Урок технологии на тему "Праздник в нашем доме"

Разделы: Технология


Цели:

- построение знаний о праздниках и их проведении;

- развитие исследовательских умений: выдвигать и проверять предположения, умение пользоваться литературой, делать обоснованные выводы;

- воспитание толерантности при проведении праздников, забота и уважение к окружающим людям;

- развитие творческих и экономических умений при подготовке к праздникам в семье.

1. Выдвижение проблемы

Все мы любим праздники, не так ли? А какие праздники вы знаете?

Девочки делятся своими соображениями. Учитель фиксирует их ответы на доске.

Праздники

День рождения

Новый год

Пасха

Курбан Байрам

2. Создание проблемной ситуации

- Молодцы! Вы знаете самые любимые и радостные семейные праздники. По своему содержанию праздники могут быть светские, народные, традиционные, фольклорные, религиозные и семейные.

Мы представляем как встретить День рождение и Новый год - это праздники, которые мы любим с детства. А проведение праздника Святой Пасхи у христиан и праздника Курбан Байрам у мусульман мы осознаем с возрастом. Как подготовиться к этим праздникам, что приготовить, какие особенные игры в эти дни, нам и предстоит сегодня узнать.

Мы живем в многонациональном государстве, многонациональной республике и должны знать и уважать традиции наших народов. Ваши соседи – татары, русские, евреи, чуваши и другие национальности и мы должны с уважением относиться к их – традициям, праздникам, угощать соседей своими национальными блюдами.

Самыми яркими праздниками в нашей республике являются праздник Пасхи у христиан и праздник Курбан-Байрам у мусульман. Иногда, в определенные годы из-за переходности этих праздников, они совпадают вместе – в один воскресный день. И сегодня нам предстоит узнать о традициях проведения этих праздников в семьях. На прошлом уроке было дано задание – подготовить сообщение на тему “Праздник Пасха” и “Праздник Курбан-Байрам”.

- Cлушаем сообщения учащихся.

- Что общего в основе этих праздников? Что вы заметили?

- Иисус принес себя в жертву ради людей у христиан. В этот день православной церковью отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе память о добровольной жертве во имя человечества. Священное животное было принесено в жертву у мусульман (вместо человека). Эта победа добра над злом должна объединять людей независимо от их веры.

- Вы, наверное, наблюдали подготовку к проведению этих праздников в семье? Что вы наблюдали? Давайте наметим план. Совместными высказываниями составляем план.

Для проведения праздника Пасха:

- уборка в доме, некоторые добавляют – в четверг;

- приготовление особых блюд – перечисляют (крашеные яйца, куличи, пасха);

- ходят в церковь;

- готовят праздничный стол, приходят гости, некоторые – угощаем соседей;

- в солнечную погоду ходим гулять.

Для проведения праздника Курбан-Байрам:

- уборка в доме;

- приготовление особых блюд – перечисляют (блюда из мяса, губадия, треугольники фрукты и др.);

- ходят в мечеть;

- готовят праздничный стол, приходят гости, некоторые – угощаем соседей;

- в солнечную погоду выезжаем за город к родственникам.

- Посмотрите, девочки, как много общего в проведении праздников мы наметили.

- Нам, наверное, интересно узнать, почему мы готовим особые блюда? Какое смысловое значение они имеют?

Построение знаний.

- Почему именно на Пасху готовят куличи, что это за блюдо?

- Пасхальный кулич делают из особого дрожжевого теста. Благодаря своему рецепту он долго остается мягким. Одно из обязательных условий кулича – он должен быть высоким. В тесто добавляют и цукаты, сухофрукты, орехи. Обязательно – освятить кулич в церкви. С такого кушанья следует начать праздничную трапезу: попробовать кулич самим и угостить им своих гостей и соседей.

- Если мы замешиваем тесто, что в основе этого теста? Конечно - это мука, из которой делают основной вид продукта – это хлеб. По преданию, Иисус поделился хлебом со своими учениками. На праздник же выпекают куличи – как разновидность хлебного продукта. Но смысловое значение осталось – поделиться с другими.

- Пасха – особое блюдо из творога. Напоминает нам, что время кровавых жертв прошло.

