Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:
- Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
- Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
- Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
- Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность
В своей практике я использую разработанные мной различные игры и методические пособия, которыми хотелось бы поделиться с воспитателями и учителями – логопедами дошкольных учреждений.
Игры с предлогами
I. Игры с кубиками
Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.
Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.
Фото 1
Вариант кубиков:
- Предлоги: В, НА (Приложение 1)
- Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2)
- Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3)
- Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4)
- Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5)
- Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6)
- Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7)
Ход игры:
Дети произносят считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!
Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.
Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….
Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….
Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:
– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;
– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;
– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.
II. Игра “Чудесные часики
”Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8)
Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.
Фото 2
Вариант I.
Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.
Вариант II.
Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.
III. Игра “Четыре картинки
”Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)
Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9).
Фото 3
1. “Парные картинки”.
В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.
2. “Лото”
Вариант I.
Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.
Вариант II
Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.
Вариант III
Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.