Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока.
Дидактические:
- определить общие подходы к решению текстовых задач;
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- продолжить формирование умений и навыков по решению задач;
- стимулировать учащихся к овладению решением задач;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Развивающие:
- совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач.
- развивать логическое мышление, учить анализировать и обобщать;
- продолжить работу по развитию математической речи и памяти.
Воспитательные:
- развитие сотрудничества при работе в группах;
- приучать к умению общаться и выслушивать других;
- воспитание сознательной дисциплины;
- развитие творческой самостоятельности и инициативы.
Основные понятия: процент, путь, скорость, расстояние.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Эпиграф урока:
«Нахождение способа решения задачи подобно изобретению, а изобретение требует воображения, догадки, фантазии. Поэтому развивайте у себя эти качества».
(А.И. Маркушевич)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, отмечает готовность класса к уроку.
2. Основной этап.
1) Объявляется тема и цель урока.
2) Для работы на уроке ребятам предлагается поделиться на группы по 4 человека (парты в классе расставлены для групповой работы). Капитаном в группах назначает учитель.
3) Учитель дает классификацию всех текстовых задач в ЕГЭ с помощью презентации.
4) Ребята получают карточку №1 - яблоко зеленое. Задачи В2 ЕГЭ по математике (на проценты).
- Розничная цена учебника 200 рублей, она на 20 % выше оптовой цены. Какое наибольшее число таких учебников можно купить по оптовой цене на 1000 рублей?
- Дорога длинной 800 км требует замены 30% покрытия. В течение недели заменено 140 км. Сколько км покрытия еще осталось заменить?
- В школьных спортивных соревнованиях призы получили 48 человек, что составило 12 % всех учащихся. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?
- Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 20000 рублей. Сколько денег будет на этом счету через 2 года?
- Яблоки, содержащие 70% воды, при сушке потеряли 60% своей массы. Сколько процентов воды содержат сушенные яблоки?
Каждая группа решает на листочках и сдает решение на проверку. Баллы (1 балл за правильное решение, 0 –за неверное решение) прикрепляют на доске каждой команде помощники..
5) Ребята получают карточку №2 - яблоко красное. Задачи В1 ЕГЭ по математике.
- В доме, в котором живет Витя , 9 этажей и несколько подъездов. На каждом этаже находится по 8 квартир. Витя живет в квартире №112. В каком подъезде живет Витя?(5)
- Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,25 г. 5 раз в день в течение 14 дней. В одной упаковке 20 таблеток лекарства по 0.25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? (4).
- В летнем лагере на каждого участника полагается 35 г. сахара в день. В лагере 83 человека. Сколько килограммов пачек сахара понадобится на весь лагерь на 14 дней? (41)
- Таксист за месяц проехал 9000 км. Стоимость 1л. бензина 19 рублей. Средний расход бензина на 100 км. составляет 8 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц? (13680)
- Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни надо 1,4 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара надо купить, чтобы сварить варенье из 3 кг вишни?(5)
Подводятся итоги второго этапа работы.
6) Приглашаются по одному представителю от группы к доске. Каждый представитель вытягивает заморочку - яблоко из бочки. Задача В6 (теория вероятностей).
Предлагается решить одинаковые задачи на время.
- В среднем на 150 батареек приходится три неисправных. Найдите вероятность купить работающую батарейку.
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.(0,17)
- Монету бросают четыре раза. Найти вероятность того, что решка не выпадет ни разу (0,0625)
- Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 70% этих стекол, вторая-30%.Первая фабрика выпускает 5% бракованных стекол, а вторая -4%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным.(0,047)
Самому быстрому приз-яблоко.
7) Конкурс капитанов. Задача- желтое яблоко. Задача В14 ЕГЭ по математике.
1. Брюки дороже рубашки на 30 % и дешевле пиджака на 22 %. На сколько процентов рубашка дешевле пиджака? (40)
Лучшему капитану вручается желтое яблоко.
8) Команда без капитанов пишет эссэ «Математика важна в любых профессиях». Подводятся итоги.
3. Обсуждение решений задач и допущенных ошибок.
Комментируют свои верные решения команды.
4. Подведение итогов урока.
Повторить формулы и теоретические факты, которые были использованы.
5. Домашнее задание.
Ученики получают индивидуальные задачи из открытого банка заданий ЕГЭ по математике.
6. Используемая литература.
- Открытый банк заданий ЕГЭ по математике.
- Шевкин А.В.Текстовые задачи по математике.- М.:ИЛЕКСА,2011.
- Ященко И.В.и др. Подготовка к ЕГЭ по математике.-М.:МЦНМО,2014.