Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока:
- Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту как знак деления.
- Развивающие: развитие математической речи, познавательной активности.
- Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету, чувства коллективизма.
Планируемый уровень обучения | |
Знания | Применение |
Умение отвечать на вопросы:
|
Умение записывать:
|
Используемые технологии:
– информационно-компьютерные,
– проблемное обучение,
– групповые технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, яблоки, пластмассовые ножи, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
– Приветствие.
– Готовность к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
– Анализ самостоятельной работы (оценки, характерные ошибки).
– Устная работа:
(Слайд 2)
1) Найдите значения х, при которых дробь будет правильной, а дробь – неправильной.
2) Выполните действия. Определите, будет ли результат правильной или неправильной дробью.
(Слайд 3)
3) Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки?
4) Как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?
3. Постановка проблемы (Слайд 4).
Учитель: скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни?
Предполагаемый ответ: да.
Учитель: кто помогал вам разрешить эту ситуацию?
Предполагаемый ответ: старшие.
Учитель: на основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.
Для решения задачи разобьемся на группы по 4 человека (4 человека – это 2 парты, как правило, учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты.) Выберите старшего. В коне урока он оценит работу каждого члена группы (по оценочному листу).
4. Выдвижение гипотезы.
Проблема: как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?
Ваша задача: предложить решение, как это можно сделать.
После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит по яблока.
5. Проверка гипотезы (практическая работа).
Ребята предлагаю вам проверить вашу гипотезу. У вас на столе находится тарелка с 3 яблоками и ножичек. Пусть один из вас, соблюдая технику безопасности, разделит три яблока между вами.
Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ: 3.)
Как это выразить дробью? (Ответ: . )
Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные части.)
(Слайд 5)
Учитель: 2:3 = . 2 – это делимое (числитель), 3 – делитель (знаменатель).
Как вы думаете, в чем заключается секрет дробной черты?
Ответы учащихся.
Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что черта дроби – это знак деления.
Пример.
Учитель: представим число 15 в виде дроби. Это можно сделать так
Учитель: запишем число 2 со знаменателем 3. Для этого надо найти такое число, при делении которого на 3 получилось бы 2. Таким числом является 3*2, то есть 6. Значит,
Вывод: с помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.
Пример:
6. Физкультминутка. (Слайд 6)
7. Закрепление пройденного.
Работа в группах.
1)Задание: попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2–3 минутами) каждая группа предлагает тему. Общими усилиями приходим к следующей теме: “Деление и дроби”.
Запишем тему в тетрадь по опорным конспектам. Дома вы самостоятельно составите опорный конспект по теме.
2)Каждая группа получает карточку с заданиями. Через 20 минут вы должны будете сдать карточку с решенными заданиями. (Приложение 1).
8. Домашнее задание. (Слайд 7)
Записать ОК, используя учебник стр. 162–163, №1076, 1077, 1082.
9. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 8)
- С какой задачей мы столкнулись в начале урока?
- Разрешили ли мы эту задачу?
- Какую тему в ходе работы мы изучили?
- Какой основной вывод можно сделать из сегодняшней работы?
- Оцените свое участие в работе группы от 0 до 5 баллов. Сдайте старшему группы. Он внесет вашу оценку в оценочный лист и выставит свою оценку.
- Пока старший группы выставляет оценки, давайте составим синквейн со словами “дробь” и “деление”.
- Отчет старшего группы. Выставление оценок.
Спасибо за урок. Урок окончен. (Слайд 9)
Используемая литература:
- Математика 5 класс: учеб. для общеобр. учреж./ Н.Я Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2009.
- Математика: Натур. числа. Дроби.: Дидакт. Материалы для 5 кл./Дорофеев Г.В. и др.. – М.: Просвещение, 1994.