Цели и задачи:
- расширить знания детей о мире животных; совершенствовать умения работать с бумагой;
- развивать творческий подход к работе; воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Оборудование урока:
для учителя: изображения слонов, гуашевые краски, кисти (мелкие и крупные), шаблоны, методические таблицы;
для учащихся: бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, карандаш.
Литературный ряд: загадки, стихотворения.
Ход урока
I. Вводная часть.
Приветствие учащихся.
Организация рабочего места.
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
II. Работа по теме.
1. Загадка.
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? … (Слон)
2. Весёлые стихи.
Слон смеётся в самый зной:
“Славный душ всегда со мной!”. (Б. Тимофеев)
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)
3. Рассказ о слонах.
Африканский слон.
Слон африканский – млекопитающее, живет только в регионах Африки, самое крупное из современных наземных животных.
"Толстокожий слон" - не совсем верно для этих животных. Кожа у слонов очень чувствительна и особенно чувствительна к солнцу.
Именно поэтому слонихи часто прикрывают своих детенышей своей тень.
А так же по этой же причине слоны покрывают себя грязью.
Существует два подвида африканских слонов: слон саванный, или кустарниковый, и лесной слон - распространён в тропических дождевых лесах Африки.
Несмотря на массивное сложение, слон поразительно подвижен, легок в движениях, без торопливости быстр.
Слон без усилий преодолевает крутой подъем, свободно чувствует себя среди скал. Поразительное зрелище — стадо слонов в лесу. Совершенно бесшумно животные прорезают густые заросли: ни треска, ни шороха, ни движения ветвей и листвы.
Ровным, внешне неторопливым шагом слон преодолевает в поисках пищи или, уходя от опасности, огромные расстояния, проходя за ночь десятки километров.
Встретить слонов нелегко: в больших количествах они есть теперь только в национальных парках.
Во многих африканских странах, где исторически водились слоны, сегодня слонов и вовсе нет.
Обычный состав слонового стада — 9-12 старых, молодых и совсем маленьких животных. Как правило, в стаде есть вожак, чаще всего старая слониха.
Стадо слонов — очень дружная община. Животные хорошо узнают друг друга, сообща защищают детёнышей.
Кроме человека, врагов у слона почти нет. Носорог, второй гигант Африки, спешит уступить слону дорогу, а если дело все же доходит до столкновения, всегда оказывается побежденным.
Африканский слон — одно из самых несчастливых животных. Его бивни, так называемая слоновая кость, издавна ценились почти на вес золота.
Пока в Африку не пришли европейцы с огнестрельным оружием, слонов добывали сравнительно мало — охота была очень трудна и опасна. Но поток любителей лёгкой наживы, устремившихся в Африку в конце прошлого века, резко изменил положение. Слонов убивали, выламывали бивни и оставляли гиенам и грифам огромные трупы.
Около 50 лет назад бесконтрольная охота на слонов была прекращена, создана сеть национальных парков и африканского слона удалось сохранить.
Слон в хозяйственном отношении очень ценное животное. Слоны привлекают туристов из других стран. Без слонов африканская саванна потеряла бы половину прелести.
Действительно, есть в слонах что-то притягательное. Идут ли животные неторопливо через равнину, рассекая, точно корабли, густую высокую траву; кормятся ли на опушке леса, среди кустов; пьют ли у реки, выстроившись в ровную линию; отдыхают ли неподвижно в тени деревьев — во всем их облике, в манере чувствуется глубокое спокойствие, достоинство, скрытая мощь.
И невольно проникаешься уважением и симпатией к этим гигантам, свидетелям давно минувших эпох.
Индийский слон.
Индийский слон меньше африканского. В отличие от африканского слона у индийского большие бивни и имеются только у самцов, и они в 2—3 раза меньше, чем у африканского. Уши индийского слона много меньше, они несколько вытянутые вниз и сильно заострены.
Дикие слоны обитают в Индии, Восточном Пакистане, Бирме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Непале, на Цейлоне.
Особенно резко стала сокращаться численность дикого слона в последние десятилетия в связи с расширением сельскохозяйственных угодий и плантаций эвкалиптов.
Индийский слон в большей степени лесной житель, чем африканский. При этом он предпочитает светлые леса с густым подлеском из кустарников и особенно бамбука. Летом слоны поднимаются довольно высоко в горы по лесистым склонам, и в Гималаях они встречаются у границы вечных снегов.
Чаще всего дикий индийский слон держится семейными группами по 10—20 животных, но встречаются одиночки.
В каждом стаде есть старая опытная самка, которой подчиняются остальные животные.
В отличие от африканского слона индийский легко приручается, быстро становится очень послушным, поразительно легко поддаётся обучению и может выполнять сложную работу.
В Индии и Таиланде слоны традиционно используются в качестве верховых животных. Слонов приучают ложиться по команде, чтобы на них легче было взобраться. Если же слонов не удаётся обучить этому, то к ним приставляют лестницу, по которой пассажиры поднимаются на спину животного.
Поездку совершают, сидя в гаудхе - ящике, прикрепленном подобно седлу. Форма его может быть различной. В большинстве случаев он имеет плетеную бамбуковую крышу для защиты от солнца и дождя.
В труднопроходимых болотистых и лесных районах слонов используют как верховых животных. На спине слона легко помещаются 4 человека, не считая погонщика, который сидит на шее слона.
Слоны способны переносить тяжести до 350 килограммов. Чаще всего слонов используют на лесоразработках, где они не только переносят тяжёлые стволы спиленных деревьев, но и выполняют сложные работы.
Слоны участвуют в охоте и пышных храмовых церемониях.
Большое количество индийских слонов, как легко приручаемых и послушных, покупают зоопарки и цирки всего мира.
III. Практическая работа.
Составим план выполнения работы.
1) По шаблону обведём контур слона.
2) Разметим линии сгиба, линии разреза, наметим глаза, сиденье, украшение на лбу.
3) Аккуратно вырежем по контуру и выполним сгибы точно по пунктирным линиям, выполним разрезы для клапанов.
4) Раскрасим слона.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде “Раз”!
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде “Два”!
5) После того, как работа просохнет, сложим по указанным линиям, закрепим клапаны, так, чтобы слон стоял.
IV. Итог урока.
1) Выставка и анализ работ.
2) Что интересного узнали на уроке?