Цель: Используя активные методы работы с педагогами, направленные на работу с проблемами, формировать ключевые компетентности воспитателей, транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Воспитание творческой активности и импровизации детей через игровую деятельность» среди коллег.
Участники игры: воспитатели, специалисты.
Жеребьёвка: Участники игры вытягивают жетоны красного и желтого цвета. И используя цветные фишки, занимают место за столом соответствующего цвета. Каждой команде следует придумать название команды и выбрать лидера.
Жюри: заведующая ДОУ, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Ход игры: Звучит «В каждом маленьком ребенке» – муз.Ш.Каллоша.
Ведущий 1: «Игра! Игра! Да здравствует
игра!
Ведущий 2: «Я игра без границ,»
Ведущий 1: «Я не знаю предела»,
Ведущий 2: «Не люблю скучных лиц»
Ведущий 1: «И сидящих без дела».
Ведущий 2: «Я игра без границ»,
Ведущий 1: «Для меня нет преград»,
Ведущий 2: «Не люблю скучных лиц»,
Ведущий 1: «И нечестных наград».
Вместе: «Здравствуйте, уважаемые
коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре
"Дошкольник, детский сад, игра".
Ведущий 2: Психологическое вхождение
для сплочения группы «Упражнение «Имя».
Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть
уникальная возможность узнать друг о друге много
нового и интересного. А для начала давайте
поприветствуем друг друга. Сделаем это таким
образом:
Инструкция: «Я предлагаю вам
перед началом упражнения замкнуть круг».
Вам следует назвать свое имя и на начальную букву
своего имени придумать прилагательное.
Следующий участник должен повторить предыдущее
имя участника и его прилагательное, а также
назвать собственное, имя и прилагательное к нему.
И так далее по нарастающей.»
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: 1 – приветствие, 2 – имя, 3 – улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями в первую очередь в общении с детьми.
Педагоги занимают свои места.
Ведущий 1: Уважаемые коллеги представляем вам наше компетентное жюри:
Леонова И.Н,– заведующая;
Ульянова М.С.– учитель-логопед;
Кузнецова Н.А. инструктор по физическому
воспитанию.
Представление.
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ.
«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете
мы не придаём значения этому призыву или просьбе,
которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к
своим друзьям, родителям, воспитателям.
И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы
участников деловой игры) «Да некогда мне … не
могу, … я устала, … тороплюсь, … не успеваю…» –
говорим мы часто детям. «Идите, играйте» – такой
ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.
Вы готовы со мной согласиться?
Однако мы не должны забывать, что игра — первая
ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает,
развивает, воспитывает, выступает надежным
средством социализации и саморазвития личности
— именно поэтому она так важна для ребенка. «Без
игры, нет и, не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
преставлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра зажигающая огонек пытливости и
любознательности», –писал В.А. Сухомлинский.
В воспитании и развитии ребенка –дошкольника
ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение
давно стало аксиомой для педагогов дошкольных
учреждений. Спросите любого воспитателя, и
большинство ответит, что в игре ребенок
осваивает действительность, получает
определенные знания и навыки. Педагог назовет
множество задач, решаемых с помощью игры. Но в
последнее время игра в детских садах стала
носить прикладной, обучающий характер,
постепенно утрачивая свою значимость как вид
творческой деятельности.
Ведущий 2: Игра — вид осмысленной
непродуктивной деятельности, где мотив лежит не
в результате её, а в самом процессе. Играя,
ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и
расширяет жизненный опыт. В игре происходит
формирование произвольного поведения ребенка,
его социализация.
Игра – важное средство самовыражения детей,
проба сил, социально-педагогическая форма
детской жизни.
Игры существуют разные: подвижные,
дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и
др.
Игра – это путь к познанию самого себя, своих
возможностей, своих пределов. Игровая
деятельность является ведущей деятельностью
дошкольника, поскольку соответствует его
психическим и физическим возможностям,
предопределяет важнейшие изменения в его
психических процессах.
