Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.
Задачи:
- сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
- содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
- прививать навыки по планированию своей работы.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.
Оборудование к уроку: цветные карандаши , альбом для рисования, тетрадь для работ, Интернет, компьютер, образец творческого проекта (Приложение 1), Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Изучение иатериала
– Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем
разобраться – что же такое творческий проект и
как его лучше выполнять. Я вам расскажу и
покажу, как оформить творческую работу на
примере проекта, выполненного нашей ученицей
и как оформить презентацию творческого проекта
для его защиты.
Что же такое творческий проект?
Творческий проект по технологии – это
самостоятельно разработанное и изготовленное
изделие от идеи до её воплощения, при минимальном
участии учителя. Это твоя творческая итоговая
работа. Поэтому в этой работе необходимо
показать все свои знания и умения, которые ты
получил за год, и при изготовлении изделия нужно
стараться использовать больше технологических
операций, изученных в учебном году.
Работу над творческим проектом можно разделить на три этапы
а) подготовительный этап
б) технологический этап;
в) заключительный этап.
Титульный лист.
В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта , вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта. (Приложение 1. Стр. 1 )
План выполнения проекта
I. Подготовительный этап
1. Актуальность проблемы
2. Цель проекта
3. Обоснование выбора темы проекта
4. Задачи
5. Требования к изделию
6. Разработка идеи
7. Поиск лучшей идеи
8. Исследование
9. Мой выбор
II. Технологический этап
10. Используемые материалы
11. Инструменты и оборудование для
изготовления грелки на чайник
12. Организация рабочего места, правила
безопасной работы
13. Технология изготовления грелки на чайник.
14. Снятие мерок
15. Построение чертежа
16. Технологическая карта
17. Экономический расчет
18. Экологичность.
19. Оценка выполненной работы
III. Заключительный этап
20. Выводы
21. Реклама
22. Список литературы
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь повнимательнее. Мы привыкли, например, для своих квартир выбирать нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая, что это отрицательно скажется на нашем последующем образе жизни. Давайте с вами попробуем на своей кухне что-то изменить. Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например, интерьер кухни должен быть рациональным и эстетичным, поэтому так важны стильные аксессуары, которые добавят любой кухне изящества и очарования. Скатерти, салфетки, прихватки, полотенца, подставки под посуду, конфетчицы... Все эти поделки сможет сделать любая хозяйка. Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы! Для выбора темы можно воспользоваться также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm
Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".
Пример. Женщине всегда
хотелось украсить интерьер каким-то изделием,
которое было бы выполнено своими руками. Здесь
значительную часть своего времени
проводит женщина, и это, наверное,
единственное самое излюбленное место, где может
вместе собраться вся семья. И как прекрасно
собраться всем вместе на кухне за чашечкой чая.
В прохладное время года – это самое теплое,
уютное местечко в доме. Здесь всем хочется
поделиться проблемами, радостями, успехами
уходящего дня и получить новый заряд энергии на
завтрашний день. И как теплее и уютнее будет
на нашей кухне, где нас встречают вещи, сделанные
нашими руками.
Идея украсить кухню каким-то интересным
изделием пришла мне в голову после просмотра
передачи по телевизору о традициях чаепития на
Руси. В ней рассказывалось о грелках на
чайник. Идея изготовления такой грелки
показалась очень заманчивой.
Сколько культур, столько, наверное, и традиций
пить чай. В русской традиции чай должен быть
хорошо настоян, для этого используют рукодельную
грелку на чайник. Можно сшить очень
симпатичную грелку на чайник.
Постановка цели и задачи
Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример.
Цель проекта: изготовить
грелку-сувенир на чайник для семейного
чаепития
Задачи:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов
выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать и
выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы,
организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты.
Разработка идеи
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии. (Приложение 1 стр. 4, схема 1)
Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия
Поиск лучшей идеи
Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.
Пример.
1. Грелка в лоскутной технике.
Изготавливается из разных по цвету лоскутов
ткани хлопчатобумажных и льняных. Цветовая гамма
должна быть яркой, сочной, радостной. Можно
сочетать набивные и однотонные ткани. Да, это мне
по силам, нет проблем в материальном плане, но они
мне не очень понравились. (Приложение
2, рис.1, рис. 2)
2. Грелка, связанная крючком или спицами.
Изготавливается из разной по цвету пряжи.
Но, к сожалению, я не увлекаюсь вязанием и в моем
доме нет большого разнообразия ниток для
вязания. (Приложение 2,
рис.3, рис. 4)
3. Грелка, выполненная в технике аппликации.
