Цель занятия: создание чётких представлений о звуках речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Сформировать знания о механизме организации звуков [А] и [У] и их акустических особенностях.
- Формировать понятие «гласные звуки», вводить его в пассивный и активный словарь детей.
- Обучать детей выделять звуки [А] и [У] в словах (в начале и конце слов).
- Закрепить знание букв А, У.
- Учить детей анализировать и синтезировать сочетания типа АУА и короткие слова типа УМ.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать сенсомоторику, координацию речи с движением, пространственное восприятие, мимику, интонационную выразительность речи.
- Совершенствовать фонематическое восприятие в целом.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
- Обучать работать с раздаточным материалом.
- Воспитывать отзывчивость (через стимулирование желания помочь герою занятия).
Форма проведения: путешествие в сказку.
Форма организации: групповая.
Место проведения: кабинет логопеда либо групповое помещение.
Оформление: кукольная парта с сидящей за ней куклой Буратино; на центральной стене помещены звуковые замки; план анализа артикуляции и характеристики звуков, схема – опора для рассказа правила о звуках и буквах.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование. Корзинки для каждого из детей, в которых лежит индивидуальный раздаточный материал: карточки с буквами А и У, красные и синие кружки – символы гласных и согласных звуков, звуковые решётки, звуковые линейки (абаки), зеркала; картинки для игры «Четвёртый лишний» (по первому звуку, например: арбуз, улитка, апельсин, ананас, а также: учитель, уши, указка, автомобиль); картинки с изображением лодки и золотой рыбки; карточки для чтения звукосочетаний АУ, УА, АУА, УАУ; игра «Собери по первым звукам».
Ход занятия
I. Организационный момент. Актуализация знаний по теме. Игра «Сядет тот, кто выполнит задание».
Логопед просит посмотреть на гостей, кивнуть им головой, приветствуя. Предлагает посмотреть, что лежит в корзинках. Напоминает, что брать на занятии из корзинки можно только то, что он предложит и тогда, когда предложит. Затем на свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, потом — со звуком А.
II. Объявление темы. Обозначение проблемы.
– Сегодня мы будем слушать и находить в словах звуки А и У.
В гостях у нас находится Буратино. (Логопед указывает на куклу Буратино, сидящую за игрушечной партой.) Он считает, что звуки А и У очень похожи, и ничего страшного не будет, если их перепутаешь. Вы согласны? (Ответы детей.)
III. Изолированное произношение звуков. Деятельность по анализу артикуляции, характеристике звуков. Закрепление понятий «звук» и «буква». Динамические моменты (развитие общей и мелкой моторики, упражнения на координацию речи с движениями).
– Когда в жизни можно услышать звук А? В каких ситуациях люди произносят его? (Тогда, когда качаем куклу, показываем горло врачу, поём песню.)
– Как работают губы при А? (Рот широко открыт.)
– Что напоминает звук У? (Вой волка, завывание ветра, гудок поезда.)
– Как работают губы при У? (Вытягиваются трубочкой.)
Логопед предлагает детям встать и выполнить упражнения, сопровождая движения речью:
У-у-у (три хлопка), губы хоботком тяну. (Вытянуть губы трубочкой, руки вытянуть вперёд.)
А-а-а (три хлопка), рот откроет детвора. (Руки поднять вверх и развести в стороны, рот открыть.)
Вывод: губки работают по-разному.
– Чем звуки А и У похожи?
Дети проговаривают стих-правило о признаках гласных звуков, сопровождая речь движениями пальцев:
«Губки не мешают (выходить воздуху), (загибают большой палец правой руки)
зубки не мешают, (загибают указательный палец),
голосок работает (загибают средний палец),
можно петь (загибают безымянный палец) -
Это звук гласный (загибают мизинец).
Обозначаем (в такт речи потряхивать кулачком 2 раза)
Красным! (раскрывают ладонь).
Вывод:
– Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки.) Они живут в красном замке – замке певцов.
– Что мы сейчас произнесли? ( Звуки.) Давайте вспомним правило о звуках. (Звук произносим и слышим).Определите, за какими из окошечек красного замка живут звуки А и У? (Дети находят.) Как вы догадались? (По форме окон в замке.)
– Что написано над окошечками? (Буквы.) Вспомним правило о буквах. (Буквы мы видим, читаем и пишем). Покажите букву, которой обозначается звук А. (Дети выбирают нужную букву из ряда других.) Покажите букву, которой обозначается звук У. (Также находят букву У среди других букв).
Логопед предлагает детям встать и проговорить правило о звуках и буквах целиком, сопровождая речь движениями:
Звук (руки вперёд) произносим (руки вверх) и слышим (руки в стороны).
Буквы (руки на пояс, наклон вправо) мы видим (выпрямиться),
Читаем (наклон влево) и пишем (выпрямиться).
(При повторном проговаривании дети выполняют аналогично повороты туловища вправо и влево, наклоны вперёд и назад.)
IV. Деятельность по исключению лишнего слова по первому звуку.
– Буратино в школе не справился с таким заданием: не смог найти лишнюю картинку. Поможем ему.
