Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Задачи семинара:
- Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
План проведения:
1 часть. Теоретическая.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
- Формирование здорового образа жизни через ознакомление дошкольников с олимпийским движением – проект “Малые Олимпийские игры” инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Коллективная творческая деятельность – разработка направлений, этапов реализации, основных мероприятий проекта.
- Решение кроссворда на тему ЗОЖ.
- Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.
- Составление памятки для родителей.
- Домашнее задание.
- Представление презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме формирования здорового образа жизни.
1 часть. Теоретическая (презентация)
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждении? – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровыи? образ жизни с раннего детства.
Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и будет посвящен наш сегодняшний семинар.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:
- Не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т.д.;
- Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся где большего эпизодически и бессистемно;
- При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;
- Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
- Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
- В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
- развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
- формировать у дошкольников элементарные
представления:
о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);
о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.); - поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
- привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни через ознакомление дошкольников с олимпийским движением – проект “Малые Олимпийские игры” инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Коллективная творческая деятельность – разработка направлений, этапов реализации, основных мероприятий проекта.
2. Решение кроссворда “Здоровье”.
- Один из природных закаливающих факторов (вода).
- Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
- Бегун на короткие дистанции (спринтер).
- Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
- Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
- Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
- Вид спорта (альпинизм).
- Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
- Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
- Спортивный инвентарь (коньки).
- Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
- Вид активного отдыха (туризм).
- Витаминный напиток (морс).
- Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
3. Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
4
. Разработка памятки для родителей “Здоровье ребёнка – “программа минимум”Памятка для родителей “Здоровье ребёнка”
(“программа минимум” в обучении детей здоровому образу жизни)
- полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
- мыть овощи и фрукты проточной водой;
- мыть руки после еды, после посещения туалета;
- ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
- ежедневно совершать пешие прогулки;
- уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
- избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
- заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе и др./;
- следить за своей осанкой;
- знать как правильно вести себя в общественных местах; /закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения/;
- уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
- уметь контактировать с другими людьми.
5. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ.
Коллективная деятельность – заполнение таблицы
Примерный вариант заполнения таблицы:
Формы | Традиционные | Нетрадиционные |
Наглядно-информационные | информационные стенды | видеоролики |
папки-передвижки | информация на сайте | |
тематические выставки | газета (журнал) | |
личный блокнот | ||
презентации | ||
аналитические | анкетирование | “шкатулка вопросов” |
посещение семьи | тестирование | |
образовательные | беседы | круглый стол |
практикумы, семинары | семейная гостиная | |
родительские собрания | родительская конференция | |
консультации | групповая дискуссия | |
физкультурные досуги | Занятия в родительских клубах | |
Акция | ||
Вечера вопросов и ответов | ||
Совместные выходы на природу | ||
Совместные физкультурные занятия с детьми | ||
Творческие конкурсы |
6. Домашнее задание:
Провести опрос детей своей возрастной группы (средняя, старшая, подготовительная группа).
Беседа с детьми по теме “Здоровье”:
“Какого человека можно называть здоровым человеком?”.
“Что нужно делать, чтобы быть здоровым?”
“Ты здоровый человек?”.
Анализ результатов опроса детей подводится на педсовете.
7. Представление презентаций и видеоматериалов по формированию здорового образа жизни.
Цель – активизация использования ИКТ в работе с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Презентации: “Моё тело”, “Здоровье человека”, “Секреты здоровья”, “Советы Айболита”, “Здоровый образ жизни”, “Для чего нужен сон”, “Полезные продукты”, “Безопасность дома”.
(Тематическая подборка презентаций с использованием ресурсов сети Интернет).
Литература:
- Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий 2007 г.
- Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М., Мозаика – Синтез, 2010.