Более двух десятилетий функционирования специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития в нашем городе свидетельствуют не только о стабильности и востребованности системы поддержки и помощи детям с особыми возможностями здоровья, но и перспективности в развитии нашей образовательной модели. Открывая в начале 90-х в наших школах первые классы VII вида, мы ставили перед собой соответствующие инновационные задачи. В итоге мы получили системные преобразования не только трёх образовательных учреждений, решившихся на столь смелый шаг, но и всей системы образования в городе: оно приобрело выраженный адаптивный характер. Социальная защищённость детей с задержкой психического развития приобрела прикладную ценность. Сегодня наши "особые" ученики приходят в созданные для них классы, к понимающим учителям, имеют возможность получать необходимую помощь.
Не удивительно, что за долгие годы единые идейные и педагогические подходы в школах, где функционируют специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития, создали и питали среду для профессионального роста педагогов, а также для общения родителей учащихся. Взаимодействие педагогов по обмену опытом работы и по организации совместных мероприятий приобрело со временем организованный сетевой характер, и сегодня мы можем говорить о сложившейся инфраструктуре.
Проблемным сегментом в образовании детей с ОВЗ всегда была внеурочная деятельность: в кружках и секциях ребенок с ОВЗ нежелателен ввиду своих особенностей, они же становятся препятствием для участия во внеклассных мероприятиях в школе, поэтому после уроков "особый" ребенок, как правило, находится дома без присмотра. О педагогической ценности данной ситуации говорить не приходится.
Для организации регулярных познавательных (игровых, спортивных и т.д.) мероприятий для детей с задержкой психического развития нами, группой учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах в трех разных общеобразовательных школах, в начале нового учебного года составляется Договор о сотрудничестве (Приложение 1), на основании которого мы стараемся решить проблему занятости "особых" детей во внеурочное время. Договор содержит подробный план мероприятий на текущий учебный год, прописываются ответственные, назначается место проведения.
Традиционно нами используются следующие основные виды и формы деятельности с учащимися: интеллектуальные игры ("Что? Где? Когда?" и т.п.), спортивные соревнования ("Веселые старты"), музыкально-театральные встречи (музыкальная гостиная для ветеранов педагогического труда и родителей и т.п.), научно-практические конференции (Приложение 2), логопедические конкурсы (логопедическая олимпиада и т.п.), тематические викторины ("Мой город", космическая "Эврика" и т.п.).
При подготовке к очередному мероприятию творческая группа педагогов составляет задания, готовит аудиовизуальное сопровождение (презентации, музыкальное сопровождение), пригласительные билеты и грамоты, подбирает костюмы и другие атрибуты выступления. К работе подключаются классные руководители, учителя музыки, физической культуры, ритмики, родители учеников, что несомненно способствует объединению и умножению творческих сил всех участников совместного дела. Благодаря такому "совместному производству" за учебный год удается подготовить и провести немалое количество мероприятий различной направленности, что было бы крайне сложно для педагогов и родителей в рамках одной школы.
Для конкурсов и викторин отбираются задания, которые дети объективно могут выполнить (однако, это не просто облегченные задания), при этом учитываются возможности и интересы обучающихся. Задания адаптивного типа поднимают самооценку детей, их настроение, повышают готовность участвовать в работе,привносят в мероприятие обучающий характер, способствуют положительному отношению к учебе. Кроме того, использование адекватных методов и приемов (игровые формы и т.п.) при проведении обеспечивает успешность мероприятий.
Участвуя в тех или иных мероприятиях, многие дети становятся "открытиями" не только для одноклассников и педагогов, но и для родителей: придя на игру или концерт, они удивлены, что их ребенок, оказывается, хорошо танцует или может четко организовать работу команды. Ценно, что школьники с задержкой психического развития учатся не пассивно воспринимать общественный опыт, а начинают адекватно представлять собственные возможности, проявлять инициативу, расширяют круг социальных контактов, активизируя личностный потенциал.
За несколько лет существования сетевого взаимодействия педагогов произошло значительное расширение охвата обучающихся организованной внеурочной деятельностью. Если поначалу мы проводили мероприятия только для учащихся начального звена, то постепенно к ним присоединились 5-6 классы, а с прошлого учебного года в мероприятиях принимают участие уже школьники 1-9 классов.
Таким образом, наш опыт показывает, что педагоги и специалисты коррекционной службы школ, взаимодействуя, обеспечивают условия успешности обучения, воспитания и социального развития обучающихся с задержкой психического развития не только в условиях своей образовательной организации, но и за ее пределами, расширяя образовательное пространство. Такое сотрудничество обеспечивает равные возможности социального развития и получения школьного образования учащимися с задержкой психического развития, независимо от характера и степени выраженности ограничений, пола, нации, языка, социального статуса. Сегодня мы вправе рассматривать наше сетевое взаимодействие как педагогическую технологию, дающую прямой неотсроченный результат.
Эффекты сетевого сотрудничества педагогов по организации внеурочной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития:
для педагогов
- созданы условия для совместной разработки, подготовки и проведения внеурочных мероприятий, обмена опытом работы, творческого роста педагогов,
- реализована возможность участия в мероприятиях городского (межшкольного) уровня.
для учащихся
- созданы условия для развития творческого и интеллектуального потенциала учеников, "зоны ближайшего развития", роста самооценки ученика, веры в свои силы и возможности,
- налицо повышение мотивации к обучению, “ситуация успеха”,
- реализуется возможность участия в конкурсах и мероприятиях школьного и городского уровня.
для родителей
- чувство гордости за достижения своего ребенка,
- изменение отношения к обучению в специальных (коррекционных) классах: школа для родителей становится более привлекательной,
- возможность участия членов семьи в общешкольных и городских мероприятиях и конкурсах.