Программа элективного курса по психологии "Поверь в себя". 9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Пояснительная записка.

Умный человек не тот, кто
много знает, а тот, кто знает себя.
И. Гете.

Данная программа “Поверь в себя” – поможет обучающимся приобрести психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними. У ребят этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Девятикласснику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой. Групповые занятия являются мостиком в личностном развитии ученика, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

Цели курса:

– восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
– создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
– осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Задачи курса:

– развитие, совершенствование навыков саморегуляции;
– формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов, поступков других людей;
– совершенствование навыков понимания себя и отношения к себе, умения быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивными способами;
– развитие уверенности в себе, в своих способностях и возможности быть эффективным в избранных сферах деятельности.

Программа “Психология общения” разработана на основе Программы “Психология” (авт. Р.С.Немов); “Познавая себя и окружающих” (авт. М.Ю.Савченко); “Психология общения” (авт. Е.И.Рогов); Деловая культура и психология общения” (авт.Г.М.Шеламова).

Программа рассчитана на 8,5 час.

Данный курс рассчитан для обучающихся 9-х классов.

Ожидаемые результаты:

– умение обучающихся осознавать собственные эмоциональные состояния и регулировать их, а также чувствовать эмоциональные состояния другого человека;
– изменение внутренних установок старших школьников, обретение опыта позитивного отношения к себе, окружающим людям и миру в целом, пополнение психологических знании укрепление социального здоровья;
– знание и использование подростками навыков конструктивного общения и взаимодействия;
– умение работать в группе, использование навыков сотрудничества.

Тематический план.

№ п/п Тематика занятий. Кол-во часов Форма проведения.
1. Вводное занятие. Знакомство. 1 лекция-практикум
2. Наши особенности. 1 тренинг-практикум
3. Доверие в жизни человека. 1 тренинг практикум, самодиагностика
4. Как завязать дружбу? 1 семинар-практикум
5. Как поддерживать дружеские отношения? 1 семинар-практикум
6. Эмоции. 1 семинар-практикум
7. Как справиться с гневом? 1 тренинг-практикум
8. Уверенность и неуверенность в себе. 1 тренинг-практикум
9. Итоговое занятие. Я и мир вокруг меня. 0,5 подведение итогов, анкетирование
Всего: 8,5 час.

Содержание программы.

Вводное занятие. Знакомство. (1 ч.)

Формирование положительной установки на занятия, развитие рефлексии, навыков самопознания.

Упражнение “Атомы и молекулы”, “Что значит ваше имя?”.

Групповой рисунок.

Наши особенности. (1 ч.)

Упражнение “Встреча”, “Измерим друг друга”, “Орехи”, “Уникальность каждого”.

Доверие в жизни человека. (1 ч.)

Упражнение “Только вместе”, “Тростинка на ветру”.

Тест на доверие.

Как завязать дружбу? (1 ч.)

Упражнение “Выбираем друзей”, “Объявление”, “Друзья”.

Как поддерживать дружеские отношения? (1 ч.)

Упражнение “Верный друг”, “Групповая дискуссия”, “Испуганный ежик”.

Рекомендации “Как поддерживать дружеские отношения”.

Эмоции. (1 ч.)

Беседа. Упражнение “Цвет моего настроения”, “Имена чувств”, “Выставка”.

Как справиться с гневом? (1 ч.)

Упражнение “Место покоя”, “Эмоции в моем теле”, “Притча о змее”.

Уверенность и неуверенность в себе. (1 ч.)

Упражнение “Размышление об уверенности”, “Уверенный – неуверенный – грубый”, “Сильные стороны”.

Итоговое занятие. Я и мир вокруг меня  (0,5 ч.)

Упражнение “Я и мой мир”, “Ресурсы”, “Чему я научился?”, “Пожелание”.

Литература

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб.: Речь, 2002.
  2. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб.: ПЕР СЭ, 1997.
  3. Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром? – М., 1992.
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте. – М., Академия, 1998.
  5. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М., Просвещение, 1991.
  6. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., Генезис, 1999.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4 т. – М., Генезис, 1998.

Литература для обучающихся

  1. Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром? – М., 1992.
  2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М., Просвещение, 1991.
  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., Академия, 2004.
  4. Энциклопедия для детей. /Ред. Е. Ананьева. – М.: Аванта+, 2003.