На нашей деловой игре вам будут представлены ряд
заданий, которые вам предстоит выполнить.
Задание №1 Составить классификацию игр детей дошкольного возраста.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классы игр |
Виды игр |
Подвиды игр |
Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры-экспериментирования | 1. Игры с природными объектами. 2. Игры со специальными игрушками для исследования. 3. Игры с животными |
Сюжетные самодеятельные | 1. Сюжетно-отобразительные. 2. Сюжетно-ролевые. 3. Режиссерские. 4. Театрализованные |
|
Игры по инициативе взрослого | Обучающие | 1. Сюжетно-дидактические. 2. Подвижные. 3. Музыкально-дидактические. 4. Учебные |
Досуговые | 1. Интеллектуальные. 2. Игры-забавы, развлечения. 3. Театрализованные. 4. Празднично-карнавальные. 5. Компьютерные |
|
Игры народные | Обрядовые | 1. Семейные. 2. Сезонные. 3. Культовые |
Тренинговые | 1. Интеллектуальные. 2. Сенсомоторные. 3. Адаптивные |
|
Досуговые | 1. Игрища. 2. Тихие игры. 3. Игры-забавы |
Итак, задание № 2 «Разработать проект сюжетно-ролевой игры». Лидерам команд нужно подойти к столу и выбрать задание. На подготовку задания дается 5 минут.
А) «Составить проект сюжетно-ролевой игры
«Салон красоты»
Б) «Составить проект сюжетно-ролевой игры
«Шоферы»
В) «Составить проект сюжетно-ролевой игры
«Туристическое агентство»
Г) «Составить проект сюжетно-ролевой игры
«Банк»
Д) «Составить проект сюжетно-ролевой игры
«Юные космонавты»
Алгоритм проекта и этапы игры отображены в презентации
1. Проблема
2. Обоснование проблемы:
3. Цель:
4. Задачи:
5. Вид проекта
6. Участники проекта
7. Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
2. Основной этап
3. Заключительный
Ведущий 1: Время истекло. Какая команда
готова отвечать? (Ответы лидеров.)
Таким образом, можно подвести итог, что на
начальном этапе в сюжетно-ролевую игру
совместно с детьми играет воспитатель. Далее
на каждом этапе «открываются» и усваиваться
новые способы построения и организации
игры. Воспитатель формирует игровое умение,
дети – разворачивают игру.
Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По
анкетам родителей, их дети чаще всего дома играют
в куклы, машинки, кубики. Дети в нашем детском
саду предпочитают «Кафе», «Салон красоты»,
«Семья», «Банк», «Экскурсионное бюро» из
дидактических игр: «Домино», «Лото», «Лего», из
подвижных игр предпочитают «Море волнуется»,
«Жмурки», «Ловишка с ленточкой».
Почему-то сейчас мы стали забывать такие
любимые нами в детстве народные игры, как
«Салочки», «Городки», «Выбивалы», «Часики,
«Классики», «Краски».
– А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (Ответы педагогов).
– Сейчас мы проведём блиц-опрос по теме «Русские народные подвижные игры» . Мы задаем вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по-очереди.
Вопросы:
Ведущий 1: Какие атрибуты используются
в русских народных подвижных играх? (палочка,
платочек, мяч, игрушка, скакалка)
Ведущий 2: Главная роль в народной
игре? (водящий)
Ведущий 1: Что определяет весь ход игры,
регулирует действия и поведение детей? (правила
игры)
Ведущий 2: Для чего нужна считалка в
игре? (чтобы выбрать водящего)
Ведущий 1: Где используются русские
народные подвижные игры? (в организации
праздников, утренников, развлечений,
прогулок)
Ведущий 2: Какие физические качества
воспитываются в русских народных подвижных
играх? (смелость, ловкость, выносливость, сила,
быстрота)
Ведущий 1: Откуда берётся речевой
материал для народных подвижных игр? (из
народного фольклора)
Ведущий 2: Решение педагогических
ситуаций.
