Эпиграф урока:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления это путь самый благородный
путь подражания - то путь самый легкий
и путь опыта это путь самый горький. Конфуций
Цели урока:
- систематизация и обобщение знаний учащихся по теме “Умножение и деление натуральных чисел”;
- развитие логического мышления; развитие исследовательских умений;
- воспитание интереса к изучению предмета.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия множитель, делитель, делимое, произведение и частное; применять свойства умножения и деления при вычислениях.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
участвовать в коллективном обсуждении проблем и взаимоуважение собеседников, воспитывать внимание, ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты.
Умение:
- выполнять умножение и деление натуральных чисел;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении;
- применять свойства умножения и деления при вычислениях,
- рассуждать и делать выводы;
- оценивать себя и товарищей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Методы обучения:
словесные (при формировании теоретических и фактических знаний);
наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
проблемно-поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу);
индуктивный метод (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения);
методы контроля и самоконтроля (рефлексии).
Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Мне сегодня хочется вам привести слова Роджера Бэкона “Математика - это дверь и ключ ко всем наукам”. Без математических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим с вами усваивать математику, каждый день, добывая новые и новые знания, которые помогут вам в изучении других предметов, как физика, химия и география, а также в нашей практической повседневной деятельности. Домашняя работа проверяется консультантами до начала урока.
2. Актуализация знаний. А вот изучение математики нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. Если вы правильно посчитаете мною предложенные примеры, вы узнаете тему урока.
Выполните действия:
1) Н 6) 100:4 Ж
2) И 7) Е
3) М 8) Д
4) У 9) Л
5) О 10) 400:0 К
52 | 60 | 360 | 320 | 25 | 1000 | 360 | 50 | 1000 |
у | м | н | о | ж | е | н | и | е |
и
4 | 1000 | 12 | 1000 | 360 | 50 | 1000 |
д | е | л | е | н | и | е |
3. Целепологание и мотивация. Итак, как звучит наша тема? Умножение и деление натуральных чисел, и их свойства.
Ученик: Эти темы мы изучали только по отдельности
Учитель: Совершенно верно. Наша задача обобщить и систематизировать знания по этой теме, чтобы хорошо справиться с предстоящей контрольной работой.
4. Проектная работа. К этому уроку вы получили задание провести исследовательскую работу и создать проект на тему “Нестандартные способы умножения”. Посмотрим, как вы справились.
Приложение 1. Выступление учащихся.
5. Систематизация знаний.
1) Парная работа.
На каждой парте лежат заранее заготовленные карточки для устной работы. Карточка состоит из теоретической и практической части. На обратной стороне карточек приготовлены ответы другого варианта для быстрой проверки. Отметку выставляют в специальном оценочном листе ученика.
1 вариант
Теоретическая часть
1. Как называют числа, которые перемножают?
2. Чему равно ? ?
3. Как найти неизвестный делитель?
4. Сформулируйте сочетательное свойство умножения
Практическая часть
5. Решите уравнение:
Ответы. №1. Множители № 2. 0;1 № 3. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. №4. Чтобы умножить произведение двух чисел на третье число можно умножить первое число на произведение второго и третьего чисел. № 5. 7
2 вариант
Теоретическая часть
1. Как найти неизвестный множитель?
2. Чему равно ? ?
3. Сформулируйте переместительное свойство умножения.
4. Как найти неизвестное делимое?
Практическая часть
5. Решите уравнение:
Ответы. №1. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель №2. ;0 №3. От перестановки множителей значение произведения не меняется. № 4. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. №5. 72
2) Задания для фронтальной работы
1. Вычислите наиболее удобным способом и сформулируйте соответствующие свойства умножения
а)
б)
в)
г)
Сочетательное свойство: Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.
Распределительное свойство: Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения.
2.Упростите выражения а) б)
3. Примените распределительное свойство умножения а) б)
4. Решите уравнения: а) б)
5. Для приготовления мармелада берут 3 части яблочного пюре, 2 части сливового пюре, 2 части сахара и 1 часть воды. Найдите массу каждого продукта, необходимого для приготовления 4 кг мармелада.
6. Периметр одного квадрата в 3 раза больше периметра второго квадрата. Найдите площадь большего квадрата, если сумма периметров двух этих квадратов равна 48 см.
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа в форме теста. Приложение 3
8. Рефлексия. Подведем итоги. Заранее заготовлены сигнальные карты зеленого, красного и синего цвета для каждого ученика.
- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
- Отметьте, с каким настроением вы сегодня работали?
Зеленый. Мне было все понятно
Синий. Небольшие недочеты, есть, над чем работать
Красный. Были неудачи, но я все преодолею.
Домашнее задание. №669, 671
Дополнительное задание.
Решите уравнения:
1 уровень:
а)
б)
2 уровень:
а)
б)
3 уровень:
а)
б)
Использованная литература
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., А.С. Чесноков, Шварцбурд С.И. Математика 5, М.: Мнемозина. 2011.
2. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкина и др. М.: Экзамен, 2013.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М.: Классик стиль, 2009.
4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики, - М. Просвещение. 1989.