Открытый урок по интегрированному краеведческому курсу "Я здоровье берегу"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: донести до детей понимание ценности здоровья.

Задачи:

  • сформировать представление и здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • познакомить детей с правилами, помогающими сохранить здоровье;
  • воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Ноутбук, медиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

2 Слайд.

Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.

– Итак, урок краеведческого курса.

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

– Ребята, послушайте притчу. 3 Слайд.

 Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:

– Кто Вы?

– Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.

– Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из Вас впустить.

Больная мать сказала:

– Давайте впустим Здоровье.

Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой, странники исчезли.

– Как вы думаете, кто из странников постучался в нашу дверь? (Здоровье.) 4 Слайд.

– Да, действительно здоровье.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомимся с правилами, которые помогут вам сберечь свое здоровье. Познакомимся с секретами здоровья.

Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

III. Беседа.

– Всё в природе борется за жизнь. 5 Слайд. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие зелёные листочки, красивые ароматные цветки. Так же и человек – частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным и здоровым. Жизнь – это богатство, данное каждому человеку. И очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

Счастливую полноценную жизнь можно представить в виде Дерева Жизни. 6 Слайд. Каждый листик будет свеж и зелен, если поддерживать крону: «Я могу», «Я хочу», «Я должен».

Эти ветви поддерживает ствол: «Здоровый образ жизни» – питаемый корнями. Все высказывания на корешках нашего дерева – это компоненты нашего здоровья:

  • Закаливание.
  • Зарядка.
  • Режим дня.
  • Здоровая пища.
  • Личная гигиена.

– Как вы понимаете выражение ЗОЖ. (Соблюдать режим дня, правильно питаться, закаляться, отдыхать, заниматься спортом…)

– В каком возрасте закладывается фундамент здоровья? (В раннем детстве.)

1. Раздел – «Береги здоровье смолоду!» 7 Слайд.

– Ребята, согласитесь, очень приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым. Очень много пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. 8 Слайд.

  • «Здоровье – дороже золота».
  • «Здоровье ни за какие деньги не купишь».
  • «От простой воды и мыла у микробов тают силы».

– Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?

– Давайте вместе подумаем, что же помогает человеку быть здоровым?

  • Один из преданных друзей здоровья – это закаливание.

9 Слайд.

– Какие закаливающие процедуры могут быть? (Умываться прохладной водой, чтобы прогнать сон. Обтираться махровым полотенцем или махровой рукавичкой, чтобы чувствовать себя бодрым и веселым.)

Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь,
Скажет мне: «Здоровым будь!»

– Ребята, может быть, кто-то из вас по утрам принимает душ? Поднимите руку. Есть замечательное стихотворение, которое так и называется «Под душем». 10 Слайд.

Утром я едва проснусь –
Сразу в душе обольюсь.
На веселый летний дождь
Душ немножечко похож.

Он поет, журчит, звенит –
Веселит он и бодрит.
И ленивый сладкий сон
Струйками прогонит он.

– Очень полезен контрастный душ – чередование прохладной и теплой воды. И умывание, и обтирание, и контрастный душ – прекрасное закаливание.

Бродит тропкой полевой,
Дарит нам букеты,
Воздух теплый и сухой…
Вы узнали лето? 11 Слайд.

– Конечно, дорогие ребята, вы любите чудесное солнечное лето. Лето красное словно создано для того, чтобы вы могли набраться сил, укрепить свое здоровье.

Солнце, воздух и вода – очень хороший способ закаливания.

Вода речная слаще меда,
Теплей парного молока.
Ребята плещутся у брода
И строят крепость из песка.

12-14 Слайды.

– Ребята, посмотрите, сколько радости приносит детям отдых у моря! Солнечные ванны прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа.

15 Слайд.

– Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, мягкой зеленой траве, шлепать по теплым летним лужам после дождя.

– В старину на Руси ребята весной и летом бегали босиком и только в холодную погоду надевали лапти. 16 Слайд. Лапти – это легкая обувь, сплетенная из верхнего тонкого слоя коры липы.

– Дорогие ребята! Давайте подведем итог нашего разговора о закаливании.

– Составьте рассказ о закаливании, используя текст, и, выбрав правильные ответы.