- Крашение яиц. Яйца как символ жизни, зарождение нового. По преданию, Мария Магдалена пришла к римскому императору Тиберию, подарила куриное яйцо и возвестила о воскресении Иисуса Христа. Но Тиберий не поверил ей и сказал, что этого не может быть как не бывает красных яиц. В тот же миг принесенное яйцо покраснело в руках Тиберия. С тех пор все православные придерживаются традиции красить на Пасху куриные яйца. Самым распространенным цветом является красный.

Современные приспособления позволяют сделать из яиц настоящие шедевры: украсить росписью, рисунками, лентами, бисером.

Таким образом, мы познакомились с особенностями приготовления традиционных блюд православных христиан.

- Какие блюда готовятся на традиционный стол праздника Курбан Байрам?

Традиционными блюдами являются – мясные блюда жертвенных животных: лапша, мясо по-татарски, плов и огромное количество разнообразнейшей выпечки. Тут и губадия – многослойный пирог для особых торжеств, и треугольники , чак-чак – орешки из теста в меду, паштеты – сладкие пироги, воздушный хворост, огромное количество фруктов.

Обязательным является деление жертвенного животного на три части: мечети, себе и в помощь бедным.

Таким образом, мы вместе вспомнили и назвали традиционные блюда, которые приготавливают на праздники христиане и мусульмане.

Какие же игры, развлечения были во время этих празднеств?

Во время пасхальной неделе проводили игры с яйцами:

- разбивание яиц (у кого крепче скорлупа у яйца тот и победитель);

- катание яиц с горки (у кого дальше тот и победитель);

- кто больше найдет яиц (прятали в саду, в доме – нужно было найти);

- катались на качелях;

- водили хороводы, пели песни.

Если праздник Курбан Байрам был весной или летом – тоже качались на качелях, водили хороводы и распевали лирические песни.

Как много общего у народов, проживающих на одной территории! Мы готовим одни блюда – лапшу, щи, борщ и не задумываемся чьи это блюда – русских или татар. У нас есть чему поучиться друг у друга!

Выполнение практической работы.

Для выполнения практической работы по приготовлению традиционных блюд девочки объединяются в группы по желанию:

1 группа получает задание – приготовить традиционные пасхальные яйца. Их нужно украсить и красиво уложить на посуде;

2 группа получает задание – приготовить куличи (кексы) в небольших формочках и обязательно украсить;

3 группа получает задание – приготовить чак-чак – блюдо, которое готовится в особенно торжественных случаях;

4 группа получает задание – приготовить чай, любимый напиток жителей Татарстана.

Кроме этого, нужно рассказать рецепты приготовления, способы украшения. Задания группы получают на предыдущем уроке, чтобы можно было подготовиться, просмотреть литературу и другие источники.

1 группа – окрашивает вареные яйца, приклеивает наклейки, расписывает гуашью;

2 группа - готовит творожные кексы в формочках и украшает взбитым белком, цветным пшеном;

3 группа – готовит чак-чак. Способ приготовления требует особого навыка. Готовится крутое пресное тесто, нарезается маленькими шариками, обжаривается и в охлажденном виде смешивается с медом;

4 группа – готовит чай и организует праздничный стол из всех блюд, которые готовили группы. Застилает столы скатертями, оформляет салфетки, расставляют еловые веточки или веточки с проросшими листьями. Приглашают всех к столу. Пьют чай, обмениваются впечатлениями об услышанном на уроке и проделанной работе. Не зря говорят - “Скатерть – символ мира”.

Формулирование выводов.

Вместе с учителем девочки дополняют кластер, который приобретает следующий вид.

Праздники.

День рождения - можно готовить все что нравится, любимые блюда.

Новый год – можно приготовить любые блюда.

Пасха – обязательно готовятся традиционные блюда и блюда по желанию.

Курбан-Байрам – обязательно готовятся традиционные блюда и блюда по желанию.

Рефлексия.

Учитель организует беседу по вопросам:

- Удалось ли нам ответить на вопрос как организовать семейные праздники?

- Нужны ли нам знания в происхождении того или иного праздника?

- Что вам было известно, а что было для вас новым?

- А сейчас каждая самостоятельно допишите следующую фразу: “Теперь я смогу помогать маме лучше, потому что…”.

Девочки читают свои резюме в группах, затем выборочно – для всего класса.

Домашнее задание.

Составить рекомендации по проведению семейного праздника День рождение бабушки.