Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". 6-й класс

Разделы: Математика, Физика

Класс: 6


УМК: Математика: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009.

Место урока в теме: Четвертый урок по теме “Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”.

Тип урока: комбинированный.

Формы, приемы, методы: Фронтальная, работа в паре, работа в группе, индивидуальная, эксперимент.

Межпредметные связи: подготовка к изучению алгебры и физики.

Цель: закрепить навыки действий сравнения, сложения и вычитания дробей с разным знаменателями на примерах личностно значимых для обучающихся с включением их в целостную систем у мира.

Задачи:

Образовательные: создать условия для:

  1. Систематизации и обобщения знаний по теме “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”;
  2. Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу над связной, разговорной речью, правильным формированием выводов и итогов урока.
  2. Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность, коллективизм.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, навыков самоконтроля, конкретизации и рефлексии.
  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование вычислительных навыков учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные: сравнивают, складывают и вычитают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей
  • Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
  • Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
  • Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор; презентация – сопровождения в программе Power Point, раздаточный материал;

Ход урока

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы с вами начали изучать обыкновенные дроби. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он “попал в дроби”.

Думаю и вам под силу выполнять работу с дробями. Побольше терпения! Пусть вас вдохновляет то, что прежде великие умы Древнего Египта и Вавилона гордились умением работы с дробями.

Ребята настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развивать навыки активного слушания, воспитание взаимоуважения, включение в тему урока. – А сейчас мы послушаем материал, подготовленный учащимися класса, из истории математики “Об обыкновенных дробях.”

С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости товара удавалась выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, и доли меры. Так появились дроби. Слово “дробь” происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части.

В начале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 350 лет назад.

Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи. В 1202 г он ввел слово “дробь”.

Названия “числитель” и “знаменатель” ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

Выступают 3 ребенка по1 мин. Коммуникативные: постановка вопросов, активное слушание, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели;

Регулятивные: планирование, прогнозирование, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Актуализация опорных знаний.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Чтобы легко пользоваться дробями, нужно поработать. Начнем с повторения. Ребята, приготовьтесь к графическому диктанту.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (по теории) (верно +; неверно -) (утверждения по очереди выводятся на СЛАЙД)

См. Приложение 1.

После проверки проговорить верные определения во фронтальной работе.

Индивидуальная работа, с проверкой в парах по образцу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Основной. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы на примерах бытовых задач. Встречаются дроби и в жизни. Это реальная математика. Сегодня мы будем выполнять действия с дробями, рассуждая о кулинарии. На кухне чаще хозяйничает женщина, девочка, а вы знаете, что самыми лучшими поварами считаются мужчины?
Где кулинары и повара сталкиваются с задачами на дроби?
Называют рецепты, покупка продуктов, расчет, приготовление блюд, сочетание ингредиентов. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

№1. В старинном рецепте были предусмотрены следующие составляющие сложной каши: крупы гречневой – 3/20 меры, крупы ячневой – 2/5 меры, крупы просяной – 3/8 меры, масла чухонского – 3/40 меры. Расположите по количеству необходимые ингредиенты в порядке убывания.
Выдвигают разные гипотезы Сравнивают дроби, располагают в порядке убывания, проверяют правильность.
№2. Платёж за репу составляет 2/9 всей покупки на рынке, а платёж за капусту – 3/11 покупки. За какие овощи заплатили дороже? Сравнивают дроби, проверяют правильность.
№3. Затраты ресторана на закупку морепродуктов –18/25 статьи, мяса – 7/13 статьи. На что потрачено больше, если статьи расхода равные? Сравнивают дроби, проверяют правильность.
Физкультминутка. Выполняют упражнения.
Интегративный. Формирование целостной картины мира через интеграцию предметных знаний. А в одном из рецептов я прочитала – возьмите равные объемы масла, муки и орехов. Объем сыпучих и жидких веществ найти не сложно. Пересыпал или перелил в мерку и готово. А вот твердых – проблема! Одной математике не справиться.

Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума. Она поможет вам ваши мысли упорядочить, дисциплинировать, направить в русло полезной работы. А в следующем году у вас появится новый предмет естественно-математического цикла – физика.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; логические– формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, Личностные: самоопределение.

Добрый день, шестиклассники! Меня зовут А.М., я учитель физики. Мы встретимся с вами на уроках в седьмом классе. Но тема вашего урока оказалось очень близкой мне, и я не смогла оставаться в стороне. Всем известна фраза: Математика – царица всех наук. Но не все знают ее продолжение: Математика – царица всех наук, но служанка физики.

Физика – наука старинная, само слово, пришло к нам из древней Греции. Греческий философ Демокрит ввел его в обиход, фюзис, по-гречески означает “природа”. В русский язык оно вошло благодаря М.В. Ломоносову. Итак, физика – наука о природе. Мы изучаем природу при помощи наших органов чувств, но их явно не достаточно.

Д.И. Менделеев, автор периодической таблицы, говорил: “Наука начинается тогда, когда начинают измерять”.

Для измерений мы используем специальные приборы. Посмотрите на экран. Здесь представлены различные измерительные приборы, некоторые из них вам знакомы, некоторые есть у вас дома, с некоторыми вы встретитесь совсем скоро на уроках физики. Но у всех приборов есть общая черта, какая? Правильно, это наличие шкалы. Приступая к работе с прибором, необходимо сначала определить цену деления шкалы, т.е. величину, которая содержится между двумя самыми близкими штрихами. Это делается так:

  • Выбираем два ближайших штриха, помеченных цифрами;
  • Вычитаем из большего значения меньшее;
  • Делим полученную разность на число делений между штрихами;
  • Полученная величина и есть цена деления.

Попробуем? Вывод: цена деления – часто дробная величина, поэтому чтобы пользоваться измерительными приборами, необходимо подружиться с дробями. (Показ мензурки) Как вы думаете, что измеряет этот прибор? Объем жидкости. А объем твердого тела можно измерить? Да.

Практическая работа “Определение объема твердого тела неправильной формы” (например – орехов).

Физика – наука экспериментальная, ее невозможно изучать только по картинкам. Нужны два добровольца, для проведения физического эксперимента.

Спасибо! Встретимся в следующем учебном году! И помните, мир интереснее, чем вам кажется!

Слушают учителя физики.
Проверочный. Обнаружение и последующая ликвидация возможно возникших пробелов в компетенциях. Проверим насколько хорошо вы освоили тему урока. Для этого возьмите карточки теста, выберите уровень сложности для себя. (Тест выбирается на усмотрение учителя исходя из особенностей класса, например Приложение 2)

– Работаем в парах. Поменяйтесь тетрадями.

На экране ключ к тесту. Проверьте ответы и оцените работу товарища.

Выполняют в тетрадях тест, представленный на карточках.

По окончании работы проверяет работу товарища по таблице верных ответов.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Стр. 34–49 (п. 8–11) ещё раз хорошо просмотрите теоретический материал, а затем закрепите его при выполнении задания по карточке. (Карточки составляются из задач, которые придумывали ребята сами ранее обменом и перетасовкой).

Так же, как обычно, для более глубокого освоения и понимания я предлагаю вам решить тест на сайте по нашей теме.

Берет себе карточку, анализирует, оценивает сложность, прикидывает способы выполнения, записывает задание.
Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Ребята, сегодня мы повторили, обобщили знания, умения и навыки по теме “Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”.

О чем мы сегодня говорили?

Оцените свои результаты.

– Ребята, был ли, на ваш взгляд, урок полезен?
– Что именно вы повторили на уроке?
– Интересный ли предмет физика?
– Кто дома попробует найти информацию о физике?
– Кто дома попробует найти интересные рецепты блюд и приготовить их?

Спасибо!

Обдумывают, отвечают. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.