(Слайд № 2, 3 приложение 1)
Задачи урока:
- формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
- развивать умение учащихся распознавать спряжение глаголов;
- совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола.
Содержание урока
I. Организационный момент.
(Слайд № 4 прил. 1)
- Ну, ребята, подтянитесь
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
II. Введение в тему и постановка задачи урока.
(Слайд № 5 прил. 1)
- Разгадайте кроссворд. Ключевое слово поможет определить тему нашего урока.
- Тема урока “Обобщение знаний о глаголе”. Сегодня мы систематизируем те знания о глаголе, которые вы получили на уроках русского языка.
III. Работа по теме.
Беседа. (Слайд № 6 прил. 1)
- Какое время года наступило? (Весна.)
- Какие краски преобладают весной? (Голубые.)
- Докажите это, глядя на иллюстрацию. (Весной небо голубое, снега голубые, голубые дали. Первые голубые сосульки и последние голубые лужи. Весь мир голубой.)
А теперь послушайте отрывок из рассказа “Весна” и назовите глаголы. (Слайд № 7 прил. 1)
Весна.
На солнце нельзя было взглянуть. Весенний дождь смывает последний снег. Лохматыми, ослепительными потоками оно льёт с вышины. По синему-синему небу плывёт облако, словно куча снега. Ветерок пахнет свежей травой и птичьими гнёздами.
- С чем сравнивает автор облако? (С кучей снега.)
- Итак, какие глаголы мы запишем? (Взглянуть, льёт, плывёт, пахнет.)
- Какой глагол здесь лишний? (Взглянуть.)
- Почему?
- Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (Слайд № 8 прил. 1) (Они отвечают на вопросы что делать? что сделать? Оканчиваются на -ить, -ать, -ять, -ыть, -оть.)
- В окончании каких глаголов нет ошибкоопасного места? (Льёт, плывёт.)
- Почему? (Личное окончание глагола ударное.)
- Написание каких глаголов вызывает сомнение? (Смывает, пахнет.)
- Почему? (Личные окончания глаголов безударные.)
- Почему же в окончании глаголов пахнет, смывает написали букву е? (Пахнет – н. ф. пахнуть, 1 спр.)
- На какие две группы делятся глаголы?
- Как отличить глаголы 1спр. и 2 спр. по неопределённой форме?
(Слайд № 9 прил. 1) (Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся к глаголам 2 спр. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -уть, -ять, еть, -оть, относятся к глаголам 1 спр. Кроме глаголов-исключений.)
(Слайд № 10 прил. 1)
- Прочитаем хором стихотворение, состоящее из глаголов-исключений.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и смотреть,
И терпеть, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.
(Слайд № 11 прил. 1) А теперь работаем над отрывком из стихотворения.
- Назовите знакомые орфограммы.
- Зажгите огоньки.
- Объясните правописание глагольных окончаний.
- Какой необычный глагол встретился в четверостишии. (Глагол возвратного значения.)
- Когда пишется мягкий знак в сочетании -ться, -тся?
(Слайд № 12 прил. 1)
(В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределённой форме, и не пишется, если глагол стоит в форме 3 лица.)
(Слайд № 13 прил. 1) Вставьте пропущенные буквы в следующих глаголах, докажите устно написание глагольных окончаний.
уч...шь (учить, 2 спр.)
верт...м (вертеть, 2 спр., искл.)
бре...т (брить, 1 спр., искл.)
свет...т (светить, 2 спр.)
бега...шь (бегать, 1 спр.)
(Слайд № 14 прил.1) В стихотворении найдите глаголы, которые соответствуют данным схемам (прил. 3-11).
Все мы видели, как в мае
Белый снег вокруг растаял.
Вдруг смотрю – в одном овражке,
Как у лесника в кармашке,
Мокнет серенький комок,
Видно, выбраться не смог.
Луч его теплом согрел,
Он растаял и запел.
- Назовите глаголы, которые стоят в прошедшем времени. (Видели, растаял, согрел, запел.)
- Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола? (-л-)
Устно. О каком времени года мы сегодня говорим? (О весне.)
(Слайд № 15 прил. 1)
- Весна – это прекрасное время года. Всё вокруг оживает. Кругом всё весело, ласково, приветливо. И каждому из нас в это время хочется играть, петь, читать стихи. Давайте и мы немножко поиграем. Ваша задача - определить спряжение глаголов по н. ф. Условия игры: 1 спр. – 1 хлопок в ладоши, 2 спр. – 2 хлопка в ладоши.
Дружить, петь, пить, кричать, лаять, дышать, слышать, слушать, брить, стелить, говорить.
Допишите самостоятельно окончания глаголов.
Суп вар..., рыбу лов..., тесто мес..., дрова кол...
(Слайд № 16 прил. 1) Проверяем и доказываем. (Суп варят – варить, рыбу ловят – ловить, тесто месят – месить, дрова колют – колоть.)
Физкультминутка.
- Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке. (Дети встают из-за парт.)
(Слайд № 17 прил. 1)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча (6 хлопков по бедрам)
Печка очень горяча! (прыжки)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (6 хлопков над головой)
Печет печка калачи (наклоны вперед)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу (6 хлопков перед собой)
Очень калача хочу! (наклоны в стороны)
Получу калач в награду,
А сейчас за парту сяду! (Рассаживаются на места.)
Устно. Замените выражения близкими по значению глаголами. На слух определите спряжения.
- Клевать носом – спать.
- Класть зубы на полку – голодать.
- Обвести вокруг пальца – обмануть.
- Бить баклуши – бездельничать.
(Слайд № 18 прил. 1) Под диктовку.
Весной цветёт душистая сирень, и весело щебечут соловьи.
- Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? (Да. Это сложное предложение.)
- Составьте схему этого предложения.
Лексическая задача: правильно ли вы употребляете глагол в своей речи? Как правильно сказать? (Слайд № 19 прил. 1)
Одеть пальто или надеть?
- Если надеть что-нибудь на себя, то говорим надеть. Например: Я надел пальто, шапку, шарф, варежки.
- Если одеть кого-нибудь, то говорим одеть.
Например: Я одел сестру, брата, куклу.
- А теперь послушайте стихотворение.
(Слайд № 20 прил. 1)
Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Одеть, надеть...
Давай глядеть.
Кого одеть и кого надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но, я не думаю, что дед
На шубу может быть надет.
IV. Итог урока.
(Слайд № 21 прил. 1) Закончите следующие утверждения.
- Имена существительные склоняются, а глаголы... (Спрягаются)
- Спряжение – это изменение глагола по числам и... (Лицам)
- Определить спряжение легко, если окончание глагола... (Ударное)
- В окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после буквы ш пишется... (ь).
- Глаголы с частицей не пишутся... (Раздельно)
V. Рефлексия.
(Слайд № 22 прил. 1) На экране северное сияние из слов: интересный, познавательный, трудный, радостный, длинный, грустный, светлый.
- Закончите высказывание, используя эти слова. Наш урок был...
VI. Домашнее задание.
Стр. 107, упр. 3, 4. Выполнить домашнее задание, пользуясь буклетом (приложение 2).
(Слайд № 23 прил. 1) Спасибо, урок окончен!