Цели:
- построение знаний о праздниках и их проведении;
- развитие исследовательских умений: выдвигать и проверять предположения, умение пользоваться литературой, делать обоснованные выводы;
- воспитание толерантности при проведении праздников, забота и уважение к окружающим людям;
- развитие творческих и экономических умений при подготовке к праздникам в семье.
1. Выдвижение проблемы
Все мы любим праздники, не так ли? А какие праздники вы знаете?
Девочки делятся своими соображениями. Учитель фиксирует их ответы на доске.
Праздники
День рождения
Новый год
Пасха
Курбан Байрам
2. Создание проблемной ситуации
- Молодцы! Вы знаете самые любимые и радостные семейные праздники. По своему содержанию праздники могут быть светские, народные, традиционные, фольклорные, религиозные и семейные.
Мы представляем как встретить День рождение и Новый год - это праздники, которые мы любим с детства. А проведение праздника Святой Пасхи у христиан и праздника Курбан Байрам у мусульман мы осознаем с возрастом. Как подготовиться к этим праздникам, что приготовить, какие особенные игры в эти дни, нам и предстоит сегодня узнать.
Мы живем в многонациональном государстве, многонациональной республике и должны знать и уважать традиции наших народов. Ваши соседи – татары, русские, евреи, чуваши и другие национальности и мы должны с уважением относиться к их – традициям, праздникам, угощать соседей своими национальными блюдами.
Самыми яркими праздниками в нашей республике являются праздник Пасхи у христиан и праздник Курбан-Байрам у мусульман. Иногда, в определенные годы из-за переходности этих праздников, они совпадают вместе – в один воскресный день. И сегодня нам предстоит узнать о традициях проведения этих праздников в семьях. На прошлом уроке было дано задание – подготовить сообщение на тему “Праздник Пасха” и “Праздник Курбан-Байрам”.
- Cлушаем сообщения учащихся.
- Что общего в основе этих праздников? Что вы заметили?
- Иисус принес себя в жертву ради людей у христиан. В этот день православной церковью отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе память о добровольной жертве во имя человечества. Священное животное было принесено в жертву у мусульман (вместо человека). Эта победа добра над злом должна объединять людей независимо от их веры.
- Вы, наверное, наблюдали подготовку к проведению этих праздников в семье? Что вы наблюдали? Давайте наметим план. Совместными высказываниями составляем план.
Для проведения праздника Пасха:
- уборка в доме, некоторые добавляют – в четверг;
- приготовление особых блюд – перечисляют (крашеные яйца, куличи, пасха);
- ходят в церковь;
- готовят праздничный стол, приходят гости, некоторые – угощаем соседей;
- в солнечную погоду ходим гулять.
Для проведения праздника Курбан-Байрам:
- уборка в доме;
- приготовление особых блюд – перечисляют (блюда из мяса, губадия, треугольники фрукты и др.);
- ходят в мечеть;
- готовят праздничный стол, приходят гости, некоторые – угощаем соседей;
- в солнечную погоду выезжаем за город к родственникам.
- Посмотрите, девочки, как много общего в проведении праздников мы наметили.
- Нам, наверное, интересно узнать, почему мы готовим особые блюда? Какое смысловое значение они имеют?
Построение знаний.
- Почему именно на Пасху готовят куличи, что это за блюдо?
- Пасхальный кулич делают из особого дрожжевого теста. Благодаря своему рецепту он долго остается мягким. Одно из обязательных условий кулича – он должен быть высоким. В тесто добавляют и цукаты, сухофрукты, орехи. Обязательно – освятить кулич в церкви. С такого кушанья следует начать праздничную трапезу: попробовать кулич самим и угостить им своих гостей и соседей.
- Если мы замешиваем тесто, что в основе этого теста? Конечно - это мука, из которой делают основной вид продукта – это хлеб. По преданию, Иисус поделился хлебом со своими учениками. На праздник же выпекают куличи – как разновидность хлебного продукта. Но смысловое значение осталось – поделиться с другими.
- Пасха – особое блюдо из творога. Напоминает нам, что время кровавых жертв прошло.
