Цель: учить чёткому произнесению звуков “с - з”; выделять звуки “с - з” из ряда согласных, слогов, слов; развивать фонематический слух; учить дифференцировать звуки “с – з” в слогах, словах; развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук.
Оборудование: книга загадок, кукла Бабушка – Загадушка, предметные картинки, красиво нарисованные лиса, заяц, картина, фланелеграф, избушка, новогодняя ёлочка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики.
Рис. 1
– Ребята, к нам сегодня в гости пришла Бабушка – Загадушка и принесла свою волшебную книгу загадок. Бабушка-Загадушка пришла, чтобы загадать загадки и вспомнить уже знакомые нам звуки. Чтобы волшебная книга открылась, и мы могли узнать первую загадку, нужно произнести заклинание:
СА – СА – ЗА (спокойно).
II. Основная часть.
1. Открывается книга. А в ней загадка про лису:
Рис. 2
“Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт”. (Лиса.)
Дети отвечают, что это лиса. Выставляется большая картинка лисы, с красивой сумкой.
Рис. 3
– Ребята, к нам пришла лиса. Смотрите, какая у неё красивая сумка. А что там, в сумочке у неё виднеется? Картинки. (Картинки раскладываются на столе: кастрюля, сахарница, сковорода, стакан, самовар).
– Дети, посмотрите на картинки, назовите предметы здесь изображенные. Как вы думаете, какой звук принесла нам лиса? Правильно, звук “С”. Давайте вспомним, какой звук “С”. Согласный. Выставляется картинка насос: с-с-с.
“Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе,
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, – произнеси!”
– В каком замке живёт звук “С”? Правильно в Синем замке.
а) А теперь давайте определим, где находится звук “с” в названии этих предметов? Дети подходят все вместе к столу, выбирают каждый себе картинку и рассказывают о местоположении звука в этом слове. Картинки по мере ответов выставляются на фланелеграф. Дети отвечают полными ответами.
– Ребята, чем похожи все эти слова? Везде есть звук “С”. А ещё? Это посуда.
б) Игра “Третий лишний”.
– Лисичка хочет поиграть с вами в игру. Остаются три картинки (сковорода, кастрюля, стакан). - Посмотрите, какая картинка лишняя? (Cтакан.) Правильно, стакан. Почему? Потому что стакан – стеклянный, а остальные предметы – железные. Картинка возвращается на место. – А если будем смотреть по расположению звука “с” в словах? Какая картинка лишняя? (Кастрюля.) Правильно. А почему? В слове сковорода, звук “с” в начале слова. В слове стакан, звук “с” в начале слова, а в слове кастрюля, звук “с” в середине слова.
Давайте отпустим лисичку отдохнуть в избушку.
Рис. 4
2. Ребята, Бабушка-Загадушка хочет загадать нам другую загадку и открыть следующую страницу волшебной книги.
Рис. 5
Но для этого надо произнести заклинание:
СА – СА – ЗА (с удивлением).
Переворачивается страница и читается загадка про зайца:
“Что это за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
уши больше головы?” (Заяц.)
– Правильно, это заяц.
Рис. 6
Зайка тоже принёс нам что-то. Тоже картинки. Давайте посмотрим, какие. Выставляются картинки, дети проговаривают названия. (Берёза, зубы, знак, зонт, газета.) Какой звук встречается чаще других в этих словах? Правильно, звук “З”. Вспомните, звук “З” какой? Согласный. Выставляется картинка комарик: з-з-з.
Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко ззз произнесём.
Где язычок находится при произнесении звука “з”? Его можно пропеть? Нет. Почему? Мешают зубки. Правильно. Как мы называем такие звуки? Согласные. Где они живут? Правильно, в Синем замке.
а) Раскладываются на столе картинки. Дети подходят, берут картинки и рассказывают о местоположении звука “з” в слове. (В начале слова, в середине или в конце слова находится звук “з”.) Рассказав о картинке, дети выставляют её на фланелеграф.
б) Игра “День – ночь”. – Давайте поиграем в игру. Ночь – глаза закрываются, убирается картинка. День – глаза открываются, и ребята определяют, какой картинки не стало. Дети отвечают по одному, затем проговаривают хором, выделяя голосом звук “з” в слове.
в) Зайчик предлагает поиграть в игру “Топни – хлопни” (сидя). Хлопнуть в ладоши, когда услышите звук “С”. Топнуть ножкой, когда услышите звук “З”.
Звуки: л, с, к, з, н, м, з, ш, с, ч, с, щ, с и т.д. Аналогично проводится игра со слогами.
Слоги: ла, са, ма, на, за, ша, са, ча, ща, зо и т.д.
г) Давайте, ребята, поиграем в игру “Наоборот” (с мячом). Я буду бросать вам мяч, произнося при этом слог со звуком “с”. Вы возвращаете мне мяч, проговаривая и изменяя звук “с” в этом слоге, на звук “з”.
СА – ЗА; СО – ЗО; СУ – ЗУ; СИ – ЗИ и т.д.
– Теперь мы усложним игру. Я буду говорить вам слова и бросать мяч, а вы, изменяя звук “З” на звук “С” в слове, возвращать мяч.
Лиза – лиса; Роза – роса; Сахар – Захар и т.д.
Зайка устал, он хочет пойти в избушку отдохнуть.
3. Физкультминутка.
“Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-поскок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки”.
4. Зайка с лисичкой отдохнули, так же, как и мы с вами, и попросили нас правильно разместить картинки на волшебной ёлке.
Рис. 7
Если мы справимся с этим заданием, то откроется ещё одна страничка волшебной книги, и мы узнаем последнее задание Бабушки-Загадушки. Выставляется ёлочка, выкладываются картинки. Развесьте картинки, в названии которых встречается звук “С” – с левой стороны ёлочки. А картинки, в названии которых, встречается звук “З” – с правой стороны ёлочки. Ребята работают все вместе, затем проверяем, анализируя каждую картинку. – Молодцы, отлично справились с заданием.
5. Посмотрите, какую красивую картину принесли наши гости. Выставляется картина.
Рис. 8
Здесь вы тоже найдёте много слов со звуками “С” и “З”. Дети находят названия (куст, солнце, забор, лес, листья, гнездо, берёза, заяц, роза, избушка).
– Молодцы! Много слов нашли. Слова, которые вы нашли, все поссорились и перепутались. Давайте поможем им помириться? Составьте правильно предложение:
– Зайка, кустом, спрятался, за. – Зайка спрятался за кустом.
– Стоит, роза, окне, на. – Роза стоит на окне. И т.д.
III. Итог занятия.
– Ребята, нашим гостям очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями. Чем мы занимались сегодня? С кем повстречались? Дети отвечают. Лисичка с зайчиком и Бабушка-Загадушка приготовили вам сюрприз, за хорошие знания. Из сумочки достаются игрушки и раздаются детям. Но, к сожалению, пора расставаться. Лисичке с Зайчиком пора в свои сказки возвращаться. А Бабушка-Загадушка уходит отдыхать и готовить для вас новые загадки. До свидания! Спасибо!