садовник смотрел на своё творение, дело всей своей жизни – прекрасный сад. Причудливые деревья заслоняли его от солнца густой листвой, чудесный аромат цветов наполнял воздух волшебным танцем под чудесную музыку ручейка, весёлым каскадом разливалось пение птиц.

И мастер шёл в свой сад, дабы поздороваться с деревьями, послушать музыку ручья, поговорить с цветами. Ах, сколько их у него! И розы и тюльпаны, в тени орхидеи, на солнце георгины, а в искусственном болотце есть даже лотос.

Был стар Садовник и уже готовился в гости к Богу, гордясь своей судьбой, радуясь своему труду, наслаждаясь мудростью своей, умением и праведностью.

Навстречу к нему шёл человек. “Вот мой ученик любимый, – подумал мастер, – наверное, совет нужен, иль же благодарить пришёл”.

– Ты научил меня растить фальшивые цветы! – сказал ученик.
– Я не понимаю тебя, – удивился Садовник, – я учил лучшему, что есть у меня. Посмотри, как прекрасен мой сад!
– Ты научил меня растить фальшивые цветы!!!
– Цветы прекрасны, и они настоящие, не гневи меня! Подойди к любому цветку и убедись в том сам.
– Цветы фальшивые, мастер, и нет нужды их трогать, нет нужды их нюхать. С ними и так делают всё, что хотят. Цветы фальшивые – у них нет своей судьбы!