Воспитывать ребенка – великое искусство, так как
сам процесс воспитания – это непрерывная работа
сердца, разума и воли педагога. Нам приходится
повседневно искать пути подхода к ребенку,
думать над разрешением многих конкретных
ситуаций, выдвигаемых жизнью. Коллеги, мы
подготовили для каждой команды по одной
ситуации. За 5 минут вам необходимо найти пути
решения данной проблемы.
Предлагаю вам ситуации, которые вытягивают
лидеры команд. Время 5-7 минут.
Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность ответов.
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: Как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Вопросы: что сказали бы ребята Алеше, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
3 ситуация: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы: Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе?
Ведущий 1: Игра ведущий вид деятельности дошкольника. Это постулат детской психологии известен всем. При этом игра – понятие многогранное. Каждый вид игровой деятельности является важным для дошкольников. Каким, по вашему мнению, должно быть педагогическое действие, способствующее самореализации ребенка в игре вы нам сейчас расскажете.
Проводится упражнение «Продолжи предложение»
Воспитатели встают в круг. Ведущий в центре круга. Ведущий по очереди бросает мяч воспитателям предлагая продолжить свой вариант фраз:
– «Мне нравятся дидактические игры, потому что
…»
– «Мне не нравятся дидактические игры, потому
что …»
– «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как
я…»
– «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому
что…»
– «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
– «Моя самая любимая игра …, потому что…»
– «Я считаю, что в игре дети учатся…»
– «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем,
что…»
– «На мой взгляд, самые полезные игры для детей
это….потому что…»
– «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Ведущий 2: Здоровый человек – успешный человек! Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной весёлую физминутку, которая является одной из режимов создания здоровьесберегающей среды в детском саду. Уверяю Вас, вы будите довольны!
Звучит задорная музыка.
Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево, повороты сделал смело.
Пощипал немного пух и с разбега в воду плюх!
Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза, подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл и по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел, свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик…
– А сейчас мы с вами проведем для снятия напряжения динамическую минутку «Певец».
1. Глубокий вдох. Руки при этом медленно
понимаются через стороны вверх. Задержка дыхания
на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
2. Вдох.Руки поднимаются до уровня плеч через
стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с
сильным звуком «О-О-О». Обнять себя за плечи,
опустить голову на грудь.
3. Медленый глубокий вдох. Руки при этом
поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком «У-У-У». Руки
опускаются вниз, голова на грудь.
– Молодцы! Хорошие певцы! Продолжим нашу игру.
Ведущий 1: Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги игры, пока наши участники составляют синквейн и заполняют анкеты. (Анкета «Обратная связь)
Результат «Обратной связи»
Критерии | Оценка деловой игры | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 10 | |
Деятельность ведущего | ||||||||||
Содержание деловой игры | ||||||||||
Самооценка участника | ||||||||||
Психологический климат во время деловой игры |
Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ТРИЗ. Как вы знаете, 7 группа в этом учебном году работает над этой проблемой. Сейчас мы послушаем Маркушину М.И, которая познакомит вас с наглядной презентацией, используемых в их работе игр, направленных на развитие творческих способностей детей, в частности, мыслительных операций, активизации воображения, освоения понятий «объект», «пространство», «признаки объекта» и др., а также принципов логического мышления и ориентировки. Эти игры так же способствуют обогащению словарного запаса детей. Слово жюри. Награждение победителей.
Ведущий 1: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что Вы, уважаемые воспитатели, постараетесь это сделать. Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия как это станут традицией в нашем детском саду.
Ведущий 2: Я хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе. В заключение нашей встречи, хочется предложить эти «памятки», которые помогут вам в работе.
Звучит песня «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г.Остера.
Используемая литература
- Бабаева Т.И, Михайлова З.А. «Игра и дошкольник», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры», Москва «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007
- Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009
- Ненашева А.В. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ».