Ход урока
Слайд № 1. Презентация.
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.- Итак, урок литературного чтения.
Знай, без чтенья нет ученья, -
Так в народе говорят.
II. Сообщение задач урока. Слайд № 1 (тема).
- Сегодня на уроке будем упражняться в чтении и письме слов, предложений с изученными буквами; познакомимся с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.
Ученье – свет, неученье – тьма. Слайд № 2.
- Объясните смысл пословицы. (Кто хорошо учится, много читает, тот много знает... Это свет.) Вот и сегодня на уроке мы узнаем много нового.
III. Повторение пройденного.
Работа в Букваре на с. 76.
1-й столбик
- Прочитайте слова 1-го столбика про себя.
- Прочитайте, как называется машина, которая очень нужна в сельском хозяйстве. (Трактор.)
- Прочитайте название профессии человека, который управляет такой техникой. (Тракторист.)
- Что вы заметили? Слайд № 3. (Это родственные слова, однокоренные, есть общая часть (сердце), близки по смыслу).
- Назовите корень в этих словах, без которого не может жить слово. Слайд № 4.
- А что обозначает слово тракт? (Дорога.) Слайд № 5.
- Можно ли все слова 1-го столбика назвать родственными? (Нет.)
- Почему? (Лишнее слово: тракт.)
2-й столбик
- Прочитайте слова 2-го столбика группами (парами).
- Читаем слова 1-й группы. Мрак – сумрак.
- Читаем слова 2-й группы. Крап – крапинка.
- Что такое сумрак? (Наступающая темнота. Почти темно, но еще немножко видно.) Слайд № 6.
- А как называется полная темнота? (Мрак.) Слайд № 7.
- Назовите корень в этих словах.
- Это родственные слова? (Да. Они близки по смыслу.)
- Отгадайте загадку:
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)
- Представили дождь? Слайд № 8.
- Как вы понимаете значение этих слов: крап и крапинка?
- Объясните значение слова крап. (Крап – это крупные капли дождя.)
- А что такое крапинка? (Крапинка – это маленькие капельки дождя. Идет мелкий частый моросящий дождик.)
- Назовите корень в этих словах. (Корень – крап, это родственные слова.)
Физкультминутка “Хомка”. Слайд № 9.
Работа в прописи, с. 20.
- Отдохнули? А теперь работаем в прописи.
- Рассмотрите рисунок в прописи на с. 20.
- Из каких элементов состоят капельки дождя на рисунке? (Наклонная линия с петелькой, наклонная линия с закруглением вправо.)
- Что спасает нас в дождливую погоду? (Зонт.) Слайд № 10.
- Возьмите любой цветной карандаш и обведите зонт по контуру, чтобы создать радостное настроение.
- Что у девочки на ножках? (Сапожки.)
- Возьмите карандаш и обведите сапожки по контуру.
- Прочитаем слово в рамочке. (Сапоги.)
- Какое это слово? (Словарное.)
- Почему? (Написание этого слова нужно запомнить или проверить по словарику.)
- Прочитаем это слово так, как надо писать.
- Возьмите ручку, запишите это слово один раз.
- Возьмите карандаш, подчеркните ошибкоопасные места.
- Подберите родственные слова к слову сапоги. (Сапожки, сапожищи, сапожник.) Слайд № 11.
Чтение и письмо предложений.
- А теперь прочитайте предложение на с. 21 Прописи.
- О чем в нем говорится? (О дожде.) Слайд № 12.
- Что делал дождь? (Капал, моросил, крапал.)
- Назовите слово, которое обозначает действие сильного дождя. (Лил.) Слайд № 12 (предложение).
- Подберите слово – действие дождя, когда он стал затихать. (Капал.)
- Запишите это слово по образцу.
Пропись правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу! – хором!
- Руку на локоток. Еще тише стал идти дождь. Какое слово запишем? (Моросил.)
- Запишите.
- Прочитайте оставшееся слово. (Крапал.)
- Запишите это слово. Ручку положили.
- Прочитаем все вместе хором слова, которые записали.
- Какое слово надо прочитать громко? (Лил.)
- А сейчас прочитаем строку слов справа – налево. Начинаем тихо, а заканчиваем громко.
- Теперь прочитаем строку слов слева – направо. Начинаем громко, а заканчиваем тихо.
Пальчиковая гимнастика.
Восстановление “рассыпанных” предложений. Слайд № 13.
- На карточках записаны слова. Подул осенний ветерок и карточки разлетелись.
- Давайте восстановим “рассыпанные” предложения.
- Сколько предложений можно из них составить? (Два.)
- Что мы знаем о предложении? (Выражает законченную мысль.)
- О ком будет 1-е предложение? (О котике.)
- Как его зовут? (Матрос.)
- На чем он плыл? (На плоту.)
- Составьте из слов предложение о котике. (Котик Матрос плыл на плоту.)
- Составьте 2-е предложение из слов. (Туман плыл по лугу.)
- О чем это предложение?
- Давайте прочитаем хором составленные предложения. Слайд № 14.
- Ребята, а все ли знают, что такое плот? Слайд № 15. (Это бревна, скрепленные веревкой между собой.)
