Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


4 класс, I четверть.

Цели:

У: познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам;

Уч-ся:

  • узнать, какие бывают падежи, на какие вопросы отвечают;
  • уметь изменять имена существительные по вопросам;
  • знать, что такое падеж.

Ход занятия

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты!
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

– Вы готовы к уроку? Садитесь

– Работать сегодня вы будете с маршрутными листами, не забывайте работать с ними по ходу урока.

– Я предлагаю вспомнить критерии устной работы:

– быть активными
– быть дружными
– уметь в группе договориться
– уважать отвечающего

– Назовите критерии письменной работы:

– аккуратность
– правильность
– соблюдение осанки

Стоят возле своих мест

 

 

 

Да. Садятся

 

Называют

 

Называют

Актуализация знаний

– Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа

– Давайте вспомним, с какой частью речи мы работаем?

– Назовите, какие признаки имени существительного вы знаете?

– Назовите постоянные признаки имени существительного.

Записывают

Имя существительное

Пост., непост.

Род, одуш. – неодуш., собств. – нариц.

Приём домысливания

– Назовите непостоянные признаки имени сущ.

– Что необычного заметили в схеме?

– Для чего он в схеме?

– Прочитайте отрывок из повести.

Число

?

Не всё знаем о имени сущ.

Практическая работа

Обратите внимание на выделенные имена сущ.

(Текст упр.116)

Выпишим выделенные слова с предлогами, обозначим основу и окончание.

С цирком (с чем?)

Цирка (чего?)

В цирк (куда?)

К цирку (к чему?)

Цирк (что?)

В цирке (в чём?, где?)

– Запишем, на какой вопрос отвечает каждое слово.

– Что меняется в слове цирк?

– Какой возникает вопрос?

 

Работа в тетради и на доске

 

 

Записывают

 

 

 

 

Окончание

Как называется изменение имён сущ. По вопросам?

Сообщение темы и цели урока

– Может кто-то знает? ПАДЕЖ

– Какова же тема урока? (на доске)

 

Открытие новых знаний

Работа в парах

Перевод информации из одного вида в другой

– Над какими умениями будем работать?

  • узнать, какие бывают падежи, на какие вопросы отвечают;
  • уметь изменять имена существительные по вопросам;
  • знать, что такое падеж

Куда мы можем обратиться за помощью, работая над 1 умением?

Стр. 110 Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопрос, записанный на карточке

Почему у каждого падежа 2 падежных вопроса, а не 1?

Итак, что же вы узнали, поработав по учебнику в парах?

– Как ответили на вопрос из карточки?

 

На доске

В учебник

Работа по учебнику в парах

Выслушиваем

Мнения детей

Записывают

Первичное закрепление

При помощи шуточных предложений можно запомнить последовательность названия падежей. Запишите и запомните.

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку

Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку

– Над каким умением сейчас работали? Как вы считаете, мы справились с работой? Как бы вы оценили нашу работу?

– Переходим к работе над следующим умением.

– Что это за умение?

– С помощью таблицы нам надо записать имена существительные СЛОН и СОСНА в ед.ч. и во мн.ч. во всех падежных формах с вопросами. Выделить окончания.

– Над каким умением работали?

– Удалось ли справиться с заданием? У кого возникали трудности? Какие? Оценим свою работу.

– Вернёмся к нашей схеме. Можем теперь закончить схему и заменить знак вопроса?

– Следовательно, мы переходим к работе над 3 умением и должны с вами дать определение, что такое падеж?

– Над каким умением работали? Всё ли у нас получилось? Как оцените нашу работу? Где возникали трудности? С чем связаны?

На доске, на шкале

уметь изменять имена существительные по вопросам

Работаем вместе

Сверка с образцом

Высказываются

 

Высказываются

ПАДЕЖ

Высказываются

 

Высказываются

Закрепление(первичный мониторинг)

Сейчас я предлагаю поработать на карточке, пользуясь таблицей.

И.п. кот, земля И.п. лиса, трава
Р.п. Р.п.
Д.п. Д.п.
В.п. В.п.
Т.п. Т.п.
П.п. П.п.

– Карточки и маршрутные листы передали.

Индивид. работа

Субъективное оценивание

 

 

 

Передают

Подведение итогов

Рефлексия

– А сейчас пришло время подведения итогов.

– Какова тема урока?

– Над какими умениями работали?

– Кого бы вы похвалили и за что?

– Используя рефлексивный экран, я предлагаю вам высказаться.

 

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Высказываются

Домашнее задание

Выучить таблицу на стр. 110, упр.121, словарь

Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное – не унывать!
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!

– Урок закончен. Спасибо.

Записывают