– Какими советами вы не воспользуетесь? 17 Слайд.

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» 18 Слайд.

19 Слайд.

2. Раздел – «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

– Отгадайте загадку.

– Её мы делаем по утрам, она бодрость дарит нам. (Зарядка.)

– Пожалуйста, поднимите руку те из вас, кто сегодня утром делал зарядку.

– Давайте подумаем, какую же пользу приносит утренняя зарядка? (Прогоняет сон, дарит нам хорошее настроение, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье.)

– А теперь послушайте сказку в стихах. 20 Слайд.

В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больно.
Он мало двигался и много очень ел.
И каждый день, и каждый час всё больше он толстел.
Одышки и мигрени измучили его.
Плохое настроение типично для него.
Он раздражен, капризен – не знает почему,
Здоровый образ жизни был незнаком ему.
Росли у него детки, придворный эскулап
Микстурами, таблетками закармливать их рад.
Больные были детки и слушали его.
И повторяли детство папы своего.
Волшебник Вамолог явился во дворец.
И потому счастливый у сказки был конец!
Волшебник Вамолог сказал: «Долой врача!
Вам просто не хватает прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться, в походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени в столовой проводить.
Вы подружитесь с Солнцем, со свежим Воздухом, Водой.
Отступят все болезни, промчатся стороной.
Несите людям Радость, Добро и сердца Свет.
И будете здоровы Вы много, много лет!»

– Кто такой Вамолог? Кто догадался? (Это специалист по сохранению и укреплению здоровья.) 21 Слайд.

– Мы послушали сказку «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». В этой сказке отражена реальная жизнь. В нашей стране из 10 человек только 2 – здоровые люди. Есть над чем задуматься.

– А сейчас выполним задание № 1 в рабочей тетради.

– В какой строчке указаны все слова, описывающие здорового человека? (В 3-й строчке.)

3. Раздел – «С режимом дня – мы друзья!» 22 Слайд.

Мы по часам гуляем и едим,
Мы каждый день соблюдаем… (Режим.)

– Наш организм можно сравнить с часами. Если часы не беречь, не заводить вовремя, то они остановятся. Так и наш организм привыкает к определенному режиму. Я знаю, что есть дети, которые думают, что соблюдать режим дня вовсе не нужно. Они поздно ложатся спать, засиживаются перед телевизором или компьютером, не вовремя завтракают, обедают, ужинают, нанося большой вред своему здоровью.

– Вот, что происходит с теми ребятами, которые не соблюдают режим дня. 23 Слайд.

Я режим не соблюдаю,
Очень нужен мне режим!
Целый день я в мяч гоняю,
То с друзьями, то один!

Ранним утром на зарядку
Я, конечно, не встаю.
Нет обеда? В сухомятку
Бутерброд я пожую.

Поздно спать люблю ложиться,
После всех телепрограмм,
И не может добудиться
Меня мама по утрам.

«Ты, сыночек, бледный, вялый,
И совсем больной на вид.
Ты с утра уже усталый,
Может, что-нибудь болит?»

А отец сказал с досадой:
«Вот твоя ошибка, сын!
Соблюдать, конечно, надо
В жизни правильный режим!»

– Ребята, у каждого должен быть составлен свой личный режим дня. Познакомимся с примерным режимом дня. 24 Слайд.

  1. Встань в 7 часов утра. Убери постель. Сделай зарядку. Умойся или прими душ. Почисти зубы. Позавтракай.
  2. Дорога в школу – это прогулка. Далее – часы, которые ты проведешь в школе.
  3. Вернувшись из школы, вымой руки и пообедай.
  4. Отдохни. Поиграй с друзьями во дворе.
  5. Приготовь уроки.
  6. Поужинай. Помоги по хозяйству маме. Поиграй в тихие игры. Посмотри телевизор.
  7. Постели постель. Пожелай родным «Спокойной ночи» и ложись спать.

«Режим дня»
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.

И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть!

– Режим дня позволяет хорошо учиться и укрепить свое здоровье.

Физкультминутка «Руки подняли и покачали». 25 Слайд. 

4. Раздел – «Пища разная нужна и для каждого важна!» 26 Слайд.

