Цель: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни; способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков.
Оборудование: листы для основной работы, толковые словари, словарь эпитетов русского языка, птицы из цветной бумаги, лепестки цветка с записью слов, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, слова и тексты на полосках бумаги, магниты, ноутбук, презентация с репродукцией картин, проектор, экран.
Ход мастерской
Индуктор.
- Что вы видите на своих столах? (Cиние птицы). Как вы думаете, а для чего они здесь? (Предположения детей).
- Что символизирует Синяя птица? (Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои пьесы М. Метерлинка).
- Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебным образом преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? (Любовь, доброта, искренность могут творить настоящие чудеса; каждый человек может научиться видеть красоту мира; прежде чем отправиться на поиски счастья, оглянись вокруг: может, оно где-то рядом, а ты его просто не замечаешь. Счастье надо искать в самом себе.)
- Часто в жизни мы желаем друг другу счастья. Каждый человек хочет быть счастливым. О счастье мы мечтаем и пытаемся найти ответ на один вопрос… Какой же это вопрос?
Чтение отрывка стихотворения С.Асадова “Что такое счастье”:
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
- Я думаю, вы уже догадались, на какой вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ (“Что такое счастье?”).
Самоконструкция.
- Птица Счастья – синего цвета. А может быть, для вас счастье ассоциируется с другим цветом. Выберите птицу вашего любимого цвета (птицы разных цветов лежат в конвертах). Напишите на ней слово “счастье”.
Создание ассоциативного ряда, связанного со словом “счастье”.
- Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Запишите, какие слова “притягивает” это слово.
- Произнесите вслух те слова, которыми захотелось поделиться с нами.
- Работа со словарями.
- Поработайте с толковыми словарями. Найдите определение слова “счастье”.
1) Толкование слова “счастье” в словаре С.И. Ожегова. Счастье – 1) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Семейное счастье). 2) Успех, удача. (Посчастливилось).
2) Толкование слова “счастье” в словаре Ушакова. Счастье – 1) Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. 2) Успех, удача.
3) Толкование слова “счастье” в словаре Даля. Счастье – случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.
Социоконструкция. Пополнение своих знаний, работа в группах по созданию нового целого явления из существующих элементов.
Представление результатов работы – по выбору.
1 группа
Перед вами слова-состояния, слова-характеры. Какие из этих слов ассоциируются у вас со словом “счастье”? Почему?
Радость, любовь, внимание, разлука, недоверие, доброта, верность, грусть, понимание, предательство, забота, обида, ссора, доверие, красота, глупость, смелость, удача, успех, смех, веселье, зависть, мечта, надежда. (Из слов, записанных на лепестках цветка, дети составляют “Цветок счастья”).
2 группа
Поработайте со словарем эпитетов русского языка. Какие эпитеты могли бы подойти к вашему ощущению счастья? (выберите 5-6 эпитетов). Полоски с соответствующими эпитетами прикрепляются на доску.
3 группа
Прочитайте пословицы и поговорки (Приложение 1). Выберите те из них, которые отражают ваше понимание счастья. (Выберите 3-5 пословиц и поговорок). Полоски с пословицами и поговорками прикрепляются на доску.
4 группа (ноутбук)
Перед вами афоризмы (Приложение 1). Афоризм – это изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Выберите 2-3 афоризма, которые отражают ваше понимание счастья. Полоски с афоризмами приклеивают на лист бумаги.
5 группа
Картинная галерея (ноутбук).
Рассмотрите предложенные репродукции картин известных художников (Приложение 2). Какими картинами можно проиллюстрировать слово “Счастье”? (Выберите 4-5 картин). Лишние картины удаляются. Презентация выбранных репродукций.
Социализация.
Каждая группа представляет результат своей работы.
Самоконструкция.
- Закончите предложения (по выбору):
“Быть счастливым, значит … ”
“Счастье невозможно без …”
“Я счастлив(а), когда … ”
Социализация.
- Если вам захотелось поделиться своими мыслями с другими, прочитайте свои предложения.
Вывод: Счастье – это … (обобщение всех предложенных детьми вариантов)
Например, здоровье; дружная и счастливая семья; получать хорошие оценки; много друзей; возможность путешествовать; заниматься любимым делом и т.д.
- Как вы понимаете слова, сказанные одним из Блаженств в пьесе М. Метерлинка “Синяя птица”: “В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные… “? (Высказывания учащихся).
Творческая работа.
- Пришло время оформить ваши мысли в виде небольшого сочинения. Используйте слова, сочетания, предложения, записанные нами во время работы. Это может быть проза или стихи, решайте сами. Пусть ваше настроение, ваши эмоции помогут вам в работе.
Звучит тихая музыка. Дети пишут небольшое сочинение-размышление.
Афиширование (по желанию детей).
Учитель читает стихотворение.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
Рефлексия.
- Поделитесь своими мыслями о нашей работе.
Спасибо за урок!
Презентация (у автора)