Электронные образовательные ресурсы на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Предмет: Русский язык (обучение грамоте).

Класс: 1.

Тип урока: урок рефлексии.

Дидактическая цель: создание условий для фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях. Использование детьми знаний о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, основываясь на опыте предыдущих уроков.

Задачи урока:

  • Активизировать дошкольный читательский опыт и развивать кругозор.
  • Ввести педагогические средства “лента времени урока”, знаки: +, – .
  • С помощью проблемных вопросов, ЭОР повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  • Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  • Развивать умение работать с моделями слов;
  • Формировать умение работать в паре, группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Результат: демонстрация учащимися первоначальных навыков работы со словом, иллюстративным материалом, чтения, письма, а также умения взаимодействовать в микро группе

Учебник: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин Букварь, 1 класс. – М.: ВИТА Пресс, 2011 (РО система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Оборудование: карточки, модели слов, альбомы, рисунки, компьютер, интернет, авторский ЭОР: http://LearningApps.org/watch?v=pgi1hadb3 Чуковский К.И. “Цыплёнок” (Приложение) http://bankreceptov.ru/skazki/skazki-0035.shtml

Ход урока

На доске ЛЕНТА ВРЕМЕНИ урока. Звонок – начало урока, каждый этап урока пошагово обозначается на ленте. Итогом работы является “карта движения”, которая в схематичной форме отражает всё, чем занимались учащиеся в процессе выполнения заданий.

Деятельность учителя Деятельность учащихся  
I. Этап мотивация к деятельности

(самоопределения) к коррекционной деятельности

а) – Отгадайте мою загадку.

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
Он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо (цыплёнок)

– Как догадались?
– С кем обычно проводит время цыплёнок?
– Сколько малышей бывает у мамы-курицы?

б) – Сейчас вас ожидает маленькое волшебство. Встаньте. Закройте глазки. Превратитесь в цыплят-малышей. Расправьте крылышки. Подвигайте правой лапкой. Позовите маму-курицу. Откройте глазки. Из вас чудесные цыплятки получились!

– Догадайтесь, зачем я предложила вам превратиться в цыплят?
– Как это может пригодиться вам?
– Я буду рассказывать вам историю, которая произошла однажды с цыплёнком, а вы показывайте, что делал этот малыш.

(Учитель рассказывает историю К.И. Чуковского “Цыплёнок”)

– Кому понравилось быть маленьким цыплёнком?
– Когда вам было боязливо?
– Когда вам было весело?

Слушают учителя,

отгадывают загадку,

участвуют в диалоге,

показывают и высказывают свои предположения.

Показывают действия птенца.

 

 

– Чем мы занимались на этом этапе урока?

– Оцените свои умения. Кому трудно было превратиться в малыша-цыплёнка, поднимите красный кружок, кому было легко, тот показывает зелёный кружок.

  Формируемые УУД

Личностные (самоопределение, мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание, исходя из социальных и личностных ценностей).

II. Этап локализации индивидуальных затруднений

– Дома вы придумывали слова.

– Давайте расшифруем модели слов, чтоб нам было легче общаться.

– Как мы обозначаем слова-предметы?
– Как обозначить слова-действия?
– Как обозначить слова-признаки?

– Назовите ваше слово и объясните выбор вашей модели.

Выстраивают суждения, выслушивают различные мнения товарищей, доказывают выбор модели слова.

Познавательные (логические –анализ объектов с целью классификации).
III. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

– Давайте поиграем с моделями слов. Нам нужны сейчас модели слов и знаки “+” согласия, “ – ” несогласия”.
– Какие слова-предметы из истории про цыплёнка вы можете назвать?
– Цыплёнок какой? Какую модель надо выбрать?

– Кто согласен с Ваней, покажите знак согласия “+”, кто думает иначе “ – ” не согласен.
– К какой группе отнесём это слово? (Слова-признаки.)

(Учитель направляет беседу на анализ истории К.И. Чуковского “Цыплёнок” http://bankreceptov.ru/skazki/skazki-0035.shtml заканчивает на уважительном отношении к маме.)

Выслушивание различных ответов детей. Дискуссия.

Формулируют цель урока. Определяют тип урока.

