Урок русского языка по теме "Буквы З, С на конце приставок". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (162 кБ)


Цели:

  • Образовательные:
    • формировать умение определять правильное написание приставок на З, С;
    • формировать умение использовать слова с изученной орфограммой в устной и письменной речи;
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;
  • Воспитательные:
    • создать мотивацию к изучению русского языка, прививать любовь к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, презентация в программе «PowerPoint».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

–  Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Вы пришли за знаниями, я готова помочь вам. Сегодня вам пригодится многое из того, что вы уже изучили. Будьте внимательны.

II. Повторение изученного материала. Создание проблемной ситуации

–  Ребята, сегодня вашему классу  пришло письмо из страны Морфемика с просьбой о помощи. Прочитайте его и подумайте, как мы сможем помочь жителям этой страны.

Дорогие ребята! Пожалуйста, откликнитесь. Помочь нам можете только вы. В нашей стране случился дворцовый переворот: все смешалось, части слова перепутались, жители Морфемики позабыли, кто есть кто. В соседней стране Фонетика произошла междоусобица: звонкие согласные звуки восстали против глухих. Не будет мира и согласия у нас, пока не восстановим Единый Закон – не вспомним Правила русского языка. Приезжайте к нам, помогите разобраться. Мы очень надеемсяна то, что ваши знания помогут нам решить проблему. С уважением жители страны Морфемика.

Учитель: Ребята, вы уже знакомы с Морфемикой. Пришла пора нам отправиться в увлекательное путешествие на помощь нашим друзьям. От вас зависит многое. Готовы ли вы к трудностям? Знания даются нелегко.  Хватит ли вам столь необходимого сейчас багажа знаний по данной теме?
Для того чтобы попасть в страну Морфемика, нужно разгадать загадки. Так мы сможем помочь вспомнить жителям, где и какая морфема в слове.

1. Он родственник другим словам,
В нем смысл общий заключен.
Он служит верой-правдой нам. (Корень)

2. Я укажу на род, число,
Лишь форму поменяет слово.
Значение же все одно.  (Окончание)

3. Под крышей дома моего
Уютно и тепло
Слова я новые создам.
Во всем помочь готов вам.  (Суффикс)

4. Вперед стремится эта часть,
Значение новое словам придать.
Старайся с предлогами ее не путать.  (Приставка).

–  Итак, мы вспомнили морфемы. Жители страны очень благодарны вам, ребята. В пути нас ждет новое, неизведанное. Что же случилось в стране Фонетика?

III. Изучение нового материала

1) Редактирование текста. «Исправь ошибку»

Ученик написал небольшое сочинение по картине и получил «2». Разумеется, он расстроен. Попробуем разобраться, что он сделал неправильно. Предлагаю вам побыть учителями. Исправьте ошибки. Отрывок из сочинения на экране.
Передо мной разстилается пейзаж. Нежные лучи солнца приласкали все живое. Бутоны цветов тянутся к свету, готовы разпуститься. Художник зделал все возможное, чтобы донести до нас безконечную красоту природы.

Учитель: Видите ли вы ошибки? В какой морфеме они допущены? Две согласные не могут поделить между собой право на место в словах. Как разрешить их спор, вы узнаете на этом уроке.

2) Формулировка темы и целей урока

Ваши старые знакомые З и С – сестры, пары по глухости-звонкости. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запись в тетради темы урока «Буквы з и с на конце приставок».
Багаж ваших знаний достаточен для путешествия, но мы не можем продолжать путь бездумно, во всем должна быть цель. К какому результату мы стремимся, ребята?
Что же у вас получилось? Сегодня на уроке вы стремитесь научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, употреблять их в устной и письменной речи, графически обозначать условия выбора написания приставки.

3) «Сравнение». Сравните слова в двух столбиках:

Бесшумный                             Беззвучный
Беспредельный                       Безрадостный
Расщедриться                         Размышлять
Расчертить                              Разбросать
Исходить                                 Избежать

Выделите приставку в каждом из них, подчеркните графически орфограмму. А теперь подумайте, как правильно выбрать, З или С нужно писать на конце приставок, от чего может зависеть ваш выбор.
В стране Фонетика междоусобица, и только вам под силу разрешить ее. Как Морфемика может быть связана с Фонетикой? В русском языке все взаимосвязано. Вот почему так необходимо хорошо знать все правила. Здесь вам пригодятся знания о глухости и звонкости согласных звуков.

Определяем, перед каким согласным приставка :

[перед глухим]  –  пишу С-
[перед звонким]  –  пишу З-

Получается, что согласные на конце этих приставок прислушиваются к согласным, стоящим за ними. Звучит глухо – пишем глухую С, звонко – звонкую З.

Без-( бес-)                           Низ-(нис-)
Раз-(рас-)                            Роз-(рос-)
Ч(е)рез-(черес-)                 Вз-(вс-)
Воз-(вос-)                           Из-(ис-)
Ис- (из-)
Чрез-                                       С-

4) «Замена». Замените приставки в словосочетаниях приставками на изученную орфограмму.

Учитель выдал тетради (раздал). Учение открыл дверь настежь( распахнул), розы зацвели( расцвели), соль просыпалась( рассыпалась). Мы разложили книги по полкам (расставили). Неспокойный ребенок (беспокойный).

5) «Антонимы». К  этим словам подберите антонимы:

Шумный – бесшумный, сузить – расширить, аппетитный – безвкусный, целеустремленный – бесцельный, умолчать – рассказывать, храбриться – струсить.

6) ЗАПОМНИТЕ, что приставки  З- нет в русском языке.  Есть только приставка С-.

Запишите слова, вставляя приставку с-.:  …делать, …бежать, …жечь, …беречь.

IV. Закрепление изученного

Распределите слова на три группы:

1) с приставкой с-;
2) с приставкой з-;
3) без приставки (входит в корень).

Ра..дать, ..дать, ..бегать, и..бежать, ..десь, …делать, ..бить, ра..бить, ни…кий, ..говориться, ра..толкать, бе..крайний, бе...шумный, ра..считать, бе...сильный, ра...строить.

V. Рефлексия

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? Почему произошла путаница в стране Фонетика? Вы помогли решить проблему благодаря своим знаниям. Молодцы. Составьте правило в виде алгоритма и запишите его в наши словарики по русскому языку.

З или С на конце приставки?
Какой согласный стоит после приставки?
если звонкий             если глухой
пиши З                пиши С

VI. Объяснение домашнего задания. Конструирование. Создание текста.

Превратите словосочетания в прилагательные, запишите их, выделяя приставки и обозначая орфограмму. Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.

Человек без чувств –                      Настроение без забот –  
Погода без ветра –                          День без радости –
Ночь без звезд –                              Зима без конца –
Ночь без сна –                                 Человек без жалости –
Рыцарь без страха –                        Малыш без защиты –