Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • отработать алгоритм нахождения грамматической основы предложения, знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов;
  • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
  • прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарный диктант «По следам выполненных упражнений»

Счастливый, здравствуй, паутинка, тарантас, выставочный, ходьба, сказка, костер, веселый, рассвет, незаметно, прибрежные, красота, футбол, овладение, шепот, шорох

3. Повторение изученного в разделе «Синтаксис».

Беседа по вопросам:

  • Какие члены предложения называются главными?
  • Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?
  • Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.
  • Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает?
  • Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое?
  • Что составляет грамматическую основу предложения?
  • Сколько главных членов может быть в предложении?
  • Как называются остальные члены предложения?

4. Изучение новой темы.

  • Выполнение упражнения 156 (устно). Прочитать предложения, найти грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены предложения.

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, группой слов, отвечает на вопросы кто? что?

  • Работа с учебником.

Стр.66, п.32. Чтение определения.

5. Закрепление.

  • Упр.157 (списать текст, найти в предложениях подлежащее и сказуемое, определить, чем выражено подлежащее)
  • Коллективная работа ( послушать предложение, выписать грамматическую основу)

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Мама купила сестренке красивую куклу.

6. Итог

7. Домашнее задание:

П.32, выписать из текстов русских народных сказок предложения, иллюстрирующие разные способы выражения подлежащего.