Регулятивные (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации).

– Чем мы занимались на этом этапе урока? По вашим ответам, по вашему согласию или несогласию с мнением других ребят я делаю вывод, что не все ребята хорошо умеют ставить вопросы к словам и соотносить слово с его моделью. Вы согласны со мной?

А раз так, то и тема нашего урока звучит так: “Слова, называющие предметы, действия и признаки предметов и постановка вопросов к ним. Попытайтесь определить цель урока.

   
IV. Этап реализации построенного проекта

Заполните таблицу, работая в парах и используя свои знания.

Наложите картинку на вопрос и ниже нарисуйте модель слова.

Кто?

Какая?

Что?

Что делает?

Какой?

Что?

Что делает?

Кто?

Что?

Что делает?

Какой?

Какая?

Проверка по авторскому ЭОР: http://LearningApps.org/watch?v=pgi1hadb3

Учащиеся выполняют задание в парах, один ученик – за компьютером, осуществляют взаимопроверку, корректируют свою работу в случае ошибки. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Регулятивные (взаимопроверка, корректировка работы)

Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)

Познавательные (логические – анализ, решение проблемы)

– Чем мы занимались на этом этапе урока? Вы поставите себе четыре оценки.
– Оцените свои знания. Кому трудно было читать слова-вопросы, поднимите красный кружок, кто сумел прочитать, тот показывает зелёный кружок. Далее, кто нарисовал правильно модель, показывает зелёный кружок, кто ошибся – красный кружок. Теперь, кто правильно выбрал рисунок, тот показывает зелёный кружок, кто затрудняется – красный, и, наконец, кто вовремя пришёл на помощь своему товарищу, показывает зелёный кружок.

   
V. Динамическая пауза
(музыкальная).
  Саморегуляция.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

– Предположите, для чего я для вас приготовила предыдущее задание? (Таблицу)

– Почему я предложила выполнить его в паре?

– Почему так много разных заданий я вам предлагаю?

– Зачем вам нужны эти знания?

– У каждого из вас на столе рисунок дорожного полотна. Кто из вас видел такую разметку на наших дорогах? Что она обозначает? (На этом участке обгон машин разрешается.)

На рисунке сказочное полотно. Оно немного отличается и должно состоять из моделей слов. Я вам буду диктовать слова, а вы должны нанести правильную разметку на дорожное полотно, то есть оформить модель слова.

(Учитель диктует слова: МОРКОВЬ, РАСТЁТ, ЯБЛОКО,

БОЛЬШОЙ, КРАСНЫЙ, БЕЖИТ, МАМА, ШКОЛА)

Учащиеся участвуют в диалоге, определяют границу своего незнания.

Работают самостоятельно на карточках, проверка по эталону (слайд).

Познавательные (поиск и выделение информации)

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению).

Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли).

– Чем мы занимались на этом этапе урока? Оцените свои знания.

У кого нет ошибок – поднимите зелёный кружок, у кого ещё модели “прячутся”, поднимите красный кружок

   
VII. Этап включения в систему знаний и повторения

– Ребята, у меня набралось много разных рисунков для занятий с будущими первоклассниками. Я мечтаю сделать коллекцию. Уже заготовила три альбома, назвала их так: СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ, СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ, СЛОВА-ПРИЗНАКИ. Помогите мне. Разместите картинки в альбомы.

  • Рассмотрите рисунки.
  • Посоветуйтесь в группе и определите, в какую группу подходят эти рисунки.
  • Аккуратно наклейте на листок, а лишние рисунки отложите в сторону.
  • Подготовьте сообщение, почему вы выбрали именно такие рисунки и почему не взяли другие.
  • Решите, кто будет рассказывать.

– Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей

Учащиеся защищают свой отчет, делая выводы (слова-предметы отвечают на вопрос КТО? ЧТО?, поэтому мы...)

– Кто помнит, когда мне пригодятся оформленные вами альбомы?
– Я обязательно расскажу малышам о вас, моих любимых первоклассниках.

Класс делится на 3 группы по желанию учащихся.

В ходе групповой работы учащиеся оформляют альбомы для шестилеток.

Технология проведения: участники работают дифференцированно в группах.

