В настоящее время в работе музыкальных школ и школ искусства происходят значительные перемены, вводятся новые требования. И нам, преподавателям этой системы, приходится с этим считаться, перестраивать свою деятельность, с учетом требований времени.
Возраст поступления детей в школу, согласно новым требованиям, определяется от 6 лет и 6 месяцев. Но занятия с детьми этого возраста требуют особого отношения, подхода, терпения и, конечно, подготовки и знаний.
Преподаватели знают, что у каждого ребенка свое анатомическое строение кисти руки. Часто у детей до 8-9 лет очень эластичные мягкие руки, пальцы при соприкосновении со струной могут прогибаться в фалангах – это особенности развития организма ребенка. Скелет ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде, состоит преимущественно из хрящевой ткани и заменяется костной тканью постепенно. Процесс окостенения завершается к 20-25 годам.
В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека вплоть до глубокой старости происходят изменения. Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение, поскольку при посредстве кисти ребёнок учится производить различные трудовые и игровые движения. У новорожденного запястных костей совсем нет, они только намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, и они становятся ясно видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11 годам. В связи с тем, что процесс окостенения скелета ребёнка дошкольного и школьного возраста ещё не закончен, неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут нанести ему большой вред. Особенно опасны в этом отношении чрезмерные и однообразные физические напряжения. Умеренные и доступные для детей физические упражнения, наоборот, являются одним из средств укрепления костей. Остается открытым вопрос как может сказаться на здоровье и развитии организма ребенка раннее начало занятий музыкой на гитаре, где, как известно, нужны определенные физические усилия и напряжения. Для нормального развития костной ткани у детей необходимы наличие чистого воздуха, обилие света (особенно постоянный доступ прямых солнечных лучей), свободные движения всех частей организма и рациональное питание. Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что нагрузку детям младшего возраста необходимо давать очень постепенно, бережно, обязательно в игровой форме, чередуя с упражнениями на расслабление, а также просто физкультурой. Главный принцип занятий с начинающими, как у врачей – не навредить.
В статье невозможно подробно осветить все этапы работы, поэтому затронем вопросы чередования пальцев в правой руке и развития двигательной моторной памяти у самых маленьких. Навык правильного подбора аппликатуры, неукоснительного чередования пальцев избавит нас от проблем в старших классах. Большинство срывов и спотыканий при игре происходит именно из-за проблем с чередованием пальцев. Каждый палец должен быть одинаково развит. Начальный этап обучения особенно важен. Ребенку 6 лет часто не по силам освоить предложенный репертуар и соответствовать требованиям. Для решения этой проблемы можно предложить репертуар, соответствующий физическому развитию и мышлению обучающихся, не отходя от основных задач и требований. В первый год обучения основные наши навыки сводятся к освоению апояндо и тирандо.
С первых уроков игры на гитаре мы начинаем развивать моторную память.
Моторная память – это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру. Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые, ничего не запоминающие пальцы.
Двигательная (моторная) память позволяет получать и запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку каждый раз приходилось бы заново учиться выполнять все движения.
Для воспитания первоначальных навыков игровых движений мы используем пьесы из авторского сборника «Веселая азбука про все на свете».
Важнейшее значение на начальном этапе придается навыку активного чередования пальцев, особенно при переходе со струны на струну в восходящем и нисходящем движении. Для этого пробуем освоить песенку «Аист» (Приложение 1. Рисунок 1). Минимальные движения в левой руке освобождают внимание на проблемы чередования пальцев правой руки.
Наверное, многие преподаватели замечали, что как только мы вводим игру левой рукой, запястье правой руки начинает опускаться и, часто, просто прижимается к деке, делая движения правой руки зажатыми и скованными. Для борьбы с этим явлением можно предложить начинать почти сразу играть двойное апояндо.
Например, упражнения «Бегемот» (Приложение 1. Рисунок 2) и «Курочка» (Приложение 1. Рисунок 3).
В упражнении «Бегемот» мы используем чередование пальцев i-m, m-i плюс p. Песенка очень простая для исполнения, запоминается за один урок. Одновременно, уже не отвлекаясь на преодоление излишних сложностей, можно решить задачи динамики, образного мышления, культуры звука, снятия и т.д. Следующая песенка «Курочка». Используем пальцы a-m-i, i-m-a плюс p. Основная проблема одновременное извлечение звука на 1 и 6 струнах. Играем легко, на струну не давим, кончиками пальцев, два пальца – один палец. На струне постоянно находится палец – или i, или m («Человек не умеет летать – одной ногой шагаем, вторая на земле»). Добиваемся устойчивости кисти правой руки, устойчивого положения запястья. Добиваемся свободы.
Левую руку развиваем очень постепенно, так как в этом возрасте еще слабые фаланги пальцев – не будем превращать обучение в мучение. Не всегда у обучающегося есть гитара, соответствующего размера, да и на маленьком инструменте нужна привычка – хотя, конечно, все зависит от развития ребенка. В основном вначале все построено на минимальных действиях левой руки, освобождаем внимание для правой, при этом смотреть на нее – нельзя.
Песенка «Дятел» (Приложение 1. Рисунок 4). В левой руке все очень просто, зато звучит, как настоящая песенка и есть возможность поговорить о характере, образе. Темп умеренный. Пьеса «Кот и кролик» (Приложение 1. Рисунок 5). Используем красочные гитарные приемы, например, с помощью глиссандо изображаем, как мышь убегает от кота, а игра за верхним порожком представляет нам, как кролик грызет капустный лист. Работа над образами увлекает, развивает творческое мышление, фантазию.