Сделать её можно из разноцветных кусочков
любой ткани, сукна, фетра, фланели. Красиво. В этой
технике делается отделка деталей зигзагом, а
на нашей домашней швейной машине такого
приспособления нет. (Приложение
2, рис. 5, рис. 6)
4. Грелка с элементами вышивки.
Изделие можно выполнить в стиле гжельской
росписи по фарфору. Очень красиво. Для отделки
нужна вышивка, а эту технику вышивания крестом и
гладью я изучала на уроках технологии. (Приложение 2, рис.7)
Исследование
В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия, Исследование можно оформить в виде таблицы (Приложение 1. Стр. 5).
Пример. И все-таки я засомневалась в выборе грелки и решила расспросить всех членов моей семьи. Проведём исследование в кругу моей семьи.
Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия и начинаем его детальную проработку.
Технологический этап
В этом пункте необходимо показать всю
технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы
соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления
деталей изделия. (Приложение 3)
4. Определить наличие необходимых для
выполнения работ инструментов. (Приложение
1 стр.6)
5. Определить рабочие размеры изделия и его
деталей. (Приложение 1
стр.7)
6. Разработать или выбрать технологию
изготовления деталей и изделия в целом, то есть,
какие технологические операции и в какой
последовательности нужно выполнять для
изготовления изделия. (Приложение
4.)
7. Продумать безопасные способы
изготовления изделия.
8. Продумать способы
декоративно-художественного оформления изделия.
Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов. (Приложение 1 стр 9)
Экологичность
Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.
Заключительный этап
Выводы
В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
Пример. Грелка на чайник Курочка «Гжель» удовлетворяет требованиям, которые были предъявлены изделию вначале работы:
- грелкой можно пользоваться, так как она изготовлена по размерам и чертежам
- хорошее качество исполнения
- грелка оригинальна, таких нет в продаже, она будет удивлять гостей, создавать хорошее настроение
- красивый внешний вид позволит использовать грелку еще и как украшение интерьера кухни
- себестоимость изделия получилась низкая, так как были использованы обрезки тканей, вторсырьё.
- моей семье грелка очень понравилась.
Реклама
В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.
Пример. Как сделать чайную
церемонию неповторимой? Заварить вкусный чай.
Приготовить вкусный пирог, поставить на стол
самый красивый чайный сервиз, постелить скатерть
и разложить салфетки? Безусловно, так, но есть
одна интересная деталь, которую стоит
взять на заметку тем любителям чая, которые с ней
еще не знакомы. Это – специальная грелка, которую
одевают на заварочный чайник, чтобы, поддержать в
нем нужную температуру и заварить по-настоящему
вкусный чай. Само чаепитие должно быть
неспешным, а значит и чай должен как можно дольше
оставаться горячим. И в этом случае грелка – вещь
совершенно необходимая.
Изготовление вещей домашнего обихода своими
руками является одним из способов самовыражения,
создания индивидуального стиля, воплощением
замыслов в реальность. Очень приятно пить чай,
когда на столе находится такая вещь. Прекрасное
украшение интерьера современного жилища.
Такую вещь на рынке не купишь!
Используемая литература:
Представьте литературу, которую вы использовали
Пример.
1.“Учимся играть” журнал № 3. Москва. Изд-во
Просвещение. 2004г.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл.
Москва. Просвещение. 2000г.
3. Симоненко В.Т. 5, 6, 7 кл. Вентана граф. 2002г.
4. Школа и производство 2003г. № 1. Изд-во
Просвещение.
5. Для тех, кто шьет. Е.Н.Юдина и др. Лениздат. 1985г.
6. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая
чайная энциклопедия
7. Календарь-2008 Русское чаепитие.
8. Интернет: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm
II. Практическая работа
Учитель предлагает учащимся выбрать тему
творческого проекта.
Окончательный выбор темы остается за учителем с
учетом знаний и умений учащихся.
Учащиеся выполняют выбранный творческий
проекта (можно предложить выполнение
мини-группами.
Консультация учителя по выполнению проекта.
III. Итог урока
Предварительная оценка выполнения практической работы.
В заключение урока:
Красив человек труда – комбайнер, тракторист,
летчик за штурвалом своей машины, садовод у
любимого дерева.
Если хочешь быть красивым, трудись до
самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал
себя творцом, мастером, господином в любимом
деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали
одухотворенность великим человеческим счастьем
– счастьем творчества.
IV. Домашнее задание
На следующем уроке мы с вами дадим окончательную оценку вашему изделию, поэтому подготовьтесь к защите вашего творческого проекта.