(Оформив альбом, дети выходят всей группой и демонстрируют классу свой альбом, доказывают правильность своего выбора.)

Учащиеся анализируют и систематизируют полученные знания и умения.

Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство).

Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция).

– Чем мы занимались на этом этапе урока? Оцените свои умения работать в группе.

– Может быть, у кого-то есть вопросы? (В конвертах среди картинок были слова.)

– Какую группу ещё можно создать? (Выкладываем на доске.) Вы создали группу слов. Хорошо, что некоторые дети умеют читать, они нас просто выручили, иначе мы не смогли бы понять эти слова. Аплодисменты нашим “спасателям”

   
Этап включения в систему знаний и повторения (продолжение)

– Прочитайте, что у вас получилось.

ЛЮДИ ХОТЯТ МИРА

– Как вы понимаете это высказывание?
– Подберите модели к словам
– Вам не кажется, что тут появилась мысль?
– Про кого? Чего они хотят?
– Как же на моделях показать, что появилась мысль? Мы умеем это делать?
– Предположите, чем мы будем завтра заниматься на уроке?

Читают те, кто умеет читать

Дели не знают ответа, в замешательстве, они не знают, как оформить

X. Этап рефлексии деятельности на уроке

– Дедушка Ус (с. 13 Букваря) сообщает детям, что если в моделях появилась мысль, то это называется ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
– Мысль связывает слова, давайте придумаем, как мы можем “связать” модели слов.
– Очень важно научиться мыслить.
– Дома подумайте, спросите у родителей их мнение: почему очень важно научиться мыслить.
– Я знаю прекрасные слова об этом:

Не нужно нам владеть мечом,
Не ищем славы громкой
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким!

– Как мы назвали новую модель? (ВЫСКАЗЫВАНИЕ)
– Скажите хором.
– Все вопросы о высказывании оставляем на следующий урок.
– Как вы оцениваете свою работу?
– Как оцениваете работу группы?
– Поставьте оценку и мне, вашему учителю. Что мне надо изменить, чтоб вам было понятнее.
– Что бы ты изменил?
– Кому ты помогал?
– Кто помогал тебе?

Подготовленный ученик читает правило из учебника.

Предлагают различные версии.

Учащиеся получают информацию о реальных результатах учения.

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли),

Личностные (смыслообразование – какое значение имеет для меня учение).

Познавательные (рефлексия).

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

– Рассмотрите “Ленту времени нашего урока”. Как вы её понимаете?
– Зачем мы её заполняли?
– Какой этап понравился больше остальных?
– Какой этап можно не планировать, так как вы его хорошо все поняли?
– Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать?

   

Используемая литература:

  1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Лёвин В.А. Букварь, 1 класс. – М.: ВИТАПресс, 2011.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2011.

Интернет-источники:

  1. Чуковский К.И. “Цыплёнок” http://bankreceptov.ru/skazki/skazki-0035.shtml

(Картинки для ЭОР):

  1. цыплёнок – http://s05.radikal.ru/i178/1009/f6/53a9fd8737c9.jpg
  2. петух – http://kalendar-all.narod.ru/1993/1993_38/1993_38_1.jpg
  3. стол – http://www.baby-doma.ru/img/p/926-1171-thickbox.jpg
  4. ранец – http://3-shkola.ru/0a239db8917b5edd72357195c04681b9.jpeg
  5. голубое небо – http://stat18.privet.ru/lr/0a2715b2215a484d63a23dc9aefefd5b
  6. вкусный торт – http://bestcooking.narod.ru/img/Tortik_iz_vanilnix_trubochek.jpg
  7. высокое здание – http://portalik.flyfm.net/uploads/=0=0=0=0/2010-12/thumbs/1292435518_505.jpeg
  8. красивый цветок – http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/487/74487217_4068804_flowers_26.jpg
  9. домик читает – http://www.edu.cap.ru/home/4349/biblioteka.gif
  10. хомяк смеётся – http://c.imdoc.fr/private/1/rire/photo/906812906/156338232b4/rire-untitled1-img.gif
  11. девочка прыгает – http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/220/57220208_skakalka.jpg
  12. девочка спит – http://kvitochka.klasna.com/uploads/editor/1817/92691/sitepage_24/13333.jpg