Цель: Расширение кругозора учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи:
Обучающие
- Создать условия для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы;
- Создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
Развивающие
- Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
Воспитательные
- Воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою игру и игру команды в целом,
- воспитывать чувство уважения к жюри, членам команды, соперникам, ведущему, болельщикам, зрителям
Форма организации – урок-игра.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры. На слайдах выбранные баллы меняют цвет на экране.
Участники: 3 команды одного класса.
План:
- Организационный момент – 1 мин.
- Правила игры – 3 мин.
- Представление жюри – 1 мин.
- 1-й тур – 15 мин.
- 2-й тур – 15 мин.
- Финальный раунд – 5 мин.
- Подсчет очков членами жюри – 5 мин.
- Награждение победителей – 5 мин.
Правила игры:
Суть игры заключается в том, что три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.
Игра состоит из трёх раундов — двух основных и финального. Каждый из основных раундов содержит 16 вопросов — 4 темы по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — в первом раунде она варьируется от 100 до 400 очков, во втором — от 200 до 500. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.
На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.
Начинается игра с того, что команда за центральным игровым столом выбирает один из 16 вопросов. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любая из команд может поднять флажок и дать ответ на него. Команды могут поднимать флажок только после последнего слога вопроса. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий.
В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, а команда получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять флажок и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение тридцати секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала и предыдущий.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы или пока не истечёт отведённое на него время (20 минут).
Ход игры
Первый тур
Категория: «Проценты»
1) (Вопрос на 100 баллов)
20% от числа 58?
2) (Вопрос на 200 баллов)
Горные лыжи стоят 16 000 рублей. Сколько будут стоить горные лыжи во время сезонной распродажи, когда на них объявлена скидка 20%?
3) (Вопрос на 300 баллов)
Билет в ботанический сад стоит 50 руб., а для групп предусмотрена скидка 10%. Сколько рублей сдачи будет получено с 2000 руб., заплаченных за проход группы из 30 человек?
4) (Вопрос на 400 баллов)
В двух автомобилях перевозилось одинаковое количество помидоров. При этом в первом автомобиле при транспортировке испортилось 20% перевозимых помидоров, что составило 96 штук. Во втором автомобиле испортилось 15% помидоров. Сколько помидоров испортилось во втором автомобиле?
Категория: «Графики»
1) (Вопрос на 100 баллов)
На рисунке жирными точками показана среднесуточная температура воздуха в Бресте каждый день с 6 по 19 июля 1981 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Для наглядности жирные точки соединены линией. Определите по рисунку, какая была температура 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.
.
2) (Вопрос на 200 баллов)
На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 24 января. Ответ дайте в градусах Цельсия.
3) (Вопрос на 300 баллов)
На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Томске с 8 по 24 января 2005 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней выпадало более 2 миллиметров осадков.
4) (Вопрос на 400 баллов)
На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Томске с 8 по 24 января 2005 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какое наибольшее количество осадков выпадало в период с 13 по 20 января. Ответ дайте в миллиметрах.
Категория: «Из истории»
1) (Вопрос на 100 баллов)
Кого или что Платон называл немым учителем? Ответ: книгу
2) (Вопрос на 200 баллов)
В истории Западного мира эта книга, после «Библии», вероятно, наибольшее число раз издана и более всего изучавшаяся. Как называется это сочинение? Кто его автор? Ответ: «Начала», Евклид
3) (Вопрос на 300 баллов)
Одно из изречений Пифагора таково: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать...». Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые? Ответ: Смотреть
4) (Вопрос на 400 баллов)
«Не гоняйся за счастьем, - советовал Пифагор, - ищи его ...»
Где, по мнению Пифагора, надо искать счастье? Ответ: «в себе самом»
Категория: «О разном»
1) (Вопрос на 100 баллов)
Исчезающая разновидность учеников? Ответ: отличник
2) (Вопрос на 200 баллов)
Документ ученика? Ответ: дневник
3) (Вопрос на 300 баллов)
Место встречи продавцов и покупателей? Ответ: рынок
4) (Вопрос на 400 баллов)
Принятая сейчас система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже 16 и 17 вв., ею уже пользовались такие известные астрономы, как Коперник и Брате.
А вот как Птолемей (2 в. н.э.) обозначал количество градусов, число минут, число секунд? Ответ: o, ', ''
Второй тур
Категория: «Изменение площади, объема»
1) (Вопрос на 200 баллов)
Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 2 раза? Ответ: В два раза
2) (Вопрос на 300 баллов)
Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 3 раза, а другую уменьшить в 3 раза? Ответ: площадь не изменится
3) (Вопрос на 400 баллов)
Как изменится площадь прямоугольного треугольника, если один катет увеличить в 4 раза, а другой уменьшить в 2 раза? Ответ: в 2 раза увеличится
4) (Вопрос на 500 баллов)
Как изменится объем куба, если ребро увеличить в 3 раза? Ответ: увеличится в 27 раз
Категория: «Площадь на клетчатой бумаге»
1) Площадь треугольника (Вопрос на 200 баллов)
Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
2) Площадь трапеции (Вопрос на 300 баллов)
Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
3) Площадь ромба (Вопрос на 400 баллов)
3.1 Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
3.2 Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
3.3 Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
4) Сумма площадей (Вопрос на 500 баллов)
Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
Категория: «Площади фигур»
1) (Вопрос на 300 баллов)
Выберите верные утверждения:
а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;
б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;
в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.
Ответ: б)
2) (Вопрос на 400 баллов)
Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения...
а) его сторон;
б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;
в) его диагоналей.
Ответ: в)
3) (Вопрос на 400 баллов)
По формуле S = a * ha можно вычислить площадь:
а) параллелограмма;
б) треугольника;
в) прямоугольника.
Ответ: а)
4) (Вопрос на 500 баллов)
Площадь трапеции ABCD с основаниями АВ и CD и высотой BH вычисляется по формуле:
а) S = AB : 2 * CD * BH;
б) S = (AB + BC) : 2 * BH;
в) S = (AB + CD) : 2 * BH.
Ответ: в)
Финал
Задача : Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 35 км/ч, через пункт С едет автобус со средней скоростью 30 км/ч. Третья дорога — без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 40 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние (в км) между пунктами по дорогам. Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой автомобиль добрался до D позже других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.
Подведение итогов
Награждение победителей.
Список литературы:
- И.В. Ященко, С.А. Шестанов. Подготовка к ЕГЭ по математике 2012.
- Н.Ф. Гаврилова поурочные разработки по геометрии.
- Интернет-ресурсы mathege.ru/ Открытый банк задач ЕГЭ.