Среди большого числа инноваций в современном школьном образовании развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.
Развивающее обучение - это учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека.
В ходе реализации развивающего обучения на уроках географии, в том числе при изучении своего региона, происходит развитие внимания, мышления и памяти у учащихся, повышается мотивация обучения.
Примером изучения географии Красноярского края с применением развивающего обучения является предлагаемый автором конспект урока-игры, в котором обобщаются знания по разделу “Физическая география Красноярского края”.
Цели.
Образовательная – закрепить у учащихся знания по разделу “Физическая география Красноярского края”;
Воспитательная – способствовать формированию коммуникативных отношений учащихся посредством работы в группах;
Развивающая – способствовать формированию картографической компетентности, развитию внимания, памяти и мышления.
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
I. Организационный момент
Для проведения игры учителю необходимо разделить класс на несколько групп. В течение урока каждая команда получит 5 разных заданий, при успешном выполнении которых учитель сможет присудить определенное количество баллов. Возможно добавление дополнительных баллов команде, которая выполнит задание раньше остальных команд. В итоге побеждает та команда, которая получит наибольшее количество баллов.
II. Проведение игры
Задание № 1 “Разминка”
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ - 1 бал, если команда не отвечает, то может ответить другая команда на дополнительный бал.
Вопросы “Разминки”
1. В каком году был образован Красноярский край?
2. В каком году был построен Красноярский острог?
3. Кем был построен Красноярский острог?
4. В какой историческом периоде появилась золотодобывающая промышленность?
5. Какие месторождения золота на территории края, вы знаете?
6. Когда появился Московский тракт?
7. Когда впервые стали торговать с китайцами?
8. Когда появилась первая железная дорога?
9. Какие народы являются коренным населением в крае?
10. Назовите главную водную артерию края.
11. Какое место в России занимает Енисей по длине?
12. Какое место в России занимает Енисей по площади?
13. Как называется самое крупное озеро края?
14. Как называется озеро-центр России?
15. Куда впадает Енисей?
16. Назовите любое месторождение нефти в крае.
17. Назовите любое месторождение каменного угля в крае.
18. Назовите месторождение бурого угля в крае.
19. Назовите крупнейшее месторождение меди в крае.
20. Назовите крупнейшее месторождение никеля в крае.
21. Как называется самая северная материковая точка края?
22. Как называется архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, относящийся к территории края?
23. Между какими городами расположена самая северная железная дорога края?
24. Как называется самая северная обширная равнина края?
25. Как называется самая высокая гора края?
Задание № 2 “Буквенный лабиринт”
Каждая команда получает карточку-задание, на которой с левой стороны изображен буквенный лабиринт, в котором необходимо отметить 10 слов, а с правой - вопросы-задания.
Буквенный лабиринт
А | Н | У | Х | А | К | Н | Т | А |
Т | Г | И | Г | А | А | С | В | Й |
У | А | Р | А | Р | К | И | Я | М |
Н | Д | О | В | И | А | Г | Ф | Ы |
Р | Р | А | П | В | И | Е | Й | Р |
Н | О | Р | Б | Ю | И | С | Я | Р |
Й | К | И | Д | Е | Н | Л | Ь | Л |
Н | Ж | Л | Ь | У | Г | О | Р | Т |
Г | Е | Ы | С | К | Б | А | Р | У |
1. Приток Енисея, вытекающий из озера Байкал (6 букв)
2. Административный центр Эвенкийского муниципального района (4 буквы)
3. Самый северный город Красноярского края (8 букв)
4. Главная водная артерия края (6 букв)
5. Республика, входящая в состав края до 1991 года (7 букв)
6. Самый крупный полуостров Красноярского края (6 букв)
7. Озеро Красноярского края, являющееся центром России (4 буквы)
8. Один из речных портов Красноярского края (6 букв)
9. Природная зона, в которой обитают: северные олени, черный журавль, песец (6 букв)
10. Полезное ископаемое, добываемое на Канско-Ачинском месторождении (5 букв).
Задание № 3 “Конструктор” (приложение 1)
Каждая команда получает конверт с карточкой заданием и набором карточек-ответов. Та команда, которая справляется первой, получает дополнительный бал.
Задание № 4 “Конверты” (приложение 2)
Каждая команда получает карточку с географическим понятиями, которые необходимо разместить по трем группам:
- принадлежащие России,
- принадлежащие миру,
- принадлежащие Красноярскому краю.
Задание № 5 “Кроссворд”
Для проведения этого задания учитель предварительно давал опережающее задание группам: составить кроссворд из 10 географических объектов, расположенных на территории Красноярского края.
На уроке группы обмениваются своими кроссвордами и заполняют их.
III. Подведение итогов игры.
Подсчитывается сумма баллов каждой команды. Определяется победитель.
Ответы на задания
Задание № 2 “Буквенный лабиринт”
- Ангара
- Тура
- Норильск
- Енисей
- Хакасия
- Таймыр
- Виви
- Игарка
- Тундра
- Уголь
Задание № 3. “Конструктор”
1. Состав Красноярского края: Красноярский край, Эвенкийский МР, Таймырский МР.
2. Города Красноярского края: Дудинка, Игарка, Норильск, Минусинск, Уяр, Бородино, Ачинск, Тура.
3. Формы рельефа Красноярского края: пик Грандиозный, г. Ледниковая, Минусинская котловина, Енисейский кряж, Восточный Саян, Горы Бырранга, плато Путорана, г. Черная Сопка.
4. Реки Красноярского края: Ангара, Турухан, Подкаменная Тунгуска, Кан, Еллогуй, Пясина.
Задание № 4. “Конверты”
РОССИЯ: мыс Дежнева, Алтайские горы, республика Бурятия, Обь, Байкал, архипелаг Новая Земля, Лена, гора Белуха.
МИР: мыс Юго-Восточный, Гималаи, Ниагарский водопад, Нил, пустыня Намиб.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ: Енисей, Таймырский полуостров, пик Грандиозный, мыс Челюскина, архипелаг Северная Земля, гора Ледниковая, река Турухан.