Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием

Разделы: Начальная школа


Ход урока

Слайд № 1. Презентация.

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.

Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.

- Итак, урок литературного чтения.
Знай, без чтенья нет ученья, -
Так в народе говорят.

II. Сообщение задач урока. Слайд № 1 (тема).

- Сегодня на уроке будем упражняться в чтении и письме слов, предложений с изученными буквами; познакомимся с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.

Ученье – свет, неученье – тьма. Слайд № 2.

- Объясните смысл пословицы. (Кто хорошо учится, много читает, тот много знает... Это свет.) Вот и сегодня на уроке мы узнаем много нового.

III. Повторение пройденного.

Работа в Букваре на с. 76.

1-й столбик

- Прочитайте слова 1-го столбика про себя.

- Прочитайте, как называется машина, которая очень нужна в сельском хозяйстве. (Трактор.)

- Прочитайте название профессии человека, который управляет такой техникой. (Тракторист.)

- Что вы заметили? Слайд № 3. (Это родственные слова, однокоренные, есть общая часть (сердце), близки по смыслу).

- Назовите корень в этих словах, без которого не может жить слово. Слайд № 4.

- А что обозначает слово тракт? (Дорога.) Слайд № 5.

- Можно ли все слова 1-го столбика назвать родственными? (Нет.)

- Почему? (Лишнее слово: тракт.)

2-й столбик

- Прочитайте слова 2-го столбика группами (парами).

- Читаем слова 1-й группы. Мрак – сумрак.

- Читаем слова 2-й группы. Крап – крапинка.

- Что такое сумрак? (Наступающая темнота. Почти темно, но еще немножко видно.) Слайд № 6.

- А как называется полная темнота? (Мрак.) Слайд № 7.

- Назовите корень в этих словах.

- Это родственные слова? (Да. Они близки по смыслу.)

- Отгадайте загадку:

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)

- Представили дождь? Слайд № 8.

- Как вы понимаете значение этих слов: крап и крапинка?

- Объясните значение слова крап. (Крап – это крупные капли дождя.)

- А что такое крапинка? (Крапинка – это маленькие капельки дождя. Идет мелкий частый моросящий дождик.)

- Назовите корень в этих словах. (Корень – крап, это родственные слова.)

Физкультминутка “Хомка”. Слайд № 9.

Работа в прописи, с. 20.

- Отдохнули? А теперь работаем в прописи.

- Рассмотрите рисунок в прописи на с. 20.

- Из каких элементов состоят капельки дождя на рисунке? (Наклонная линия с петелькой, наклонная линия с закруглением вправо.)

- Что спасает нас в дождливую погоду? (Зонт.) Слайд № 10.

- Возьмите любой цветной карандаш и обведите зонт по контуру, чтобы создать радостное настроение.

- Что у девочки на ножках? (Сапожки.)

- Возьмите карандаш и обведите сапожки по контуру.

- Прочитаем слово в рамочке. (Сапоги.)

- Какое это слово? (Словарное.)

- Почему? (Написание этого слова нужно запомнить или проверить по словарику.)

- Прочитаем это слово так, как надо писать.

- Возьмите ручку, запишите это слово один раз.

- Возьмите карандаш, подчеркните ошибкоопасные места.

- Подберите родственные слова к слову сапоги. (Сапожки, сапожищи, сапожник.) Слайд № 11.

Чтение и письмо предложений.

- А теперь прочитайте предложение на с. 21 Прописи.

- О чем в нем говорится? (О дожде.) Слайд № 12.

- Что делал дождь? (Капал, моросил, крапал.)

- Назовите слово, которое обозначает действие сильного дождя. (Лил.) Слайд № 12 (предложение).

- Подберите слово – действие дождя, когда он стал затихать. (Капал.)

- Запишите это слово по образцу.

Пропись правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу! – хором!

- Руку на локоток. Еще тише стал идти дождь. Какое слово запишем? (Моросил.)

- Запишите.

- Прочитайте оставшееся слово. (Крапал.)

- Запишите это слово. Ручку положили.

- Прочитаем все вместе хором слова, которые записали.

- Какое слово надо прочитать громко? (Лил.)

- А сейчас прочитаем строку слов справа – налево. Начинаем тихо, а заканчиваем громко.

- Теперь прочитаем строку слов слева – направо. Начинаем громко, а заканчиваем тихо.

Пальчиковая гимнастика.

Восстановление “рассыпанных” предложений. Слайд № 13.

- На карточках записаны слова. Подул осенний ветерок и карточки разлетелись.

- Давайте восстановим “рассыпанные” предложения.

- Сколько предложений можно из них составить? (Два.)

- Что мы знаем о предложении? (Выражает законченную мысль.)

- О ком будет 1-е предложение? (О котике.)

- Как его зовут? (Матрос.)

- На чем он плыл? (На плоту.)

- Составьте из слов предложение о котике. (Котик Матрос плыл на плоту.)

- Составьте 2-е предложение из слов. (Туман плыл по лугу.)

- О чем это предложение?

- Давайте прочитаем хором составленные предложения. Слайд № 14.

- Ребята, а все ли знают, что такое плот? Слайд № 15. (Это бревна, скрепленные веревкой между собой.)

