Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право, знающий государственную символику. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией. Мероприятие «Государственная символика России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным (7-12 лет) и психологическим возможностям учащихся, так как дети находятся перед выбором, самоопределением в жизни, осознанием своей жизненной позиции, кроме того они должны почитать достижения своей страны, знать их и гордиться ими.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить отношение к гражданственности в стихах, песне, музыке.
Цели:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Космонавтики, с людьми, которые стояли у истоков ее основания.
- Дать основные понятия о космосе и космических машинах.
- Показать, что патриотическая позиция гражданина страны – это общечеловеческая государственная ценность.
- Воспитывать у учащихся уважительного отношения к истории своего государства. Формирование духовно-нравственных качеств личности.
- Воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства.
- Воспитание нравственно-здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота.
Оборудование:
- Магнитофон
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Портреты известных космонавтов
- Художественная литература по теме «Космос. Космонавты»
- Призы учащимся мл. классов за правильные ответы (ракеты)
Музыка:
- «Гимн России»
- «Трава у дома»
Эпиграф:
Если у тебя родилась любовь к школе, где ты учишься, к улице, на которой ты живешь, к городу, где ты вырос, я рад за тебя – родился настоящий гражданин своего Отечества
Д.С. Лихачев
Ход мероприятия
Чтец 1.
В ряду десятилетья каждый год
Мы метили космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
Ведущий 1: Добрый день! Мы рады приветствовать всех, кто сегодня присутствует здесь, кто действительно гордится своей страной и её победами в космическом пространстве. 2011 год объявлен годом космонавтики в России и торжественное мероприятие, посвященное открытию Года Российской космонавтики, считается открытой. (Звучит Гимн России.)
Ведущий 2: Мы живём в удивительное время, когда дерзкие, многовековые мечты человечества о полётах в космические просторы становятся былью, когда знамя первооткрывателей, пионеров космоса, гордо несёт наша страна, год от года удивляя весь мир своими новыми, беспримерными научно техническими победами и достижениями.
Чтец 2:
Рассвет. Еще не знали ничего
Обычные «Последние известия»...
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его...
Чтец 3:
Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги за тем и нужны,
Чтоб лучше жилось на земле
Чтец 4:
Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Ведущий 1: Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Ведущий 2: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX, прошлого, века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда сможете ответить на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.
Чтец 5:
Когда мы вырастим, то в Космос полетим.
Ну а пока мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос.
Очень важно
Не забывать имен их –
Всех космонавтов и ученых,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
Чтец 5:
В Калуге под Москвой
Учитель жил один простой,
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Повел огромную работу
И начал создавать теорию
Космических полетов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны.
Ведущий 1: Теоретическое обоснование возможности полётов в космическом пространстве впервые было дано русским учёным Константином Эдуардовичем Циолковским в конце XIX в.
Чтец (11 кл.) Циолковский Константин Эдуардович родился 5(17) сентября 1857 в с. Ижевское, ныне Рязанской области в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно, изучал разные науки. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико- математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 был назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского.
В своём труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) и дальнейших работах Циолковский показал реальность технического осуществления космических полётов и дал принципиальное решение ряда основных проблем космоса.
Помимо трудов Циолковского, вопросам космоса были посвящены работы многих ученых.
Ведущий 2: Итак, ребята, давайте повторим фамилию русского ученого, который стал основоположником космонавтики - это Циолковский.
Человека всегда интересовал космос, вселенная и звезды. Интересно, что же там, далеко- далеко в небе?
Сначала человек изобрел самолет, а потом - космическую ракету, чтобы полететь в космос, исследовать космическое пространство для нужд человечества.
Чтец (11 кл.) Основоположником практической космонавтики является Сергей Павлович Королев. Королёв Сергей Павлович родился 30.12.1906 в г. Житомире. Окончил в Одессе профессиональную строительную школу, работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил Московское высшее техническое училище и одновременно Московскую школу лётчиков. Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда. Разработал ряд конструкций успешно летавших планёров. После знакомства с Циолковским и его работами Королёв увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. Дальнейшая деятельность Королёва как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем.
