Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений
Цели урока:
- Образовательные: обобщить и систематизировать теоретический материал по геометрической прогрессии; отработка умений и навыков применения формулы n-го члена прогрессии, формул суммы n первых членов прогрессии; совершенствование вычислительных навыков.
- Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; формирование умений применять приемы: наблюдения, сравнения, систематизации и обобщения; расширение математического и общего кругозора.
- Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; выработка желания и потребности обобщать полученные факты и знания; развитие самостоятельности и любознательности.
Оборудование: интерактивная доска, Презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Слайд 1)
II. Сообщение темы и цель урока (Слайд 2)
III. Устная работа (Слайд 4)
1. Повторяем формулы
1) Дайте определение геометрической прогрессии
2) Знаменатель
3) Формула n-го члена геометрической прогрессии
4) Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии
2. Определить вид прогрессии и продолжить числовой ряд (Слайд 5)
1) 5; 5,5; 6; 6,5 …
2) – 9; – 10,5; – 12; – 13,5 …
3) 6; 0,6; 0,06; 0,006 …
4) – 2,2; 4,4; – 8,8; 17,6 …
5) 3 + а; 2а + 5; 3а + 7…
6) 2с; 4с2; 8с3…
IV. Практикум по решению задач (Слайд 6)
1) Записать формулу n-го члена геометрической прогрессии, если в2 = 12; в3 = 36.
2) Найти сумму первых 8 членов прогрессии, если в2 = 6; в4 = 24.
V. Это интересно (Слайд 7)
Яков Исидорович Перельман (1882-1942) – учёный, популяризатор физико-математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Один из первых пропагандистов идей К. Э. Циолковского. Автор свыше 100 книг («Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Межпланетные путешествия» и др.), которые переведены на 24 языка народов мира и изданы общим тиражом свыше 13 млн. экземпляров
– Рассмотрим две задачи из книги «Занимательная алгебра» Якова Исидоровича Перельмана.
Задача №1 (Слайд 8)
Однажды незнакомец постучал в окно к
богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду
ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000
рублей. А ты мне в первый день за 100 000
р. дашь 1 копейку, во второй день за 100 000 р. –
2 копейки, и так каждый день будешь увеличивать
предыдущее число денег в два раза. Если тебе
выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».
Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что
за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 рублей. На
следующий день пошли к нотариусу и узаконили
сделку.
Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?
Задача №2 (Слайд 9)
Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель,
обретя лошадь, раздумал и возвратил ее продавцу,
говоря: «Нет мне расчёта, покупать за эту цену
лошадь, которая таких денег не стоит». Тогда
продавец предложил другие условия:
"Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи
её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в
придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За
первый гвоздь дай мне 1/4 коп., за второй – 1/2 коп.,
за третий – 1 коп., и т.д.“
Покупатель, соблазненный низкой ценой, и желая
даром получить лошадь, принял условия
продавца, рассчитывая, что за гвозди придется
уплатить не более 10 рублей.
На сколько покупатель проторговался?
VI. Применение прогрессий в биологии и медицине (Слайд 11)
В благоприятных условиях бактерии
размножаются так, что на протяжении одной минуты
одна из них делится на две. Указать количество
бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут.
Решение задачи объясняет возникновение
эпидемий.
VII. Самостоятельная работа (Слайд 12)
Тест
1. Последовательность (bn) – геометрическая прогрессия. Найдите b5, если b1 = 27; q =
1) ; 2) ; 3) ; 4) 3.
2. Последовательность b1; 10; b3; b4; 80 — геометрическая прогрессия. Найдите b3.
1) 55; 2) – 20; 3) 40; 4) 20
3. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …
1) – 254; 2) 508; 3) 608; 4) –508.
4. Найдите седьмой член геометрической прогрессии – 40; – 20; …
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
VIII. Подведение итогов урока (Слайд 13)
Выставление отметок за работу на уроке.
Учащимся предлагается оценить свои знания
и умения на конец урока.
Ответить на вопрос, был ли полезен
урок для каждого из них? Чем?