Класс: 9.
Тип урока: открытия нового.
Форма урока: урок-игра (пресс-конференция).
Цель урока: добиться усвоения основных понятий по теме: "Формы культуры".
Задачи урока:
- раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры;
- объяснить, какие элементы включает в себя элитарная культура;
- выявить влияние массовой культуры на современное общество;
- развивать навыки групповой работы, публичного выступления;
- содействовать эстетическому воспитанию школьников.
Основные понятия: элитарная, народная и массовая культура.
Предварительная подготовка: разработка инициативной группой анкеты "Мое свободное время" (см. приложение), проведение анкетирования (9-11 класс) и анализ, полученных результатов; индивидуальные консультации с учащимися, выполняющими роль деятелей культуры в ходе пресс-конференции.
Оборудование урока:
- 4 ноутбука;
- мультимедийное оборудование;
- презентация (см. приложение);
- видеофайл клипа выступления группы "Бурановские бабушки" (см. приложение);
- cводная таблица "Формы культуры" (см. приложение);
- схема "Дерево культуры" (см. приложение);
- учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс.
Оформление кабинета: создание в классе двух зон: зона пресс-конференции (таблички с именами деятелей культуры), зона групповой работы учащихся (4 группы таблички коломенских СМИ, ноутбуки с таблицей "Формы культуры").
Содержание урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Открытие нового знания.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа с проверкой
- Включение нового знания в систему.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Вводное слово учителя (слайд 4):
Добрый день, ребята! Перед началом урока вы выбирали карточки с номерами, в соответствии с которыми заняли свои места в классе. Здесь расположились представители 4-х городских средств массовой информации: журналисты газеты "Ять", "Угол зрения", "Коломенская правда" и "Вопрос. Ответ".
Наш сегодняшний урок будет необычным, мы проведем его в форме пресс-конференции, на которой вы сможете задать вопросы экспертам в области культуры и собрать необходимый материал для выполнения домашнего задания.
2. Актуализация знаний учащихся по предшествующему уроку по теме: "Культура, субкультура, контркультура".
Учитель (слайд 5):
Открыть нашу пресс-конференцию хотелось бы словами американского поэта, философа, общественного деятеля Ральфа Эмерсона, который писал в конце XIX века:
Истинный показатель цивилизованности – не уровень богатства...не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной. Т.е. уровень его культурности. А что же такое культура? Давайте определим это понятие.
Ответы учащихся:
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты, включая преобразование человеком самого себя.
Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Культура – это общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.
Учитель (слайд 6):
У вас на столах лежит схематический рисунок дерева. Учены обратили внимание, что строение дерева и строение системы культуры очень похожи между собой. Представьте себе огромное дерево с его ветками и веточками, которые переплетаются между собой. Дерево культуры выглядит ещё сложнее, потому что все его ветки постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять как они растут. Нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т.е. необходимо брать в расчёт весь огромный культурный опыт человечества. Я предлагаю заполнить схему так, чтобы это дерево стало "Деревом культуры".
Учитель: С чего берёт своё начало любое дерево?
Ученик: Конечно, же, это корень. Но с каждым годом их у дерева становится всё больше и больше.
Учитель: А что является корнями любой культуры?
Ученик: Это обычаи, традиции, ценности, идеалы, менталитет народа ( Учитель к корням дерева прикрепляет эти понятия, учащиеся заполняют схемы на столах).
Учитель: Совершенно верно в основе культуры лежат эти важные понятия. От ствола "Дерева культуры” отходят две основные ветви, как вы думаете, что они символизируют?
Ученик: Эти расходящиеся в разные стороны ветви символизируют материальную и духовную культуру (Прикрепляют таблички к веткам, заполняется схема)
Учитель: Дайте характеристику этим видам культур.
Ответы учащихся:
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. К ней относят материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения. А также производственный опыт, умения, навыки, знания людей.
Духовная культура представляют совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Учитель: Всё верно. А теперь посмотрите на дерево, сколько от него отходит ветвей и все они имеют свое назначение. Как вы думаете, что означают большие ветви?
Ученик: Большие ветви символизируют национальные культуры.
Учитель: Действительно. Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками.
Дерево живой организм, в котором всё взаимосвязано. Культура тоже напоминает живой организм, в котором многие элементы между собой взаимосвязаны. Эти переплетения вам о чём- то напоминают?(слайд7)
Ученик: это диалог культур и интернационализация культур.
Учитель: Объясните, как это происходит?
Ученик: объясняют эти понятия.
Учитель: А что ребята мы не обозначили на дереве?
Ученик: Это листочки.
Учитель: предположите, что могут обозначать листочки на "Дереве культуры”?