На доску выставляются 4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.
Задача детей — найти и назвать «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях логопед использует буквы А, У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов. Это позволяет детям зрительно воспринимать разницу в словах.
V. Cовместная деятельность по анализу, синтезу и преобразованию слогов из двух звуков. Работа над интонацией, мимикой в процессе динамических моментов.
– Буратино был не очень внимательным учеником, он всё путал и попал однажды не в сказку «Приключения Буратино», а в сказку «Доктор Айболит». Идёт он по незнакомой стране. Навстречу ему Бармалей. Покажем, как говорил Бармалей: «Ам!» (Дети встают и, повторяя за логопедом, выполняют движение, как бы пугая, желая «проглотить » кого-то, голосом подражая Бармалею.)
– Какой первый звук вы услышали? (А) Каким цветом его обозначим? (Красным.) Возьмите красный кружок. Понажимаем на звук. Какой второй звук? (М) Каким цветом мы его обозначим? (Синим.) Почему? (Это согласный звук.) Поставим под кружки буквы.
– Спасём Буратино. Поменяем А на У. Что получилось? (УМ) Стал Бармалей умным и перестал пугать маленьких детей. А кружки будем менять местами? (Нет.) Почему? (Дети поясняют).
– Идет наш герой дальше. Великаны рубят огромные деревья: УХ! Давайте изобразим великанов, рубящих лес. (Дети встают, изображают, приговаривая при этом в такт движениям: Ух! Ух!, подражая дровосекам– великанам)
– Какой первый звук? Второй? Какие кружки возьмём? А какие буквы нужны для обозначения этих звуков?
– Удивился Буратино: АХ! (Логопед предлагает детям изобразить удивляющегося Буратино с помощью жестов, мимики и интонации.)
– Как превратить УХ в АХ? (Дети объясняют.)
VI. Совместная деятельность по анализу, синтезу сочетаний звуков. Работа со звуковыми линейками.
– Идёт он по незнакомой стране, а отовсюду разнообразные звуки раздаются. Откройте, пожалуйста, столько окошечек на звуковой линейке, сколько звуков услышал Буратино в каждой из ситуаций. (Логопед называет последовательно различные звукосочетания.)
А – бегемот показывает горло Айболиту.
УА – плачут детки у обезьянки.
УХ – ухает филин.
АУА – поют необычные птицы.
(Дети воспринимают их только на слух и открывают «окошечки» на звуковых линейках.)
VII. Динамическая пауза. Координация речи с движениями. Совместная деятельность по выделению слов со звуками из текста на слух.
– И вспомнил Буратино о своей стране. Вспомнил о том, как он ходил с папой Карло в лес и грибы собирал.
Буратино на опушке Наклоняются, «собирают грибы».
Искал грузди и волнушки.
Сова: — У-ух! Выполняют взмахи руками, как крыльями.
Сова: — У-ух!
У Буратино замер дух. Приседают.
– Какие слова со звуками А и У встретились в стихотворении? (Дети находят. Логопед отмечает детей, назвавших слова со звуками А и У в середине слов.)
VIII. Совместная деятельность по различению А, У в конце слов. (Выделение звуков А, У в конце падежных форм одного существительного.)
– Но надо домой выбираться. Вышел к морю. Я буду говорить, что видел Буратино, а вы показывайте последнюю букву последнего слова. Но последнее слово я заменю картинкой.
У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы А и У. Логопед объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву.
На волнах качалась деревянная (лодка.) Но она была старая. Нельзя садиться в такую (лодку). И тут приплыла золотая (рыбка). Просит Буратино о помощи волшебную добрую (рыбку).
IX. Совместная деятельность по определению места звука в слове. Работа со «звуковыми решётками».
– Но рыбка сказала, что поможет Буратино, если он выполнит её задание: определит, А или У в словах и определит их место. Найдёт, где спрятались эти звуки: в начале или конце слова.
У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и карточки с буквами А, У. Логопед просит внимательно слушать слова я ставить нужную букву в начало или конец карточки, в соответствии позицией изучаемых звуков. Слова: уши, слеза, умница, выйду.
– И как только определил Буратино место звука в последнем слове, тут же выбрался из чужой сказки и оказался в своей сказке.
X. Упражнение в чтении сочетаний.
– И с той поры Буратино хорошо знает звуки и буквы А и У. Он быстро учится читать. Давайте и мы с ним поупражняемся в чтении.
(На карточках, последовательно предъявляемых логопедом, читают различные звукосочетания и слоги с этими буквами хором и индивидуально.)
АУ, УА, УАУ, АУА, АМ, УМ.
XI. Подведение итогов, оценка.
– Какие звуки мы тренировались слышать? Что в них общего?
– Буратино принёс вам игру в знак благодарности, чтобы вы с воспитателем поиграли.
(Демонстрируется игра «Собери слово по первым звукам», напоминаются правила игры в неё, одно слово дети составляют для образца.)
Литература:
- Агранович З.Е., Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
- Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 2000.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
- «На пороге школы: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга»/составитель Т.Н. Доронова-М. – Просвещение, 2004.