- Крашение яиц. Яйца как символ жизни, зарождение нового. По преданию, Мария Магдалена пришла к римскому императору Тиберию, подарила куриное яйцо и возвестила о воскресении Иисуса Христа. Но Тиберий не поверил ей и сказал, что этого не может быть как не бывает красных яиц. В тот же миг принесенное яйцо покраснело в руках Тиберия. С тех пор все православные придерживаются традиции красить на Пасху куриные яйца. Самым распространенным цветом является красный.
Современные приспособления позволяют сделать из яиц настоящие шедевры: украсить росписью, рисунками, лентами, бисером.
Таким образом, мы познакомились с особенностями приготовления традиционных блюд православных христиан.
- Какие блюда готовятся на традиционный стол праздника Курбан Байрам?
Традиционными блюдами являются – мясные блюда жертвенных животных: лапша, мясо по-татарски, плов и огромное количество разнообразнейшей выпечки. Тут и губадия – многослойный пирог для особых торжеств, и треугольники , чак-чак – орешки из теста в меду, паштеты – сладкие пироги, воздушный хворост, огромное количество фруктов.
Обязательным является деление жертвенного животного на три части: мечети, себе и в помощь бедным.
Таким образом, мы вместе вспомнили и назвали традиционные блюда, которые приготавливают на праздники христиане и мусульмане.
Какие же игры, развлечения были во время этих празднеств?
Во время пасхальной неделе проводили игры с яйцами:
- разбивание яиц (у кого крепче скорлупа у яйца тот и победитель);
- катание яиц с горки (у кого дальше тот и победитель);
- кто больше найдет яиц (прятали в саду, в доме – нужно было найти);
- катались на качелях;
- водили хороводы, пели песни.
Если праздник Курбан Байрам был весной или летом – тоже качались на качелях, водили хороводы и распевали лирические песни.
Как много общего у народов, проживающих на одной территории! Мы готовим одни блюда – лапшу, щи, борщ и не задумываемся чьи это блюда – русских или татар. У нас есть чему поучиться друг у друга!
Выполнение практической работы.
Для выполнения практической работы по приготовлению традиционных блюд девочки объединяются в группы по желанию:
1 группа получает задание – приготовить традиционные пасхальные яйца. Их нужно украсить и красиво уложить на посуде;
2 группа получает задание – приготовить куличи (кексы) в небольших формочках и обязательно украсить;
3 группа получает задание – приготовить чак-чак – блюдо, которое готовится в особенно торжественных случаях;
4 группа получает задание – приготовить чай, любимый напиток жителей Татарстана.
Кроме этого, нужно рассказать рецепты приготовления, способы украшения. Задания группы получают на предыдущем уроке, чтобы можно было подготовиться, просмотреть литературу и другие источники.
1 группа – окрашивает вареные яйца, приклеивает наклейки, расписывает гуашью;
2 группа - готовит творожные кексы в формочках и украшает взбитым белком, цветным пшеном;
3 группа – готовит чак-чак. Способ приготовления требует особого навыка. Готовится крутое пресное тесто, нарезается маленькими шариками, обжаривается и в охлажденном виде смешивается с медом;
4 группа – готовит чай и организует праздничный стол из всех блюд, которые готовили группы. Застилает столы скатертями, оформляет салфетки, расставляют еловые веточки или веточки с проросшими листьями. Приглашают всех к столу. Пьют чай, обмениваются впечатлениями об услышанном на уроке и проделанной работе. Не зря говорят - “Скатерть – символ мира”.
Формулирование выводов.
Вместе с учителем девочки дополняют кластер, который приобретает следующий вид.
Праздники.
День рождения - можно готовить все что нравится, любимые блюда.
Новый год – можно приготовить любые блюда.
Пасха – обязательно готовятся традиционные блюда и блюда по желанию.
Курбан-Байрам – обязательно готовятся традиционные блюда и блюда по желанию.
Рефлексия.
Учитель организует беседу по вопросам:
- Удалось ли нам ответить на вопрос как организовать семейные праздники?
- Нужны ли нам знания в происхождении того или иного праздника?
- Что вам было известно, а что было для вас новым?
- А сейчас каждая самостоятельно допишите следующую фразу: “Теперь я смогу помогать маме лучше, потому что…”.
Девочки читают свои резюме в группах, затем выборочно – для всего класса.
Домашнее задание.
Составить рекомендации по проведению семейного праздника День рождение бабушки.