Работа с детьми, проявляющими повышенный интерес в области математики и информатики в условиях многопрофильной гимназии

Разделы: Математика


Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
И.В. Гете

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Анализируя материалы резолюции Всероссийской научно – практической конференции «Опыт работы с одаренными детьми в современной России», в частности обращения ее участников к педагогам, отмечаем, что необходимо полнее использовать возможности сферы дополнительного образования детей, привлекая их к совместной деятельности.

В гимназии №10 одним из направлений работы методического объединения учителей математики и информатики является работа с одаренными детьми. Основная цель - выявление одаренных детей и их сопровождение в учебном процессе. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • развитие способностей к самостоятельному обучению, обучение исследовательским навыкам и умениям, развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению нестандартных задач;
  • повышение уровня учебной мотивации через включение учащихся в познавательную деятельность;
  • формирование умения адаптироваться в различных социокультурных условиях;
  • формирование готовности к участию в различных видах внеучебной деятельности.

В рамках действия этого направления определены формы и методы ведения внеурочной деятельности, направленной на развитие разных типов одаренности:

  • создание системы внеучебных занятий (кружков, факультативов) по математике и информатике;
  • организация развивающих внеучебных мероприятий по предмету (математических боев, олимпиад, выпусков стенгазет, конкурсов по решению задач и др.);
  • участие во Всероссийской олимпиаде школьников по математике и информатике на всех этапах, начиная со школьного;
  • участие в творческих конкурсах по предмету;
  • организация индивидуальных консультаций по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям, гимназическому Дню науки.

Организация внеурочной деятельности определяется тремя уровнями.

  1. Школьный уровень. Одним из основных мероприятий школьного уровня являются предметные и межпредметные недели. В результате проведения таких недель повышается интерес учащихся к предмету. Мероприятия, проведенные на основе межпредметной интеграции, формируют общенаучный понятийный аппарат, способствуют развитию базовых компетенций, в том числе и коммуникативной. С целью подготовки к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру» мы проводим школьный командный этап игры среди учащихся всех параллелей со 2 по 11 класс. Учащимся предлагается для участия в школьном этапе набрать команду из 6 человек от каждого класса. Затем составляется график проведения конкурса, ребята решают задачи конкурса «Кенгуру» прошлых лет, таким образом, знакомясь с порядком организации конкурса, типами заданий. Как показывает практика, данная форма подготовки к участию в конкурсе очень эффективна и приносит положительные результаты.
  2. Муниципально - региональный уровень. Данный этап предполагает взаимодействие обучающихся не только в гимназии, но и в пределах города, области. Учащиеся активно участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике, в ежегодной научно – практической конференции (секции математики и информатики), в конкурсах, организуемых Вузами города. Кроме того, работы учащихся прошли на областной конкурс ДАНЮИ. Много лет гимназисты принимали участие в муниципальном и региональном турах математических боев среди 5-8 и 9-11 классов.
  3. Всероссийский уровень. Обучающиеся всех возрастов (1-11 классы) участвуют в конкурсах «Кенгуру – математика для всех», «Кенгуру – выпускникам», «Заочный турнир Архимеда», международный конкурс-игра по математике «Слон», всероссийский конкурс по математике «Эврика», «КИТ: компьютеры, информатика, технологии», «Инфознайка» по информатике, в различных дистанционных и заочных предметных конкурсах.

Организованная таким образом система внеучебной деятельности, направленная на развитие базовых компетенций одаренных детей, позволяет достигать следующих результатов:

  • высокого процента участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике;
  • повышения мотивации к исследовательской деятельности;
  • привлечение большего числа учащихся к участию в конкурсах по математике и информатике (в 2012 году 25%, в 2013 году 35%, а в 2014 году планируется до 45% от общего числа обучающихся гимназии);
  • формирование базовых компетенций у всех школьников.

Считаю, что опыт работы методического объединения учителей математики и информатики гимназии показывает, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса реализуется главная цель личностно ориентированного образования – раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Одаренные дети — это особый мир детства, и задача педагога - понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний.