Цели урока:
- выполнить пейзаж в технике “монотипия”;
- создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально-эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении.
Задачи:
1) развивать навыки работы в технике “монотипия”;
2) обучать приемам техники “монотипия”, изображению природы;
3) развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
4) воспитывать интерес и любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по представлению.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы: педагогический показ, сравнение.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материалы: бумага формата А3, масляные краски, слабопахнущий растворитель, оргстекло, кисти, салфетки, валик.
Для учителя: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Тема нашего урока: “Пейзаж в технике монотипия”.
Что же такое монотипия?
Слайд 2
Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия: два слова: “моно” и “типия”. Монотипи?я (от “моно” – один и греч. “типос” — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.
Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой (“Концерт в кафе “Амбассадор”). Слайд 3
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново “открывшей” эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно “открыла” монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Слайд 4
Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.
Основной сложностью при выполнении
изобразительных работ текучими красками
является предвидение и контроль поведения
краски после разделения матрицы и бумаги.
Элемент непредсказуемости, уникальность,
легкость выполнения, богатство возможностей
хорошо характеризуют монотипию как графическую
технику.
Монотипия как графическая техника
Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.
При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.
Перейдем к более подробному
рассмотрению материальной части данной
техники.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта
техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера,
акрил, масляные краски, офортные, типографские,
для полного отрыва можно использовать и
строительные виды красок. Краски используются
как с разбавителями, так и в чистом виде — в
зависимости от задач. Также широк и многообразен
выбор поверхностей, с которых можно делать
оттиски: бумага, различные виды картона, пластик
разной толщины, пластины из разных металлов:
цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и
фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы
фактура поверхности соответствовала задачам и
целям художника”.
Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.
Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.
Таким образом, с помощью красочного
материала, поверхности матрицы и поверхности, на
которую производится печать, можно косвенно
контролировать окончательный результат.
Краска наносится на поверхность также
различными инструментами: рука и пальцы
художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в
том числе фигурные. Также применяются валики с
различными фактурами. Ну и напоследок, тем,
что придет в Вашу творческую голову.
Для отпечатка с листов пластика и металлических
листов используют офортные станки. Для отпечатка
с литографского камня — используется
литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности
используют, начиная от простой ткани, до
всевозможных специфических материалов: спички,
стальная губка для чистки посуды, ватные
палочки...
Способы создания монотипии
Слайд 5
Первый способ, из самых простых, его еще называют — “фрактальная монотипия”.
Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”.
Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.
Второй способ. Слайд 6
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третий способ. Слайд 7
Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Четвертый способ. Слайд 8
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то, до того, как вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.
Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу.
Пятый способ. Слайд 9
Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.
Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.
Шестой способ — смешанная техника Слайд 10
Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.
Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия! Слайды 11-23
III. Формулировка задания практической работы
Задание. Изобразить пейзаж, используя технику “монотипия”.
Прежде, чем перейти к практической работе, давайте вспомним что такое “пейзаж”?
Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа).
Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.
IV. Инструктаж
Слайд 24
Первый этап:
Для работы нам понадобится материал:
- бумага формата А3;
- масляные краски;
- валик;
- кисти;
- тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;
- оргстекло;
- баночка с растворителем;
- палитра для смешения цветов;
- газета.
Второй этап:
Далее мы подготавливаем линеарный или тоновой эскиз (рисунок) для работы. Подкладываем рисунок под оргстекло. И мы с вами можем приступать к работе в цвете.
Третий этап:
Выбор темы, цветовой гаммы (в зависимости от эмоциональной окрашенности пейзажного мотива). Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию.
Можно подправить рисунок на стекле, используя шпатель, ватные палочки. Сбрызнуть растворителем.
Четвертый этап:
После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги, предварительно смоченный водой, чтобы масло не приставало к бумаге, и накладываем на окрашенную поверхность.
Пятый этап:
Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, прокатать валиком. Поверх, в зависимости от задумки, черенком кисти можно прорисовать детали.
Шестой этап:
Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.
Седьмой этап:
Затем полученный оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.
V. Практическая работа
Во время работы звучит музыка Вивальди “Времена года”, звуки природы.
VI. Подведение итогов. Просмотр работ.
Литература:
- Википедия.
- http://tigelclub.ru/