В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике.
Ведущий 1: К 1957 году под руководством Королёва был создан ракетно-космический комплекс, позволивший в СССР 4 октября 1957 запустить первый искусственный спутник Земли. Данное событие по праву считается началом космической эры.
До полета человека в космос, запустили искусственные спутники, запускали космические аппараты с собаками.
Чтец (11 кл.) После успешного полета в космос собаки Лайки перед конструкторами встала следующая важная задача: осуществление полета в космос человека и возможность его возвращения на Землю. Многочисленные эксперименты, проводимые специалистами, сделали реальной и эту мечту. В августе 1960 г. стартовал второй корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Они стали первыми живыми существами, которые в течение суток находились в космическом полете и благополучно вернулись на Землю. После полётов в космос собак, полёты людей стали реальностью. Постепенно совершенствуясь, создавался пилотируемый космический корабль «Восток». Он состоял из кабины пилота с рабочей аппаратурой, состыкованного с ним приборного отсека и спускаемого аппарата.
Чтец 6: Чтобы космонавтом стать, Здоровьем крепким надо обладать И образ жизни правильный вести, И подготовку должную пройти
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Ведущий 1: 12 апреля 1961 года над всей планетой прозвучал торжественный голос диктора радио Юрия Левитана. Сообщение было чрезвычайно важным. Ведь его голос звучал только в торжественных случаях или когда была беда. В 10 часов 02 минуты в эфире звучали слова: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Летчиком-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства.
Кто же он - первый человек, побывавший в космосе?
Чтец (11 кл.) Родился он в г. Гжатске Смоленской области, за месяц до полета ему исполнилось 27 лет. В 1941 году Гагарин поступил в школу, но учебу прервала война. В октябре 1941 года немцы захватили Гжатск. Оккупационный режим здесь был очень жесток. Все порядки пришлось испытать мальчику. Наверное, в те дни закладывались лучшие черты его характера, позволившие стать ему первопроходчиком космоса. В 1951 году он с отличием окончил ремесленное училище, в 1955 - с отличием индустриальный техникум, в 1957 - военное училище летчиков. В 1960 году начались занятия по программе подготовки космонавтов. И вот, наконец, этот день — 12 апреля.
Чтец 7:
Ах, этот день двенадцатый апреля
Как он пронесся по людским сердцам
Казалось, мир невольно стал добрее
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник в пестром пламени знамен
Когда безвестный сын земли Смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней.
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах этот день с, апрельской благодатью,
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью...
И дышит все свершившейся мечтой.
Ведущий 2: 3а свой подвиг Гагарин был удостоен званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР».
Гагарин вел большую общественную работу. Побывал во многих странах мира. Вся земля приветствовала Героя, шагнувшего первым в Неизвестность. Его подвиг воспет в стихах и песнях. Его именем названы улицы, площади многих городов мира, поставлены памятники космонавту. Есть маленькая планета, очень крохотная, которая носит его имя - имя Юрия Гагарина.
Ведущий 1: 16 июня 1963 года на корабле «Восток - 6» в космос полетела первая в мире женщина - Валентина Владимировна Терешкова.
Удостоена званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР» 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, находился за бортом корабля «Восход - 2» 12 минут 9 секунд. Полет человека в скафандре в открытом космосе над планетой Земля могли наблюдать миллионы телезрителей.
Ведущий 2: Во время выхода в открытый космос проявил личное мужество.разбухший космический скафандр мешал возвращению Леонова в космический корабль. Но космонавт справился с проблемой. Алексей Леонов удостоен званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР».
Чтец 8:
Но неудачи иногда бывали,
И космонавты погибали...
Так, храбрый Комаров сгорел при спуске.
В другой же раз от перегрузки,
Открылся клапан...
