Урок составлен на основе программы развивающего обучения литературному чтению в начальной школе, автор Е.И.Матвеева.
Цели урока:
Развивающий аспект:
- Развитие речи учащихся;
- Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Развитие читательского кругозора;
- Формирование действий контроля и оценки.
Познавательный аспект:
- Знакомство с особенностями жанра послания;
- Открытие словесной модели жанра;
- Создание собственного текста в жанре послания по открытой модели;
- Освоение позиции читателя – исследователя;
- Формирование умения понимать авторский замысел через освоение позиции читателя – исследователя.
Воспитательный аспект:
- Урок нацелен на воспитание познавательной активности,
- Требовательности к себе,
- Деликатности в отношении к другим учащимся,
- Умения слушать товарищей,
- Чуткого отношения к природе,
- Дисциплинированности,
- Радости сопереживания успехам товарища, усердия.
Тип урока: урок моделирования.
Оборудование: мультимедийные средства, разлинованные листы А4, новогодние конверты, маркеры или фломастеры, учебник литературного чтения, 3 класс, автор Е.И.Матвеева.
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок.
С каким настроением вы пришли на урок?
У меня и у вас хорошее настроение, значит все у нас получится.
II. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный урок письма.
(слайд №1)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
(ответы детей)
Учитель: Вы знаете, как давно люди пишут письма? Зачем они это делают? Почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров?
Учитель: Мы сможем ответить на эти вопросы, знакомясь с новыми произведениями – посланиями (так в литературе называют жанр письма) в новом разделе “Необычные уроки письма”.
Послание (от греческого “epistole”) – стихотворное обращение к какому-либо лицу или группе лиц.
(слайд №2)
Учитель: Вспомните уже известные вам послания из программы 2 класса.
(А.Пушкин “Павлу Вяземскому” и др.)
Учитель: Жанр послания – один из самых популярных в наше время. Телеграммы, открытки, записки, письма – вот его разновидности, любую из которых вы сможете составить без труда, познакомившись с особенностями этого жанра.
(слайд №3)
Учитель: Автор нашего первого необычного урока письма – Кушак Юрий Наумович.
(слайд №4)
Ю.Н.Кушак – писатель, журналист, переводчик.
(небольшое сообщение о писателе с опорой на слайды)
Учитель: Стихи Ю.Н.Кушака добрые, мудрые, часто наивные, простые для восприятия и легко запоминаются, но их отличает особая глубина, где соседствуют обычное и необычное, забавное и серьезное.
(слайд №5)
Учитель: Ю.Н.Кушак писал: “Почему нравится быть писателем? Это все равно, что спросить: а почему вам нравиться жить? Стихи начал писать с шести лет в детсадовском возрасте. Вот с тех пор живу и пишу, когда пишется”.
(слайд №6)
(слайд №7)
Ю.Н Кушак так писал о своем творчестве в стихотворении “Разговор по душам”
Сказал приятель мне:- Прости,
Но что за ерунда
Про всяких птиц и про зверей
Писать в твои года.
Ты всюду видишь чудеса,
Но нет чудес, поверь:
Не может птица говорить,
Дружить со зверем зверь.
И я ему ответил так:
- Ты просто слеп и глух!
Об этом мне вчера сказал
На улице петух.
И это подтвердил пингвин
В присутствии моржих,
А если ты не веришь мне-
Пойди спроси у них.
И если звери промолчат
Или зевнут в ответ,
То, значит, говорить с тобой
У них охоты нет.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ю.Н.Кушака “Почтовая история”.
III. Преобразование условия задачи. (Знакомство с произведением, написанным в жанре послания)
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
Читаю начало стихотворения Ю.Н.Кушака
“Почтовая история”. Вам понравилось стихотворение? О чем вы узнали? С каким настроением написано письмо? Вам жалко белых медведей? Почему? Как бурые медведи относятся к своим белым сородичам? Письмо не обычное, а какое-то странное. Согласны? Написано письмо добрым искренним языком. Почему письио доброе? Вы знаете что такое письмо? Получается, что я могу положить любой текст в конверт, отправить его кому-то и это и будет письмом? Так? Вот сегодня мы должны с вами выяснить, существуют ли такие законы и в чем они заключаются. |
Слушают без опоры на текст.