Ученик: Возможно, они обозначают различные виды культур, существующие в рамках национальной культуры.
Учитель: Исходя из этого, попробуйте определить тему нашей пресс-конференции?
Предложения ученика: "Формы культуры".
Учитель (слайд 8):
Пресс-конференция - специально организованное мероприятие, встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.п.), с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Наш важнейший вопрос посвящен формам культуры. Задача журналистов узнать, какие формы и разновидности культуры существуют, чем они отличаются друг от друга нам помогут эксперты в области каждой из форм культуры: элитарной, массовой и народной .
Представление экспертов: автор классической музыки, продюсер популярной группы, историк народной музыки.
3. Постановка учебной задачи.
Учитель:
Ваша задача подготовить в группах вопросы для пресс-конференции, которые помогут вам понять основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная. Сравнивать эти виды культуры. Научиться определять, к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты – произведения (слайд). Вы должны набрать материал для заполнения таблицы "Формы культуры", которая уже загружена на ваших компьютерах.
Прежде, чем вы будите готовить вопросы к экспертам, предлагаю вам ознакомиться с результатами анкетирования старшеклассников "Мое свободное время" (анализ анкеты делают члены школьного пресс-центра) (слайды 9-11).
Анализ анкет вводит собравшихся в тему пресс-конференции, обозначает ключевые проблемы.
Ученик. Анализ анкет позволяет сделать вывод о том, что большая часть наших сверстников предпочитает проводить время слушая современную музыку, посещая кино, проводя время перед телевизором, когда просматривает популярные передачи, не любит читать классическую литературу, слушать классическую музыку, редко ходит на выставки.
4. Открытие нового знания учащимися будет осуществляться в ходе игры "Пресс-конференция". Учитель знакомит с правилами проведения пресс-конференции, предлагает журналистам задавать свои вопросы по очереди и по два от одного издательства (см. приложение). Вопросы журналистов адресуются экспертам разных форм культуры: массовой, элитарной, народной. Журналистам необходимо быть внимательными, чтобы получить максимум информации по интересующим вопросам. Вопросы от издательств не должны повторяться (слайд 12).
Возможные вопросы учащихся:
- Как вы думаете, по каким критериям культура делится на три формы?
- Кто создает культуру?
- Для кого создают культуру массовую, народную и элитарную?
- Каков уровень каждой из форм культуры: к чему она призывает, какие мысли в человеке она пробуждает?
- Всегда ли важен для произведений культуры коммерческий успех?
- Время появления?
- Значимость для современников?
- Значимость для будущих поколений?
5. Первичное закрепление.
Учитель:
Пресс-конференция завершилась. Предлагаю вам оформить ваши схемы "Дерева культуры", нанесите на схему листочки - формы культуры.(слайд 13)
6. Самостоятельная работа с проверкой.
Учитель (слайды 14-16):
Ваше задание просмотреть клип и подготовить ответы на мои вопросы.
Звучит фрагмент выступления “Бурановских бабушек” на Евровидении.
Учитель: Назовите, какие формы культуры вы увидели и услышали в этом клипе?
Ученик: В этом фрагменте я увидел переплетение двух культур народной и массовой.
Учитель: По каким признакам вы поняли, что здесь именно эти две культуры?
Ученик: ученики дают своё объяснение.
Учитель: На основании увиденного ролика, какой вывод можете сделать вы?
Ученик: В современной культуре мы можем наблюдать тесную взаимосвязь между отдельными формами культур.
7. Включение нового знания в систему. Работа в группах журналистов: 4 группы по 5 человек: издание "Ять", "Угол зрения", "Коломенская правда", "Вопрос. Ответ" (заполнение таблицы на ноутбуке ). Пока идет обсуждение в группе эксперты могут помогать журналистам, проверяя, все ли колонки таблицы учащиеся по их форме культуры верно заполнили (слайд 17).
Проверка заполненных граф таблицы осуществляется по очереди всеми издательствами с одновременной демонстрацией на экране учителем заполненной таблицы, представленной первой группой, выполнившей работу (слайд 18).
Наиболее активное издательство получает право подготовить статью в школьную газету "21 школа в XXI веке" по теме: "Современная молодежная культура".
Линия сравнения | Элитарная культура | Народная культура | Массовая культура |
Кем создается? | |||
Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры? |
|||
Круг потребителей (аудитория)? | |||
Ориентация на коммерческий успех? | |||
Время появления? | |||
Примеры и продукты жанров? | |||
Перспективы развития? |
8. Рефлексия. Составление от группы синквейна (см. приложение) на ноутбуке (слайд 19).
9. Домашнее задание: параграф № 19. Индивидуальное задание написание статьи в школьную газету "Современная молодежная культура" (слайд 20).