В концепции предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени образования, утверждённой приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для осуществления дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входят в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три функции:
- Развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном образовательном уровне, что позволяет поддержать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне.
- Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
- “Надстраивают” профильный курс, тогда такой дополнительный профильный курс становится в полной мере углубленным.
Здоровье продолжает ухудшаться, предмет физическая культура – единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблемы оздоровления учащихся, так как, физическая культура представляет собой педагогический процесс, который объединяет основополагающие компоненты – оздоровительный, развивающий и образовательный. Ведь тезис “о благотворном влиянии физической культуры на здоровье человека” представляется бесспорным. Исключительно важна роль в этом процессе учителя физической культуры, который формирует у школьников двигательные навыки, создает соответствующие условия и существенные возможности для правильной физической активности.
Элективный курс “Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность” позволяет познакомить школьников с основными формами и видами педагогической деятельности учителя. Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, рассчитанная на 17 часов.
Данная программа представляется особенно актуальной, т.к. поможет учащимся овладеть современными знаниями в области физической культуры, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, ознакомиться с современными оздоровительными системами.
Целью программы “Введение в педагогическую деятельность” является формирование интереса школьников к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорта, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности.
Задачи программы:
- формирование общих представлений о педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта, раскрытие ее сущности,
- развитие интереса к педагогической профессии в сфере физической культуры и спорта,
- диагностика личностных качеств и мотивов профессионального выбора на этапе до профессионального образования,
- ознакомление с содержанием профессионального образования в области физической культуры,
- овладение знаниями по методике обучения двигательной деятельности, оздоровительной и спортивной тренировки,
- овладение начальными умениями и навыками педагогической деятельности,
- подготовка выпускников старших классов к осознанному выбору педагогической профессии в сфере физической культуры и последующему профессиональному образованию, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей.
В содержании программы можно выделить две части:
- теоретическая (лекции, работа с учебниками, самостоятельная работа в домашних условиях),
- практическая (семинары, практикумы, проблемные ситуации, участие в проектах).
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- специфику профессиональной деятельности учителя физической культуры,
- основы методики обучения двигательной деятельности, оздоровительной и спортивной тренировки,
- средства развития физических качеств,
- особенности построения урока физической культуры, спортивной тренировки.
Программой курса определены три группы умений:
1) общие умения самостоятельной работы (планирования, организации, самоконтроля),
2) конкретные частные умения, отражающие специфику предмета “Физическая культура”: умение разрабатывать комплекс общеразвивающих упражнений для самостоятельных занятий, контролировать величину нагрузки по показателям физического состояния и частоты сердечных сокращений, тестировать физическое развитие и физическую подготовленность,
3) умение организовать психическую деятельность (восприятие, внимание, запоминание).
Тематическое планирование
В результате освоения курса учащимся предлагается защита индивидуальных проектов (комплексов развития физических качеств, комплексов упражнений для коррекции телосложения) в целях повышения физической работоспособности, укрепления здоровья, улучшения внешнего вида с учетом условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Содержание программы
Тема № 1. Роль учителя физической культуры, особенности его педагогической деятельности.
Деятельность учителя физической культуры, личные качества учителя, его коммуникативная культура.
Практикум: Диагностика личных качеств и мотивов профессионального выбора.
Тема № 2. Основные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Утренняя зарядка. Физкультминутки. Подвижные игры на переменах. Организация и проведение туристических походов. Пешие походы.
Семинары: Значение выполнения утренней зарядки, физкультминуток, пеших походов.
Практикум: Разработать комплекс упражнений утренней зарядки. Познавательная потребность.
Тема № 3. Особенности занятий физическими упражнениями. Распределение школьников на медицинские группы.
Влияние физических нагрузок на организм. Подготовительная, основная, заключительная части урока. Основная, подготовительная, специальная медицинская группы.
Семинары: Регулярные занятия физическими упражнениями благотворно влияют на организм человека. Причины ухудшения состояния здоровья школьников.
Тема № 4. Основы методики спортивной и оздоровительной тренировки. Простейшие способы оценки тренированности.
Нормирование нагрузок. Внешние признаки утомления. Интенсивность нагрузок. Субъективная и объективная оценка тренированности. Средства развития физических качеств.
Семинар: Специфика занятий избранного вида двигательной активности.
Показатели тренированности.
Практикум: Оценка физического развития. Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы. Оценка деятельности нервной системы. Оценка физической подготовленности.
Тема № 5. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Нарушение осанки. Плоскостопия. Ожирение.
Семинар: Организация двигательного режима по профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Практикум: Оценка осанки. Оценка свода стопы. Определение величины массы тела, сравнение с нормой, учитывая свой рост, возраст.
Тема № 6. Современные оздоровительные системы.
Шейпинг. Атлетическая гимнастика. Танцевальная аэробика. Аквааэробика. Калланетика. Пилатес. Бодибилдинг. Фитнес-йога.
Семинар: Самоконтроль в процессе занятий избранным видом двигательной активности.
Тема № 8. Самостоятельные занятия физической культурой.
Семинар: Как правильно составить занятия по физической культуре. Индивидуальный двигательный режим.
Практикум: Выполнение творческого задания. Защита реферата или проекта.
Литература для учащихся
- Гужаловский А.А. “Физическая культура и здоровье”, М, 1997.
- Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, Минск, 1994
- Зайцева Г.А. “Уроки физической культуры в 9 классе”, М, 1998.
- Лях В.И. “Тесты в физическом воспитании школьников”, М, 1998.
- Матвеев А.П “Теория и практика физической культуры”, М, 2011.
- Третьякова Л.А. “Сборник физических упражнений и спортивных комплексов”, Омск, 1993.
Литература для учителя
- Гецольд Е.С. “Таблицы для оценки физического развития школьников”, Омск, 1963.
- Гужаловский А.А “Проблемы оптимизации детей школьного возраста”, М, 1978.
- Журнал “Физическая культура в школе”.
- Журнал “Теория и практика физической культуры”.
- Матвеев А.П. “Теория и практика физической культуры”, М, 1991.
- Мишин Б.И. “Настольная книга учителя физической культуры”, М, 2003.
- Фридман Л.М. “Изучение личности учащихся”, М, 1998.
- Хрипкова А.Г. “Формируя интерес к урокам”, М, 1992.