– Мы поговорим о питании.

– Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».

– Что значит разнообразие? (Употребление в пищу не одних и тех же, а различных продуктов.) 27 Слайд.

  • Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать – гречка, геркулес, масло, изюм, мёд.
  • Другие продукты помогают сделать наш организм более сильным – мясо, рыба, яйца, творог, орехи.
  • А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов, которые помогают организму расти и развиваться – капуста, морковь, помидоры, яблоки, груши, малина, клубника, черника.

– Проведем игру «Что укрепляет здоровье, а что – разрушает?» 28 Слайд.

 

Предложенные продукты разделите на две группы: полезные и неполезные. Если продукт полезный, хором отвечаем «Да!», если неполезный – «Нет!».

Рыба, кефир, «Пепси», «Фанта», подсолнечное масло, торт, «Сникерс», морковь, чипсы, сухарики «3 Корочки», геркулес, молоко, шоколадные конфеты, яблоки, ягоды.

Рыба

Кефир

Подсолнечное масло

Морковь

Геркулес

Яблоки

Ягоды

 

«Пепси»

«Фанта»

Торт

«Сникерс»

Чипсы

Сухарики «3 Корочки»

Шоколадные конфеты

– Пословица гласит: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть!» 29 Слайд.

– А теперь мы приготовим обед из трех блюд. Задание № 2 в рабочей тетради.

– Какие продукты у нас есть? 30 Слайд.

– Из каких продуктов вы приготовите борщ? 31 Слайд.

– Какое второе блюдо вы приготовите из этих продуктов? (Картофельное пюре и тушеные овощи.)

– Что приготовите из шиповника? (Чай, компот.)

– Полезным ли будет наш обед? Безусловно, да!

– Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться: есть овощи, фрукты, ягоды, где много витаминов. 32 Слайд. 

Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока.
Ежедневно непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу,
Ежедневно непременно
Нужно есть всё, что полезно!

5. Раздел – «Правила личной гигиены». 33 Слайд.

– Ребята, как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? (Да!)

– Недаром говорится: «Чистота – залог здоровья!».

– Давайте вспомним все правила гигиены, которым нужно следовать, чтобы быть здоровым.

  1. Содержать руки в чистоте.
  2. Правильно ухаживать за зубами.
  3. Ухаживать за ногтями и волосами. 34 Слайд.
  4. Мыться горячей водой с мылом и мочалкой.
  5. Содержать в чистоте одежду и обувь.

Игра «Полезные и вредные советы». 35 Слайд. 

IV. Закрепление.

– Ребята! А теперь внимание! Ответим на вопросы из правил Здорового Образа Жизни. 36 Слайд.

  • Сколько раз в день нужно есть? (4 раза)
  • Когда нужно есть больше, во время завтрака, обеда или ужина?
  • Как называют человека, который любит плавать зимой в открытом водоеме? (Морж.)
  • Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он часто обижает людей и животных? (Нет.)
  • Мешают ли плохие мысли здоровью человека? (Да.)

V. Итог урока.

– Ребята, подведем итог урока. Скажите, кто же главный в ответе за ваше здоровье? (Только сам человек может позаботиться о своем здоровье.)

37 Слайд. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». И. Брехман. – И в заключение нашего урока проведем игру «Это я, это я, это все мои друзья!». 38 Слайд.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Ну, а кто начнет обед
С жвачки импортной, конфет?

Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно, дважды в сутки?

Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

Кто, согласно распорядку,
Выполняет физзарядку?

Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?

VI. Домашнее задание.

39 Слайд.

Нарисовать рисунок на тему: «Со здоровьем я дружу и здоровьем дорожу!».

VII. Рефлексия.

40 Слайд. 

Если б мы не потрудились,
То ничему б не научились!
Сегодня очень вы старались! Молодцы!
И вот – заданий не осталось!

– Ребята, перед вами Дерево Жизни. Если вам на уроке было…

  • Интересно и вы узнали много нового – повесьте на дерево красное яблоко.
  • Интересно, но трудно – жёлтое.
  • Скучно и неинтересно – зелёное. 41 Слайд.

Спасибо за внимание!

Наш урок окончен!