Дидактическое пособие "Звукоград" в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Разделы: Работа с дошкольниками


Материал пособия подобран в соответствии с программой “Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи” Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и “Программой воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой.

В данное пособие включены игры: “Освободи жителей Звукограда”, “Кто в домике живёт?”, “Подарки для кота Мурзика и пса Тимошки”, которые можно с успехом использовать как в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, так и с детьми с речевой нормой, а также для занятий с ребёнком дома при подготовке к школе.

Комплектация дидактического пособия “Звукоград”:

– ковролин серый размером 49х80 см (1 шт.);
– замки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.), обозначающие гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
– “звуковички”, произносящие гласные звуки (12 шт.);

– фишки синего (6 шт.), зелёного (6 шт.), красного (6 шт.) цветов для звукового анализа;
– коробочки для фишек (4 шт.);
– картинки – схемы для звукового анализа и синтеза слов (40 шт.);

– картинки, названия которых начинаются на гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки (41 шт.);
– скрутики мохнатые цветные: дорожки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.);
– цветы (7 шт.) и корзинка (1 шт.) для слогового анализа;
– плоскостные изделия из фетра:

  • цветы (5 шт.);
  • божьи коровки (2 шт.);
  • бабочки (4 шт.);
  • листья клевера (2 шт.);
  • замок с ключом (3 пары);

– картина – мобиле в технике объёмной бумагопластики “Кот и пёс” размером 20х20 см (1 шт.).

Игра “Освободи жителей Звукограда”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков, мелкой моторики, ориентировки в пространстве (на ковролине).

Оборудование:

ковролин серый размером 49х80 см (1 шт.);
– замки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.), обозначающие гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
– плоскостные изделия из фетра:

  • цветы (5 шт.);
  • божьи коровки (2 шт.);
  • бабочки (4 шт.);
  • листья клевера (2 шт.);
  • замок с ключом (3 пары);

– скрутики мохнатые цветные: дорожки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.);
– картинки, названия которых начинаются на гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки (41 шт.).

Ход игры

В игре могут принимать участие одновременно трое детей, которым необходимо освободить жителей Звукограда, выполнив следующие задания:
– под замком красного цвета, обозначающего гласные звуки, нужно поместить картинки, названия которых начинаются с гласного звука.
– под замком синего цвета, обозначающего твёрдые согласные звуки, нужно поместить картинки, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука.
– под замком зелёного цвета, обозначающего мягкие согласные звуки, нужно поместить картинки, названия которых начинаются с мягкого согласного звука.

Выполнив эти задания, дети освободят жителей Звукограда, открыв с помощью ключей замки.

Игра “Кто в домике живёт?”

Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, начальных этапов чтения, мелкой моторики, ориентировки в пространстве (на ковролине).

Оборудование:

– ковролин серый размером 49х80 см (1 шт.);
– замки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.), обозначающие гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
– плоскостные изделия из фетра:

  • цветы (3 шт.);
  • божьи коровки (2 шт.);
  • бабочки (4 шт.);
  • дверные замки (3 шт.);

– цветы (7 шт.) и корзинка (1 шт.) для слогового анализа;
– картинки – схемы для звукового анализа и синтеза слов (40 шт.);
– фишки синего (6 шт.), зелёного (6 шт.), красного (6 шт.) цветов для звукового анализа;
– “звуковички”, произносящие гласные звуки (12 шт.);
– коробочки для фишек (4 шт.).

Ход игры

В игре может принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей одновременно, в зависимости от количества звуков в слове.

Примечание: сколько клеточек под картинкой, столько и звуков в слове.

Ребёнку необходимо с помощью фишек (синего, зелёного, красного цветов) выполнить звуковой анализ слова, то есть определить на слух, какой звук живёт в первой, во второй и т.д. клеточках (домиках) и обозначить его фишкой соответствующего цвета. Если звук гласный, то обозначаем его либо фишкой красного цвета, либо “звуковичком”, произносящим соответствующий гласный звук; если звук твёрдый согласный, то обозначаем его фишкой синего цвета; если звук мягкий согласный, то обозначаем его фишкой зелёного цвета.

После того, как ребёнок разобрал слово с помощью фишек или фишек и “звуковичков”, ему предлагается прочитать данное слово, ведя пальцем от звука к звуку, сливая их в слоги, не прерывая при этом дыхания; определить количество слогов в данном слове: отхлопав его, и поместив в корзину столько цветов, сколько слогов (хлопков).

В конце игры ребёнку нужно определить, где в составе слова находится заданный педагогом звук: в начале, в середине или в конце слова. Для этого необходимо взять божью коровку, и посадит её на соответствующий цветок. Если заданный звук находится в начале слова, то божью коровку садим на первый цветок; если в середине слова, то на второй цветок; если в конце слова, то на третий цветок.

Примечание: заданный звук может одновременно находиться и в начале слова и в конце слова (одну божью коровку посадим на первый цветок, а другую – на третий); и в середине слова и в конце слова и т.д.

Звуковой анализ слова “Рыба”, выполненный с помощью фишек.

Звуковой анализ слова “Ау”, выполненный с помощью “звуковичков”.

Игра “Подарки для кота Мурзика и пса Тимошки”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, мелкой моторики, ориентировки в пространстве (на ковролине).

Оборудование:

– ковролин серый размером 49х80 см (1 шт.);
– замки красного, синего, зелёного цветов (3 шт.), обозначающие гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
– дверные замки (3 шт.);
– бабочки (4 шт.);
– картина – мобиле в технике объемной бумагопластики “Кот и пёс” размером 20х20 см (1 шт.);
– картинки, названия которых начинаются на гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки (41 шт.).

Ход игры

В игре может принимать участие как один ребёнок, так и сразу двое детей.

Ребёнку необходимо подарить картинки-подарки коту Мурзику и псу Тимошке.

Первый вариант игры. (Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.)

В слове Мурзик первый звук [М] – это твёрдый согласный звук, поэтому коту Мурзику будем дарить картинки-подарки, названия которых начинаются с твёрдых согласных звуков.

В слове Тимошка первый звук ,] – это мягкий согласный звук, поэтому псу Тимошке будем дарить картинки-подарки, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.

Второй вариант игры. (Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.)

В слове Мурзик первый звук [М] – это звонкий согласный звук, поэтому коту Мурзику будем дарить картинки-подарки, названия которых начинаются со звонких согласных звуков.

В слове Тимошка первый звук ,] – это глухой согласный звук, поэтому псу Тимошке будем дарить картинки-подарки, названия которых начинаются с глухих согласных звуков.

Первый вариант игры. (Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.)

Второй вариант игры. (Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.)