- Какое одинаковое слово есть в этих предложениях? Слайд № 16. (Плыл.)

- Какое значение имеет слово плыл 1-м предложении? Прямое или переносное? (Прямое. Котик на самом деле плыл на плоту.)

- В каком значении употреблено слово плыл во 2-м предложении? (В переносном. Туман плыл, рассеивался, распространялся по лугу – это образное выражение.

Физкультминутка “Раз – поднялись, потянулись...” Слайд № 17.

IV. Знакомство с новым знаком препинания – многоточием.

- Возвращаемся к прописи. Прочитайте предложение на с. 21 прописи.

Растут на лугу маки.

- Все ли цветы луга здесь перечислены? (Нет. Множество цветов растет на лугу.)

- Отгадайте загадку по теме “Цветы луга”.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик.) Слайд № 18.

- Как будто всё свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят. Слайд № 19.

- Посмотрите на иллюстрацию “Цветы луга”. Как она прекрасна! Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация? (Веселое, радостное, хочется петь, играть, читать стихи.)

- Так и хочется назвать все цветы на иллюстрации. Но к чему слова, когда кругом такая красота!

- Давайте составим предложение о цветах, которые растут на лугу. Как же мы закончим свое предложение, ведь цветов на лугу множество и надо попытаться это указать?

- А поможет нам в этом новый знак препинания, который ставится в конце предложения.

Много мыслей скрывает в себе многоточие.

Означает оно – продолженье и прочее... Слайд № 20.

На лугу растут маки, васильки...

- Итак, наш новый знак препинания в конце предложения называется многоточие. (...) Этот знак (...) обозначает, что предложение или текст не закончены. Автор как бы остановился и задумался о том, какие еще цветы растут на лугу.

- Можно ли продолжить это предложение? (Да.) В конце предложения в прописи ручкой поставьте многоточие.

Возвращаемся к с. 76 Букваря. Слайд № 21.

- Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название текста и предположите о чем будет текст? (О тумане, о дереве.)

- Прочитаем вслух текст, который называется “Туман”.

- Начинает читать... (5 чел.)

- Что такое ракита? (Дерево семейства ивовых, которое растет по берегам рек. Ветви у этого дерева всегда опущены и смотрят в реку; как будто она задумалась, грустит и плачет. Это дерево еще в народе называют ивушка – плакучая.) Слайд № 22.

- Где плыл туман? (По лугу, по кустам.) Слайд № 23.

- Как плыл туман? (Сонно.)

- Что случилось у ракиты? (Он уснул.)

- Что произошло утром? (Туман уплыл, рассеялся.)

- Какой же знак стоит в конце текста? (Многоточие.)

- О чем говорит этот знак? Этот текст можно продолжить. О чем же грустит ракита? Может быть, что туман уплыл, а может быть, что ей очень одиноко...

- Кто главные действующие лица? (Туман, ракита.)

- Это одушевленные предметы? (Нет.)

- А как автор говорит о них? (Как о живых одушевленных предметах.) Туман плыл, туман уснул, ракита грустит – это образные выражения. Этот прием в литературе называется олицетворением. Слайд № 24. Когда о неодушевленных предметах говорят как об одушевленных.

Физкультминутка “Птицы”. Слайд № 25.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

- Отдохнули! Продолжаем работу!

Работа по учебнику с. 77.

- Звезды – звездочки,
А сколько вам лет?
Звезды – звездочки,
Вы слышите? Нет?
Мне бы вас хотелось попросить
Никогда огонь свой не гасить. Слайд № 26.

- Ребята! Вы любите смотреть на звездное небо? (Да.)

- Сегодня я прочитаю вам удивительную сказку о чудаке-лягушонке и кузнечике, которые с восторгом смотрят на звездное небо. В этих сказках как будто ничего особенного не происходит: нет ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам привычные вещи: листик на дереве, солнечный лучик, облако, камешек у моря озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими как будто они живые и родные нам. Слайд № 27.

- Вы послушали сказку. Что думали о звездах большие слоны? (Это золотые гвоздики, ими прибито небо.)

- А что думали о звездах медведи? (Это снежинки, которые забыли упасть.)

- Что думал о звездах лягушонок? (Это большие цветы, которые растут после большого дождя.)

- С кем согласился кузнечик? (С лягушонком.)

- Соответствует ли иллюстрация тексту? (Да.) Наш лягушонок чудак и мечтатель.

V. Итог урока.

- Скоро прозвенит звонок и закончится урок. Давайте подведем итог урока.

- С каким новым знаком препинания мы познакомились? (Многоточием.)

- В заключение нашего урока послушайте стихотворение о вечерней звезде.

Звезда в вышине, в ночной тишине,
И светом, и лаской сияешь ты мне.
Сверканье твое мне силу дает,
И полнится радостью сердце мое. Слайд № 28.

VI. Рефлексия “Украшаем звездное небо”. Слайды 29,30.

- Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились!
- Сегодня очень вы старались! Молодцы!
И вот – заданий не осталось!

- Дома (по желанию) продолжите текст про туман и прочитайте родителям сказку про лягушонка и кузнечика.

Урок окончен. Слайд 31.