«Дождик» (Приложение 1. Рисунок 6). Учимся играть флажолеты. Песенка очень «удобная», все нотки расположены рядом. Играем очень медленно и ритмично.
«Ехал Ваня» (Приложение 1. Рисунок 7) – одна из самых любимых песен. Была придумана по случаю академического концерта, который никак не успевали подготовить: то песенка не нравится, то слишком длинная, то сложная, или просто «не хочу». Эту песенку не выучить невозможно. Необходимо проследить, чтобы открытые и закрытые ноты были одинаковой длительности. Здесь нам встречается оборот «фа-фа – ми-ми», который прорабатываем до автоматизма, т.к. он часто встречается в гитарном репертуаре. В дальнейшем ребенок будет находить подобные повторы и обороты в тексте самостоятельно и без труда применять их в практике.
«Мухомор» (Приложение 1. Рисунок 8) – пьеса более сложная. Разделим ее на такты и поучим каждый отдельно, конечно сложность заключается в переходе со струны на струну. Но, при работе над этим тактом отдельно – все получается. И вновь, отдельное внимание необходимо уделять принудительному чередованию пальцев, воспитанию их активности.
Развивая правую руку, отдавая ее постановке большую часть времени, начинаем замечать, что левая рука тоже требует внимания. Обучающийся, выучив несколько песенок, чувствуя себя музыкантом, начинает забывать следить за левой рукой, вот и пальчики ставит те, которые ему кажутся привычнее, удобнее. Бороться за постановку левой руки будем, используя упражнение «Гусеница». Гусеница ползёт по ветке вверх на дерево. От I лада вверх пальцы 1-2-3-4. Расставляем и оставляем на ладах. Затем 1-й палец скользит на следующий лад и всё повторяется. Гусеница доползла до XII лада, съела яблоко и ползёт вниз по ветке, довольная и сытая. Возможно, сначала поиграть одной левой рукой. Тяжело, зато интересно и «изобразительно».
Пьесу «Мишка» (Приложение 1. Рисунок 9) обычно играем простым чередованием пальцев i-m, обратим внимание на чередование баса. Говорим о характере, содержании (как в музыке изображаются шаги медведя). Техническая сложность в необходимости расстановки пальцев левой руки в последнем такте – расставляем пальцы на 2-4-5 лады и стараемся их удержать.
Песенка «Жираф» (Приложение 1. Рисунок 10) поможет нам запомнить ноты на 1 струне до XII лада. Повторение фраз можно подчеркнуть контрастной динамикой. Нота «ми» на XII ладу изображает нам какая у жирафа длинная шея.
Упражнение «Флот» (Приложение 1. Рисунок 11) играем пальцами a-m-i тирандо. Сложность представляет переход со струны 1 на струну 2. Можно использовать как простейшее начальное ознакомление с приемом исполнение гитарного тремоло.
Арпеджио. Сначала освоим упражнение «Жадина». Вот просто так играть тирандо по открытым струнам – не интересно, а все к себе, в ладошку – это пожалуйста. Еще и приговаривать: «Все мое!». За начальный этап запястье должно окрепнуть и привыкнуть к нужному положению. Исходная постановка: «Мостик высоко, командир – палец «Р» – далеко в стороне от остальных пальцев. У каждого пальчика своя струна». Играем медленно, легко, со счетом вслух.
Пьеса «Лодки» (Приложение 1. Рисунок 12) простое арпеджио. Левая рука может отдохнуть, отдаем все внимание правой. Следим за точностью исполнения тирандо. Можно играть в нескольких вариантах: легато, стаккато, нон легато, с подготовкой пальцев и т.п.
Тот же вариант работы используем при исполнении песенки «Слон» (Приложение 1. Рисунок 13), но чуть больше внимания левой руке.
«Носорог» (Приложение 1. Рисунок 14) – пьеса для начала освоения приема восходящее легато и исполнения двойных нот в узком разделении, через струну. Исполняется тирандо. Сложность состоит в независимости движений пальцев правой руки. Можно отработать действия правой руки по открытым струнам, не отвлекаясь на левую руку.
«Первый день каникул» (Приложение 1. Рисунок 15) – пьеса на арпеджио, в которой мелодия исполняется пальцем «р» по 3 струне. В правой руке нарабатывается движение тирандо пальцами p-i-m, в левой руке ставится не более одного пальца одновременно. Возможно исполнение всей пьесы одним пальцем в левой руке. Все очень просто, но звучит объемно, красиво.
Не секрет, что каждый ребенок – индивидуальность и обладает различными способностями, в том числе и музыкальными. В музыкальную школу может поступить ребенок бегло читающий, считающий и мыслящий, а также ребенок, не знающий азбуки. Неразвивающихся способностей в природе не существует. Музыкальные способности развиваемы. Другой вопрос, в какой степени они могут быть развиты и воспитаны, каковы пределы эффективности практического педагогического вмешательства.
Начальный период обучения самый ответственный и сложный в любой отрасли обучения. Это период формирования знаний, умений и навыков, от которого зависит дальнейшее развитие деятельности и творчества. Именно в этот период необходимо преподавателю дать толчок к развитию моторной памяти и формированию правильных грамотных игровых движений. Заученные, отработанные движения и распространенные обороты учащийся должен научиться самостоятельно находить в тексте и применять в практике. Серьезную роль здесь может сыграть правильно подобранный, доступный для понимания и исполнения репертуар, а также постоянный контроль за точностью исполнения.
Список используемой литературы
- Черная пантера [Электронный ресурс]. URL http://www.blackpantera.ru/gigiena (дата обращения 15.03.2013).
- Здоровье семьи и ребенка [Электронный ресурс]. URL. http://www.maxihealth.ru/baby24.htm (дата обращения 12.03.2013).