Урок литературного чтения. Необычные уроки письма. Ю.Н. Кушак "Почтовая история". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок составлен на основе программы развивающего обучения литературному чтению в начальной школе, автор Е.И.Матвеева.

Цели урока:

Развивающий аспект:

  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Развитие читательского кругозора;
  • Формирование действий контроля и оценки.

Познавательный аспект:

  • Знакомство с особенностями жанра послания;
  • Открытие словесной модели жанра;
  • Создание собственного текста в жанре послания по открытой модели;
  • Освоение позиции читателя – исследователя;
  • Формирование умения понимать авторский замысел через освоение позиции читателя – исследователя.

Воспитательный аспект:

  • Урок нацелен на воспитание познавательной активности,
  • Требовательности к себе,
  • Деликатности в отношении к другим учащимся,
  • Умения слушать товарищей,
  • Чуткого отношения к природе,
  • Дисциплинированности,
  • Радости сопереживания успехам товарища, усердия.

Тип урока: урок моделирования.

Оборудование: мультимедийные средства, разлинованные листы А4, новогодние конверты, маркеры или фломастеры, учебник литературного чтения, 3 класс, автор Е.И.Матвеева.

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок.

С каким настроением вы пришли на урок?

У меня и у вас хорошее настроение, значит все у нас получится.

II. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный урок письма.

Презентация.

(слайд №1)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

(ответы детей)

Учитель: Вы знаете, как давно люди пишут письма? Зачем они это делают? Почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров?

Учитель: Мы сможем ответить на эти вопросы, знакомясь с новыми произведениями – посланиями (так в литературе называют жанр письма) в новом разделе “Необычные уроки письма”.

Послание (от греческого “epistole”) – стихотворное обращение к какому-либо лицу или группе лиц.

(слайд №2)

Учитель: Вспомните уже известные вам послания из программы 2 класса.

(А.Пушкин “Павлу Вяземскому” и др.)

Учитель: Жанр послания – один из самых популярных в наше время. Телеграммы, открытки, записки, письма – вот его разновидности, любую из которых вы сможете составить без труда, познакомившись с особенностями этого жанра.

(слайд №3)

Учитель: Автор нашего первого необычного урока письма – Кушак Юрий Наумович.

(слайд №4)

Ю.Н.Кушак – писатель, журналист, переводчик.

(небольшое сообщение о писателе с опорой на слайды)

Учитель: Стихи Ю.Н.Кушака добрые, мудрые, часто наивные, простые для восприятия и легко запоминаются, но их отличает особая глубина, где соседствуют обычное и необычное, забавное и серьезное.

(слайд №5)

Учитель: Ю.Н.Кушак писал: “Почему нравится быть писателем? Это все равно, что спросить: а почему вам нравиться жить? Стихи начал писать с шести лет в детсадовском возрасте. Вот с тех пор живу и пишу, когда пишется”.

(слайд №6)

(слайд №7)

Ю.Н Кушак так писал о своем творчестве в стихотворении “Разговор по душам”

Сказал приятель мне:- Прости,
Но что за ерунда
Про всяких птиц и про зверей
Писать в твои года.
Ты всюду видишь чудеса,
Но нет чудес, поверь:
Не может птица говорить,
Дружить со зверем зверь.
И я ему ответил так:
- Ты просто слеп и глух!
Об этом мне вчера сказал
На улице петух.
И это подтвердил пингвин
В присутствии моржих,
А если ты не веришь мне-
Пойди спроси у них.
И если звери промолчат
Или зевнут в ответ,
То, значит, говорить с тобой
У них охоты нет.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ю.Н.Кушака “Почтовая история”.

III. Преобразование условия задачи. (Знакомство с произведением, написанным в жанре послания)

Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика
Читаю начало стихотворения Ю.Н.Кушака “Почтовая история”.

Вам понравилось стихотворение?

О чем вы узнали?

С каким настроением написано письмо?

Вам жалко белых медведей? Почему?

Как бурые медведи относятся к своим белым сородичам?

Письмо не обычное, а какое-то странное. Согласны?

Написано письмо добрым искренним языком. Почему письио доброе?

Вы знаете что такое письмо?

Получается, что я могу положить любой текст в конверт, отправить его кому-то и это и будет письмом? Так?

Вот сегодня мы должны с вами выяснить, существуют ли такие законы и в чем они заключаются.

Слушают без опоры на текст.

 

 

 

 

 

Оно сначала грустное, а потом, узнав причину грусти, становится смешно.

Дружелюбное отношение бурых медведей к белым медведям, забота о них, жалость и сострадание к своим сородичам.

Когда один человек пишет другому о чем-то.

Текст в конверте, который посылают в другой город.

Нет, это еще не письмо.

