Урок по теме "Деление и дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту как знак деления.
  • Развивающие: развитие математической речи, познавательной активности.
  • Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету, чувства коллективизма.
Планируемый уровень обучения
Знания Применение
Умение отвечать на вопросы:
  1. что означает черта в записи дроби;
  2. как записать результат деления в виде дроби.
Умение записывать:
  1. частное в виде дроби и наоборот;
  2. натуральные числа в виде дроби.

Используемые технологии:
– информационно-компьютерные,
– проблемное обучение,
– групповые технологии.

Оборудование: компьютер, проектор, яблоки, пластмассовые ножи, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

– Приветствие.
– Готовность к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

– Анализ самостоятельной работы (оценки, характерные ошибки).
– Устная работа:

(Слайд 2)

1) Найдите значения х, при которых дробь будет правильной, а дробь – неправильной.

2) Выполните действия. Определите, будет ли результат правильной или неправильной дробью.

(Слайд 3)

3) Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки?

4) Как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?

3. Постановка проблемы (Слайд 4).

Учитель: скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни?

Предполагаемый ответ: да.

Учитель: кто помогал вам разрешить эту ситуацию?

Предполагаемый ответ: старшие.

Учитель: на основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.

Для решения задачи разобьемся на группы по 4 человека (4 человека – это 2 парты, как правило, учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты.) Выберите старшего. В коне урока он оценит работу каждого члена группы (по оценочному листу).

4. Выдвижение гипотезы.

Проблема: как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?

Ваша задача: предложить решение, как это можно сделать.

После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит по яблока.

5. Проверка гипотезы (практическая работа).

Ребята предлагаю вам проверить вашу гипотезу. У вас на столе находится тарелка с 3 яблоками и ножичек. Пусть один из вас, соблюдая технику безопасности, разделит три яблока между вами.

Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ: 3.)

Как это выразить дробью? (Ответ: . )

Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные части.)

(Слайд 5)

Учитель: 2:3 = . 2 – это делимое (числитель), 3 – делитель (знаменатель).

Как вы думаете, в чем заключается секрет дробной черты?

Ответы учащихся.

Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что черта дроби – это знак деления.

Пример.

Учитель: представим число 15 в виде дроби. Это можно сделать так

 

Учитель: запишем число 2 со знаменателем 3. Для этого надо найти такое число, при делении которого на 3 получилось бы 2. Таким числом является 3*2, то есть 6. Значит,

Вывод: с помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.

Пример:

6. Физкультминутка. (Слайд 6)

7. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

1)Задание: попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2–3 минутами) каждая группа предлагает тему. Общими усилиями приходим к следующей теме: “Деление и дроби”.

Запишем тему в тетрадь по опорным конспектам. Дома вы самостоятельно составите опорный конспект по теме.

2)Каждая группа получает карточку с заданиями. Через 20 минут вы должны будете сдать карточку с решенными заданиями. (Приложение 1).

8. Домашнее задание. (Слайд 7)

Записать ОК, используя учебник стр. 162–163, №1076, 1077, 1082.

9. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 8)

  1. С какой задачей мы столкнулись в начале урока?
  2. Разрешили ли мы эту задачу?
  3. Какую тему в ходе работы мы изучили?
  4. Какой основной вывод можно сделать из сегодняшней работы?
  5. Оцените свое участие в работе группы от 0 до 5 баллов. Сдайте старшему группы. Он внесет вашу оценку в оценочный лист и выставит свою оценку.
  6. Пока старший группы выставляет оценки, давайте составим синквейн со словами “дробь” и “деление”.
  7. Отчет старшего группы. Выставление оценок.

Спасибо за урок. Урок окончен. (Слайд 9)

Используемая литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для общеобр. учреж./ Н.Я Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Математика: Натур. числа. Дроби.: Дидакт. Материалы для 5 кл./Дорофеев Г.В. и др.. – М.: Просвещение, 1994.