Космонавты Добровольский,
Пацаев, Волков погибли в шаре все геройски.
Ведущий 1: В настоящее время продолжается работа по исследованию (изучению) космоса. А теперь проведем физминутку.
ФИЗМИНУТКА Космические загадки (учащиеся 11 класса для учеников 1-го класса)
-
Смело в космос уплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (Звездолет) -
Крыльев нет,
Но этo птица
Полетит и прилунится. (Луноход) -
Чудо-птица - алый хвост
Прилетела в стаю звезд. (Комета) -
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетала в стаю звезд. (Ракета) -
Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. (Вертолет) -
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился ... (Парашют)
(раздаются звездочки и самолетики за правильные ответы)
Молодцы, ребята, немного отдохнули, а теперь мы посмотрим, были ли вы внимательны, мы предлагаем вам космическую викторину. (Учащиеся 10 класса) '
Вопрос: Назовите число и месяц, когда отмечается День космонавтики.
Ответ. Двенадцатое апреля.
Вопрос: Назовите имя и фамилию первого космонавта.
Ответ: Юрий Гагарин.
Вопрос: Назовите имя и фамилию первой женщины-космонавта.
Ответ: алентина Терешкова.
Вопрос: Назовите год первого космического полета с человеком на борту.
Ответ: 1961 год.
Вопрос: Назовите фамилию первого космонавта, который вышел в открытый космос.
Ответ: Алексей Леонов.
Вопрос: Сколько минут пробыл Юрий Гагарин в космосе? Ответ: 108 минут.
Вопрос: Назовите место, где находится взлетная площадка, с которой стартовали все космические корабли.
Ответ: Космодром «Байконур».
Вопрос: Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов?
Ответ: Звездный.
Из четырех вариантов, предложенных ведущим, надо найти правильный ответ на вопрос и показать карточку с нужным номером. '
Вопрос: Назовите имя и отчество первого космонавта.
а) Юрий Николаевич;
б) Алексей Юрьевич;
в) Николай Юрьевич;
г) Юрий Алексеевич.
Вопрос:Кто побывал в космосе первым?
а) Человек;
б) обезьяны;
в) крысы;
г) собаки.
Вопрос: Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?
а) Лайка;
б) Белка;
в) Стрелка;
г) Звездочка.
Вопрос: Назовите русского ученого, основоположника космонавтики.
Ответ: (К.Э. Циолковский)
Вопрос: Изобретатель первых советских космических кораблей.
Ответ: (Сергей Павлович Королев)
Неплохо вы усвоили материал.
Чтец 9:
Конечно каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро все переносил;
Отправится в космический полет
Вперед, ребята, космос нас зовет!
Чтец 10:
Нельзя сыскать событий краше,
Чем беспримерный новый взлет.
Очередное чудо наше
Весь мир, бесспорно потрясет.
В простор космической пустыни
Кой-кто спешит за нами вслед;
Но для меня сомнений нет,
Что и в грядущем, - как доныне, -
Заокеанская страна,
Что хочет выяснить сполна
Всю суть космической загадки.
Судьбой на то обречена,
Чтоб видеть в небе наши пятки.
Стихотворение «Спасибо, космонавты». Учащийся 1-го класса.
Мы вечером с папой
Играли вдвоем.
Я был космонавтом,
А он кораблем.
Готовясь к полету,
Скафандр я надел
И в космос на папе
Умчаться хотел.
Но только корабль мой
Повел себя странно -
Не мог одолеть
Притяженье дивана.
Ведущийи 2: Как хорошо, что мы с вами сегодня смогли преодолеть препятствие дивана и выйти в открытый космос, пусть пока только в наших знаниях! Но, кто знает - может быть, через некоторое время кто-нибудь из вас, став космонавтом, отправится покорять бескрайние просторы нашей Вселенной.
Чтец 11:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полету!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Звучит песня «Трава у дома».
(в это время коллективная работа по выполнению плаката на тему «С днем космонавтики».)