- Какое одинаковое слово есть в этих предложениях? Слайд № 16. (Плыл.)
- Какое значение имеет слово плыл 1-м предложении? Прямое или переносное? (Прямое. Котик на самом деле плыл на плоту.)
- В каком значении употреблено слово плыл во 2-м предложении? (В переносном. Туман плыл, рассеивался, распространялся по лугу – это образное выражение.
Физкультминутка “Раз – поднялись, потянулись...” Слайд № 17.
IV. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.
- Возвращаемся к прописи. Прочитайте предложение на с. 21 прописи.
Растут на лугу маки.
- Все ли цветы луга здесь перечислены? (Нет. Множество цветов растет на лугу.)
- Отгадайте загадку по теме “Цветы луга”.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик.) Слайд № 18.
- Как будто всё свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят. Слайд № 19.
- Посмотрите на иллюстрацию “Цветы луга”. Как она прекрасна! Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация? (Веселое, радостное, хочется петь, играть, читать стихи.)
- Так и хочется назвать все цветы на иллюстрации. Но к чему слова, когда кругом такая красота!
- Давайте составим предложение о цветах, которые растут на лугу. Как же мы закончим свое предложение, ведь цветов на лугу множество и надо попытаться это указать?
- А поможет нам в этом новый знак препинания, который ставится в конце предложения.
Много мыслей скрывает в себе многоточие.
Означает оно – продолженье и прочее... Слайд № 20.
На лугу растут маки, васильки...
- Итак, наш новый знак препинания в конце предложения называется многоточие. (...) Этот знак (...) обозначает, что предложение или текст не закончены. Автор как бы остановился и задумался о том, какие еще цветы растут на лугу.
- Можно ли продолжить это предложение? (Да.) В конце предложения в прописи ручкой поставьте многоточие.
Возвращаемся к с. 76 Букваря. Слайд № 21.
- Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста и предположите о чем будет текст? (О тумане, о дереве.)
- Прочитаем вслух текст, который называется “Туман”.
- Начинает читать... (5 чел.)
- Что такое ракита? (Дерево семейства ивовых, которое растет по берегам рек. Ветви у этого дерева всегда опущены и смотрят в реку; как будто она задумалась, грустит и плачет. Это дерево еще в народе называют ивушка – плакучая.) Слайд № 22.
- Где плыл туман? (По лугу, по кустам.) Слайд № 23.
- Как плыл туман? (Сонно.)
- Что случилось у ракиты? (Он уснул.)
- Что произошло утром? (Туман уплыл, рассеялся.)
- Какой же знак стоит в конце текста? (Многоточие.)
- О чем говорит этот знак? Этот текст можно продолжить. О чем же грустит ракита? Может быть, что туман уплыл, а может быть, что ей очень одиноко...
- Кто главные действующие лица? (Туман, ракита.)
- Это одушевленные предметы? (Нет.)
- А как автор говорит о них? (Как о живых одушевленных предметах.) Туман плыл, туман уснул, ракита грустит – это образные выражения. Этот прием в литературе называется олицетворением. Слайд № 24. Когда о неодушевленных предметах говорят как об одушевленных.
Физкультминутка “Птицы”. Слайд № 25.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Отдохнули! Продолжаем работу!
Работа по учебнику с. 77.
- Звезды – звездочки,
А сколько вам лет?
Звезды – звездочки,
Вы слышите? Нет?
Мне бы вас хотелось попросить
Никогда огонь свой не гасить. Слайд № 26.
- Ребята! Вы любите смотреть на звездное небо? (Да.)
- Сегодня я прочитаю вам удивительную сказку о чудаке-лягушонке и кузнечике, которые с восторгом смотрят на звездное небо. В этих сказках как будто ничего особенного не происходит: нет ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам привычные вещи: листик на дереве, солнечный лучик, облако, камешек у моря озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими как будто они живые и родные нам. Слайд № 27.
- Вы послушали сказку. Что думали о звездах большие слоны? (Это золотые гвоздики, ими прибито небо.)
- А что думали о звездах медведи? (Это снежинки, которые забыли упасть.)
- Что думал о звездах лягушонок? (Это большие цветы, которые растут после большого дождя.)
- С кем согласился кузнечик? (С лягушонком.)
- Соответствует ли иллюстрация тексту? (Да.) Наш лягушонок чудак и мечтатель.
V. Итог урока.
- Скоро прозвенит звонок и закончится урок. Давайте подведем итог урока.
- С каким новым знаком препинания мы познакомились? (Многоточием.)
- В заключение нашего урока послушайте стихотворение о вечерней звезде.
Звезда в вышине, в ночной тишине,
И светом, и лаской сияешь ты мне.
Сверканье твое мне силу дает,
И полнится радостью сердце мое. Слайд № 28.
VI. Рефлексия “Украшаем звездное небо”. Слайды 29,30.
- Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились!
- Сегодня очень вы старались! Молодцы!
И вот – заданий не осталось!
- Дома (по желанию) продолжите текст про туман и прочитайте родителям сказку про лягушонка и кузнечика.
Урок окончен. Слайд 31.