Оно сначала грустное, а потом, узнав причину грусти, становится смешно. Дружелюбное отношение бурых медведей к белым медведям, забота о них, жалость и сострадание к своим сородичам. Когда один человек пишет другому о чем-то. Текст в конверте, который посылают в другой город. Нет, это еще не письмо. Письмо пишется по определенным правилам, законам. |
IV. Собственно моделирование. (Работа в рабочих тетрадях)
Откройте рабочие тетради на с.40.
Поработаем над текстом письма. Как вы думаете, кому написано письмо? Выделите в тексте те строки, в которых звучит обращение к адресату. Зачитайте эти строки. Кто написал это письмо? Найдите в тексте подпись адресанта. Зачитайте строчки, относящиеся к адресанту. Вам понятно, чем адресат отличается от адресанта? Проверим ваши предположения. Найдем ответы на вопрос на слайде. (слайд №8) |
Ученики отмечают в тексте две первые строки.
Ученики находят последнюю строку. Это подпись: “Ваши бурые мишки” Озвучивают свои версии. Ученики читают записи на экране. |
Организую групповую работу. На группу дается лист бумаги формата А4 с напечатанным фрагментом стихотворного письма; фломастер. Задание для группы: Перечитайте отрывок стихотворного письма. Каждая группа озвучивает свой вариант модели письма. |
Создают и записывают в свою рабочую
тетрадь обобщенный вариант модели фрагмента
стихотворного письма. Обращение к белым родственникам Выражение чувств сострадания. Указана причина. Приветное слово. Пояснение того, что есть в посылке для “белых родственников”.Вариант пожелания. Подпись адресанта. |
Физминутка: У нас славная осанка |
Дети сопровождают слова действиями. |
Прочитайте отрывки из текста,
соответствующие пунктам нашей составленной
модели. Медведи – настоящие знатоки жанра письма. Они написали его по всем законам жанра. У них есть чему поучиться! К какому выводу подводит нас автор? Составление ответного письма белых медведей бурым. Как вы думаете, какой ответ могут написать белые медведи своим бурым родственникам?
|
Зачитывают отрывки.
В жизни людей и зверей важной является дружеская поддержка.
Составленная модель письма. |
Работа в группах: Работу выполняете в группах. В итоге у нас должно быть написано 4 письма. Посмотрим, чье письмо будет интересным по содержанию и грамотно составленным по нашей созданной модели. (Звучит “Колыбельная” песня мамы Умки). На фоне музыки дети пишут ответное письмо. Высказываю свое мнение о проделанной работе учащихся. |
Каждая группа высказывает мнение о составленном письме своих товарищей (что было интересным, смешным). |
Гимнастика для глаз Чтоб глаза
ваши зорче были, Зарядка окончена Каждый из вас молодец! |
|
V. Преобразование модели Теперь вы сможете написать письмо самостоятельно? Почему? Мы создали с вами модель письма, которое писали бурые мишки. Эта модель подойдет для написания любого письма? Давайте попробуем немного изменить модель письма, написанную медведями, чтобы получить новую модель для написания любого письма. |
Нет, потому что в нашей модели есть обращение к медведям. Записывают в тетрадь коллективно-преобразованную модель:
(слайд №9) |
VI. Домашнее задание: Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание может быть предложено вам, исходя из темы нашего урока. Подумайте. Вам, наверное, захотелось написать кому-нибудь письмо? Кому? Какой сказочный веселый праздник ждет нас уже скоро? Кому пишут письма под Новый год? Кто будет адресатом? (слайд №10) Я раздам вам конверты, чтобы вы смогли написать письмо Деду Морозу. (Детям раздаются новогодние конверты с адресом Деда Мороза). Вы сегодня замечательно работали, и, я думаю, что получив ваши письма, Дед Мороз исполнит все ваши желания. Вот такое у вас сегодня необычное, но интересное домашнее задание. |
Варианты адресатов, предложенных детьми.
Дед Мороз |
Итоговая рефлексия: (слайд №11)
- Какое открытие сделали сегодня на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Что было интересным на уроке?
- За что вы можете похвалить себя или своего товарища?
Спасибо за работу!!!
(слайд №12)
Используемая литература.
- Е.И.Матвеева Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
- В 2-х кн. Книга 2.Е.И. Матвеева. – 6-е изд. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009.
- Е.И.Матвеева Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева// Серия “Новые образовательные стандарты”. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Е.И.Матвеева Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2009.