Письмо пишется по определенным правилам, законам.

IV. Собственно моделирование. (Работа в рабочих тетрадях)

Откройте рабочие тетради на с.40. Поработаем над текстом письма.

Как вы думаете, кому написано письмо?

Выделите в тексте те строки, в которых звучит обращение к адресату. Зачитайте эти строки.

Кто написал это письмо?

Найдите в тексте подпись адресанта. Зачитайте строчки, относящиеся к адресанту.

Вам понятно, чем адресат отличается от адресанта?

Проверим ваши предположения. Найдем ответы на вопрос на слайде.

(слайд №8)

 

 

 

Ученики отмечают в тексте две первые строки.

 

Ученики находят последнюю строку.

Это подпись: “Ваши бурые мишки”

Озвучивают свои версии.

Ученики читают записи на экране.

Организую групповую работу.

На группу дается лист бумаги формата А4 с напечатанным фрагментом стихотворного письма; фломастер.

Задание для группы:

Перечитайте отрывок стихотворного письма.

Каждая группа озвучивает свой вариант модели письма.

Создают и записывают в свою рабочую тетрадь обобщенный вариант модели фрагмента стихотворного письма.

Обращение к белым родственникам

Выражение чувств сострадания. Указана причина.

Приветное слово. Пояснение того, что есть в посылке для “белых родственников”.Вариант пожелания.

Подпись адресанта.

Физминутка:

У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

Дети сопровождают слова действиями.
Прочитайте отрывки из текста, соответствующие пунктам нашей составленной модели.

Медведи – настоящие знатоки жанра письма. Они написали его по всем законам жанра. У них есть чему поучиться!

К какому выводу подводит нас автор?

Составление ответного письма белых медведей бурым.

Как вы думаете, какой ответ могут написать белые медведи своим бурым родственникам?

  • Хотите попробовать написать ответное письмо?
  • Что вам для этого нужно сделать?
  • Что поможет вам написать письмо?
Зачитывают отрывки.

 

 

В жизни людей и зверей важной является дружеская поддержка.

 

 

 

Составленная модель письма.

Работа в группах:

Работу выполняете в группах. В итоге у нас должно быть написано 4 письма.

Посмотрим, чье письмо будет интересным по содержанию и грамотно составленным по нашей созданной модели.

(Звучит “Колыбельная” песня мамы Умки). На фоне музыки дети пишут ответное письмо.

Высказываю свое мнение о проделанной работе учащихся.

 

 

 

 

 

Каждая группа высказывает мнение о составленном письме своих товарищей (что было интересным, смешным).

Гимнастика для глаз

Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим, и под ноги
Влево, вправо – побыстрей!
Удивимся – “Что такое?”
И закроем их скорей.
А теперь, по кругу быстро –
Словно стрелочка часов
Проведем глазами дружно.
Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончена

Каждый из вас молодец!

 
V. Преобразование модели

Теперь вы сможете написать письмо самостоятельно? Почему?

Мы создали с вами модель письма, которое писали бурые мишки.

Эта модель подойдет для написания любого письма?

Давайте попробуем немного изменить модель письма, написанную медведями, чтобы получить новую модель для написания любого письма.

 

Нет, потому что в нашей модели есть обращение к медведям.

Записывают в тетрадь коллективно-преобразованную модель:

  • Обращение к адресату.
  • Причина написания письма.
  • Пожелание адресату.
  • Подпись адресанта.

(слайд №9)

VI. Домашнее задание:

Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание может быть предложено вам, исходя из темы нашего урока. Подумайте.

Вам, наверное, захотелось написать кому-нибудь письмо? Кому?

Какой сказочный веселый праздник ждет нас уже скоро?

Кому пишут письма под Новый год? Кто будет адресатом?

(слайд №10)

Я раздам вам конверты, чтобы вы смогли написать письмо Деду Морозу.

(Детям раздаются новогодние конверты с адресом Деда Мороза).

Вы сегодня замечательно работали, и, я думаю, что получив ваши письма, Дед Мороз исполнит все ваши желания.

Вот такое у вас сегодня необычное, но интересное домашнее задание.

 

 

Варианты адресатов, предложенных детьми.

 

Дед Мороз

Итоговая рефлексия: (слайд №11)

  • Какое открытие сделали сегодня на уроке?
  • В чем испытывали затруднения?
  • Что было интересным на уроке?
  • За что вы можете похвалить себя или своего товарища?

Спасибо за работу!!!

(слайд №12)

Используемая литература.

  1. Е.И.Матвеева Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
  2. В 2-х кн. Книга 2.Е.И. Матвеева. – 6-е изд. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009.
  3. Е.И.Матвеева Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия “Новые образовательные стандарты”. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  4. Е.И.Матвеева Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2009.