Цели для ученика:
- познакомиться с понятием, видами портрета, великими произведениями портретного искусства разных эпох;
- уметь различать виды портрета, иметь представления об истории портрета;
- рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Цели для учителя:
- Образовательные: обучать истории возникновения портрета, элементах анализа художественных произведений.
- Развивающие: формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов.
- Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: беседа, частично- поисковая
Опорные понятия, термины: портрет
Новые понятия: разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный, автопортрет, психологический
Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимокотроль
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации изображение портретов в живописи. Принести краски, кисти, альбом, ножницы, клей, шерсть черную, коричневую.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. | Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. | Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей |
2.Мотивация и актуализа ция знаний | Учитель организует работу для
определения темы урока: – Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о портретах, ракурсах, о видах портрета). Какие виды портретов вы знаете? (групповой, парадный, камерный) |
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание |
3.«Открытие» обучающимися нового знания | Сегодня мы сделаем ещё один шаг к
освоению портрета в технике аппликации. Но
для этого вы должны выполнить задание на
карточках. Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. – Как называется картина и кто её автор? – Определили, молодцы. (Подвести итог самостоятельной работы). |
Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. | Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии. |
4. Первичное закрепление | На столах лежат, учебные пособия по ИЗО,
МХК, репродукции различных видов
портретов. Учащиеся делятся на группы, каждая из которой выбирает одну из разновидностей портрета. – Составьте небольшой рассказ по теме. 1-я группа рассказывает о первых портрета Древнего Египта. 2-я группа рассказывает о скульптурных изображениях Древней Греции. 3-я группа рассказывает о портретном искусстве эпохи Средневековья. 4-я группа рассказывает о портретах Возрождения. Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников. (Презентация) |
Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения, зачитывая выдержки из учебных пособий. | Познавательные: см. осваивают
новую тему; находят информацию, необходимую для
решения учебной задачи; владеют смысловым
чтением, см. вычитывают фактическую информацию;
могут в устной форме сообщить об изображении
человека в искусстве разных эпох. Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека. |
5. Творческая практичес кая деятельность | А сейчас поиграем в игру «Шедевры в
жанре портрета». Перед вами портреты великих художников. Я буду рассказывать о картине, не называя ее, а вы догадайтесь, о каком портрете я говорю. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты, ее осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду – и перед вами предстанет эпоха Возрождения с его великолепными творениями гениальных мастеров искусства. Она, как маленькая планета, отражает сияние жестокого и в то же время прекрасного и неповторимого 15 века. (Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»). Предлагаются для игры такие картины, как «Мона Лиза» (Леонардо да Винчи), «Петр 1» Ивана Никитина, «Портрет Ф. И. Шаляпина» Б. М. Кустодиева и др. Ребята, сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в технике аппликации. Нужна нам бумага разного цвета по фактуре, ножницы и клей. Вырезаем овал лица, глаза, веки, нос. Правильно нужно разместить на овал части лица. В начале прикладываем их на бумагу, смотрим соотношение, затем приклеиваем. Моделируем прическу, добавляем одежду, аксессуары. Портрет готов. |
Рассматривают портреты и слушают учителя. Дослушав рассказ и определив, о каком портрете идет речь, поднимают руку и выбирают необходимую репродукцию. Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. | Познавательные: знакомятся с
творчеством великих художников; воспринимают и
анализируют произведения искусства. Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции. |
6. Итоги урока. Рефлексия | Учитель организует рефлексию. Закончите фразу: – Сегодня я выступил (а) в роли… Заключительное слово учителя. |
Дети осознают свою учебную
деятельность, осуществляют самооценку
результатов своей деятельности и всего класса.
Делают вывод. Выходят к доске с готовыми работами. |
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли
Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |
Список использованной литературы:
1. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство 6 класс. М.
Просвещение, 2012.
2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков.
Изобразительное искусство 5 класс. М. Баласс, 2012.
Интернет-источники:
1. http://www.artsait
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://rusportrait.ru
4. http://www.art-kartina.ru
5. http://allpainters.ru
6. http://www.art-portrets.ru