Урок математики по теме "Сложение и вычитание числа 4". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Закрепить знания и умения сложения и вычитания числа 4, через умение решать примеры, задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки устного счёта.
  2. Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления.
  3. Прививать любовь к предмету, воспитывать доброе отношение к окружающему миру, друг к другу, чуткость, стремление к взаимовыручке.

Вид урока: заочная математическая экскурсия,  с постановкой творческих заданий.

Раздел программы: “Прибавление и вычитание чисел первого и второго десятков”.

Оборудование: учебники, тетради, индивидуальные веера цифр, записи музыки, письмо, шаблоны смайликов, раздаточный материал.

Межпредметная связь: с русским языком – вежливые слова, написание писем; окружающий мир –зимующие птицы, дружба, взаимовыручка; литературное чтение-отгадывание загадок, сказки Андерсена.

Технологии: Игровая, здоровьесберегающая технология, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Ход урока

1. Организация урока.

Подготавливает рабочее место для занятия, создает комфортную ситуацию на уроке.

– Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмемся за руки; Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе! Все мы здоровы. Глубоко вдохните свежесть морозного утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Целеполагание и мотивация.

Создает проблемную ситуацию, мотивирует познавательную деятельность, определяет цели и условия работы, напоминает алгоритм работы.

– У вас на партах лежат фишки снежинки. Я предлагаю сосчитать их, беря в ладошку по одной,  а теперь назад на парту, считая в обратном порядке.
– Скажите, а на каком уроке мы считаем? Сейчас у нас урок математики.
– Что нам необходимо для успешной работы?
– Сегодня на уроке мы должны закрепить сложение и вычитание числа 2. А урок у нас необычный к нам пришла девочка. Кто это? у нее письмо. Чтобы узнать что в нем нужно дополнить числа до 10 на конверте.

Чтение письма:

“Здравствуйте ребята! Я Герда. Помните меня? Да я из сказки “Снежная королева”. Выпал снег, наступила зима, а я все ищу своего друга Кая. Вот отдохну у вас немножко и пойду дальше”.

– А что произошло с Каем?

Создает условия для применения знаний и умений.

3. Актуализация знаний и умений.

– Ребята, а может мы поможем Герде? Давайте мы сегодня совершим путешествие к Снежной королеве. Но этот путь трудный и долгий, с большими преградами и трудностями. Не испугаетесь? Преграды преодолеем? Чтобы справится,  мы должны закрепить умения складывать и вычитать число 2.
– Давайте вспомним сколько шагов и в какую сторону мы делаем по числовой линейке когда складываем или отнимаем число 4 ?
– Вот уже первая преграда. Кто это на пути?

Отгадайте загадку: “На дворе зима, белый снег лежит, наш веселый человек на снегу стоит”. (Снеговик.)

– Снеговик хочет узнать, из чего он состоит. Назовите геометрические фигуры.
– Из скольких треугольников состоит елка?
– Сосчитайте сколько всего кружков, треугольников.
– Сколько прямых линий в метле?
– Где находится кривая линия?

4. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.

– Снеговик предлагает решить примеры. У него есть карточки, если мы правильно их решим, то получится предложение.

Читаем предложение: “Счастливого пути!” Снеговик пожелал нам счастливого пути .Каким вежливым словом мы должны ответить?

Но перед нами опять преграда.

Загадка: “Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве. Все сквозные, вырезные, а возьмешь вода в руке? (Снежинки.)

– Если мы выполним правильно задание снежинок, то они помогут нам найти путь. А они хотят, чтобы мы ответили на вопросы:

1. Сосчитать от 1 до 10 туда и обратно.

2. Считаем от 1 до 10 двойками туда и обратно.

3. Считаем от 1 до 10 тройками туда и обратно.

4. Назовите соседей числа:5, 8, 9.

5. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? 2.

6. Сколько орехов в пустом стакане? 0.

7. Сколько ушей у двух мышат? 4.

8. Какое число следует за числом: 2, 4, 7, 10, 13.

9. Какое число стоит перед числом: 6, 2, 8, 14, 18.

10. Сколько дней в неделе? 7.

Молодцы! Устали, снежинки предлагают нам отдохнуть.

Мы снежинки, мы пушинки покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, крыши пухом замели землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

– Мы можем идти дальше. Но на нашем пути опять кто-то стоит. Кто это.

Загадка: “У избы побывал – все окна разрисовал .У реки погостил– во всю реку мост мостил”. (Мороз.)

5. Физкультминутка.

Не хочет дедушка Мороз нас просто так пропустить. Он уже придумал нам задание.

Зимой мало корма птицам. Как мы должны помогать зимующим птицам? Дедушка Мороз просит насыпать в кормушку зерен, а для этого надо решить задачи (устный счёт).

Накормили птичек! Молодцы! Какие птички прилетели к нам на кормушку?

Дружно, быстро работаем!

Дедушка Мороз доволен и желает найти Кая.

Снежная Королева узнала, что мы помогаем Герде, и послала вихри и метели.

Давайте по-быстрее выполним следующее задание, и метель утихнет.

Проверьте друг у друга используя таблицу сложения,  помогите друг другу, решите вместе друг с другом. Исправления делаем карандашом.

– Вьюга утихает – значит решили правильно!
– Мы прошли все преграды, и подошли к дворцу Снежной Королевы, но его окружают горы.

Создает условия для закрепления рабочего материала, выявление уровня обученности учащихся.

Для того, чтобы узнать из чего они сделаны, отгадайте загадку.

“В огне не горит, в воде не тонет”. (Лед.)

– Чтобы преодолеть эти ледяные горы, выполним следующее задание:

Вставить пропущенные знаки. Для этого разобьемся на 2 команды (по 4 человека).

3_2=5 
6_2=4
0_2=2 
6_2=3 
4_2=6
8_2=6
2_0=2
3_2=6

8. Оценивание результатов деятельности учащихся.

Наконец-то мы дошли до дворца! Посмотрите! Нас встречает сама Снежная Королева с Каем.

7. Проверка уровня обученности.

– “Дружба способна преодолеть любые трудность, – сказала Снежная Королева,– я поняла это, глядя на вашу дружную работу. Вы настоящие друзья, которые не бросят друга в трудностях. Поэтому я отпускаю Кая ”.

Мы своей дружбой, хорошей работой растопили ледяное сердце Кая.

Итак, мы освободили Кая. Они с Гердой снова вместе.

– Ребята, а вам понравилась Герда?
– Она для Кая кто?
– Можно ли называть ее настоящим другом?

Я вам тоже желаю иметь такого друга и дорожить дружбой.

– Преодолевая разные преграды, что мы повторили?

8. Подведение итогов.

Рефлексия.

А теперь оцените свою работу. Если вы довольны собой, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если не все получилось – нарисуйте серьезный смайлик, а если вы недовольны своей работой, то грустный.

За то, что вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды, вам Снежная Королева дарит снежинки, и просит не терять друзей.